– Оппоненты часто бросают нам упреки, что мы хотим вернуться к Беларуси, какой она была до 9 августа прошлого года. Однако все совсем наоборот, – отметил декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин. – Потрясения, которые нам хотели навязать вместе с цветной революцией, заставили посмотреть на себя и свою страну по-новому. Мы увидели много позитивного, что предстоит собрать. Несмотря на региональные отличия, Беларусь действительно единая. Проблемы, которые поднимают жители областей, зачастую очень схожи.
Протесты и санкции
Эксперты отметили, что белорусская модель управления подарила жителям нашей страны почти 30 лет мира. Но это слово сегодня «потрепалось» в устах молодежи, воспринимается иронично. Мир – не константа, которая дана белорусам навсегда. Нужно это объяснять молодому поколению, потому что ценнее ничего нет. К счастью, после августовских протестов количество понимающих людей, которые стали интересоваться политикой и разбираться в ней, увеличилось. Как отметил философ и публицист Алексей Дзермант, наше общество станет более сплоченным, когда не будет стесняться отстаивать свои идеи и символы. Однако на это потребуется время.
И если кто-то думает, что радикальные настроения исчезли, это не так, заверили политологи. Удалось прекратить попытки рейдерского захвата Беларуси и переворота, организованные по классическим технологиям цветной революции. Но цель осталась та же, будут меняться лишь формы и методы протестантов.
– Кто выстоял во время протестов? Местная власть и силовые структуры. Нужно укреплять кадровый потенциал страны патриотами, а также поднимать престиж государственной службы, – высказал свое мнение заместитель председателя облисполкома Владимир Привалов.
Живой интерес вызвала на форуме и тема санкций. Экономический блок волнует многих, ведь четвертый пакет санкций окажет большее влияние на нашу страну, чем предыдущие три вместе взятые. Сегодня много говорится о конкурентоспособности продукции, но здесь важна и конкурентоспособность работника. Это потенциал, который мы недооцениваем, а зря.
Партийное строительство и смертная казнь
Пожалуй, самая оживленная дискуссия состоялась о перспективах политической трансформации. В Беларуси в настоящее время зарегистрировано 15 политических партий, однако деятельность подавляющего большинства незаметна. Аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин акцентировал внимание на важном: перед тем как зарегистрировать партию, нужно создать идею. А не наоборот.
С 2008 года идут разговоры о том, чтобы в партию объединились члены организации «Белая Русь». Не все, например, небольшая часть актива. Ведь эта трансформация должна быть добровольной, ни в коем случае по указке. Здесь не идет речь о количественном преимуществе. При этом партийное строительство в стране нельзя пускать на самотек, необходимо создать регулирующий орган, отметили эксперты.
Участники форума затронули и другую серьезную тему – смертную казнь. Сегодня критики исключительной меры наказания утверждают, что она не сдерживает преступность. Однако можно отметить, что в сравнении с 90-ми годами количество тяжких преступлений снизилось. Значит, эффект от такой меры есть.
Всебелорусское народное собрание
Выслушали мнение политического актива региона и по вопросу придания ВНС конституционного статуса. Как отметил политический обозреватель Александр Шпаковский, есть дилемма о принципах формирования Всебелорусского народного собрания. Часть членов комиссии предлагает простой механизм: ВНС будет состоять только из депутатов всех уровней. Вторая позиция – помимо депутатского корпуса в обязательном порядке нужно включать в состав делегатов от авторитетных учреждений, общественных объединений, политических партий, крупных трудовых коллективов. Ведь в ином случае мнения многих граждан с активной позицией не будут услышаны.
Электромобили
Президент не раз говорил о том, что в Беларуси нужно активнее внедрять электротранспорт. На форуме поинтересовались у минских гостей, как обстоят дела в этой сфере.
– Действительно, перед Национальной академией наук поставлена задача создать батарею для белорусских электромобилей. Не скопировать китайскую или немецкую, а сделать свою. Уже разработали несколько моделей, их готовы выпускать. Однако мы столкнулись с некоторыми проблемами, – акцентировала внимание заведующая отделом человеческого развития и демографии Института экономики НАН Беларуси Анастасия Боброва. – Например, в управлении электробусом свои нюансы, ведь это не автобус и не троллейбус, а подготовка таких специалистов не ведется. Еще вопрос: кто будет ремонтировать электротранспорт? Тоже пока не ясно. Из-за таких нюансов работа идет не такими темпами, как нам хотелось бы. Хотя спрос на электромобили есть. Строится все больше электрозаправок.
Непростой разговор о том, куда и как двигаться нашей стране дальше, состоялся в Гомеле. До этого региональный форум «Беларусь адзіная» прошел в Молодечно и Бресте. К 17 сентября эксперты побывают во всех регионах страны.