Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Волонтеры из Гомеля рассказали о своих принципах, помощи беженцам с Украины и эмоциональном выгорании

2783 0 10:21 / 16.06.2022
Александр Давыдов и Ольга Винникова состоят в команде реагирования Гомельской областной организации Белорусского Красного Креста. Это своеобразное элитное подразделение волонтеров, которое находится рядом с человеком в трудную минуту. Ребята иногда помогают людям в ущерб себе и не получают в ответ слов благодарности.

DSC00111.jpg
Ольга Винникова и Александр Давыдов часто бывали на сложных выездах: помогали паломникам-хасидам, украинским беженцам. Фото Ивана Кузменкова 

Я маленький лучик света

Волонтеры часто вынуждены принимать эмоциональный удар. Они сталкиваются с душевной болью незнакомых людей, и не каждый потом может об этом с легкостью забыть.

– В марте работали на белорусско-украинской границе – принимали беженцев. Нам сказали ждать двух-трех человек, а приехали 26. Среди них был парнишка, который работал на родине врачом. Он ходил напряженный, взволнованный, хотя старался не показывать этого. Через час после записи выхожу из палатки и вижу, что парень сидит на корточках с потерянным видом. Спросил, как он. Однако молодой человек не ответил… Я побыл рядом, чтобы он ощутил комфорт, безопасность. Затем вместе прогулялись за водой. На месте парень умылся, извинился, обнял и стал горько рыдать. Я выслушал и, надеюсь, что помог. Интересно, как сложилась его дальнейшая судьба. Хотя привязываться к человеку нам не стоит, – рассказал Саша.

Парень старается не замечать трудностей – такой характер, фокусируется на положительном. Оля истории незнакомых людей чаще принимает близко к сердцу, порой приходится сдерживать слезы. От поведения добровольца зависит многое, есть рекомендации, которых ему стоит придерживаться. Например, в семь принципов работы входят гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность. Так плачут ли волонтеры? Да, ничего плохого в этом нет, это проявление эмоций.

– На границе часто видели страх в глазах. В такие моменты говорю с человеком, объясняю, что я маленький лучик света: обогрею, покормлю. Иногда после этого слезы текли у людей уже от радости. Потому что они нашли тех, кто им помог, – вспоминает Оля. – Что касается правил нашей работы, волонтер не должен давать ложных обещаний. Кто-то не подумает и скажет: «Война завтра закончится». А люди могут в это искренне поверить и уколоться, когда прогноз не сбудется. Да и нужно понимать, что мы соблюдаем нейтралитет. Помогаем всем, не выбирая сторону. У добра ее нет.

Поведение людей в чрезвычайных ситуациях разное. Например, беженцы с Украины первое время вели себя в Беларуси настороженно. Не верили волонтерам. Ребята искали подход, старались ускорить адаптацию в другой стране.

Сквозь уколы, боль и слезы

Кажется, у Саши и Оли много общего. Оба добрые и чистые, оба много улыбаются и шутят, а еще у них схожие дороги к безвозмездной помощи.

24-летний Александр Давыдов во время учебы в школе стал помогать людям. Говорит, разглядел в себе альтруиста. Молодой человек вступил в ряды БРСМ: чистил снег бабушкам и приносил продукты. Парень искал себя, был больничным клоуном и старался скрасить лечение тяжелобольных детей, которые видели серые палаты, капельницы и врачей в белых халатах.

DSC00194.jpg

– Был в отделениях гематологии, веселил ребят с лейкемией. И для меня не было ничего более ценного, чем улыбка ребенка, – подчеркивает Саша. – Понятно, что сразу многие ребята были грустными, но тут приходил я и отдавал хорошее настроение. Тем более понимаю, как неприятна больница. Сам проходил через похожее: уколы, боль и слезы. У меня сахарный диабет, был маленьким, когда узнал о своем заболевании.

Оля Винникова тоже стала волонтером еще в школе, однако в Красном Кресте уже более семи лет (Саша – около двух). Она старалась по-разному быть полезной, участвовала в благотворительных сборах. Иногда на лечение ребенка требуется космическая сумма, например более двух с половиной миллионов долларов. И важную роль в сборе играют в том числе и волонтеры. Один распространяет листовки с призывом о помощи, второй организует концерты, третий делает и то и другое. Причем Оле всего 20. Она помогает людям, учится в университете и работает в школе.

В Красном Кресте Оля Винникова и Саша Давыдов не только познакомились, но и сблизились, стали парой. Более того, парень недавно сделал предложение руки и сердца, ждет ответа девушки.

Люди в красном

– На границе с беженцами или паломниками-хасидами не могут работать неподготовленные люди. А у нас в команде реа­гирования все обучены: умеют оказывать первую помощь, психосоциальную поддержку, знают о концепции безопасного доступа (это меры, которые помогают уменьшить риски в нестабильных и небезопасных условиях – прим. автора), – отметила Оля.

В областном объединении три команды реагирования: в Гомеле, Мозыре и Жлобине. Их разделили, чтобы оперативно добираться в разные уголки области, например при паводках.

Ребята в группе реагирования помогают бескорыстно, деньги за это не предусмотрены. Поэтому у них есть основная работа. В рядах состоят педагоги, психологи, медики, сварщик, инженер и биолог. К сожалению, не всегда на рабочих местах с пониманием относятся к срочным выездам. Когда оперативно собирали волонтеров на белорусско-украинскую границу, один из работодателей категорически не хотел отпускать с работы. Вмешались лидеры из Красного Креста, все удалось уладить.

Волонтеры часто подвержены эмоциональному выгоранию. Они видят страдания. За свою работу порой не слышат даже банального «спасибо». Более того, сталкиваются с негативом: кормят зимой людей без места жительства, наливают чай и вместо благодарности слышат трехэтажный мат. Да, волонтеры готовы к любой реакции, но частый негатив выматывает.

У Оли было желание уйти, когда навалились учеба, работа, сложные выезды с группой реагирования. Но добровольцев обучают психосоциальной поддержке, чтобы они могли помочь не только чужим людям, но и коллегам, себе. Саша и Оля заверили, что в Красном Кресте их окружает по-настоящему дружная команда, каждый в ней стоит друг за друга.

– Уверены, что с душевной болью можем в любое время обратиться к председателю областной организации Крас­ного Креста Алле Викторовне Смоляк. Она не откажет и поможет. С днем рождения поздравляет и всегда находит, как решить проблему. Про каждого волонтера помнит, можно сказать, наша вторая мама. По секрету, мы в своих кругах и называем ее мамой Аллой, – объясняют ребята.

Сложилось ощущение, что добровольцы осознают силу честного разговора. Выгорание может случиться, но в Красном Кресте помогают с ним справиться. В группе реагирования иногда после выездов собираются и подводят итоги. Волонтеры рассказывают, что чувствуют, чего не хватало, ищут возможности, как улучшить совместную работу и стараются откровенно все выяснить.

Еще им точно помогает справиться с эмоциональным напряжением благодарность людей.

– Снова о ситуации на границе. Помню, когда украинцы уже освоились, ко мне подошла бабушка и попросила лист бумаги. Оказалось, она хотела написать благодарность, потом ее подписали и остальные. И так приятно мне стало. Вроде просто листик, но слова теплые-теп­лые, – поделилась Оля. – Нам вновь удалось подобрать ключик к людям, которые попали в беду. Каждый из беженцев уезжал в приподнятом настроении. Верю, они уже тогда понимали, что мы их не оставим, в любом случае будут под присмотром Красного Креста.

Это помогает добровольцам не забывать, что они трудятся не впустую и не зря отдают силы.

– Мы крэйзи-команда, которая готова много работать, чтобы помогать людям. Была бы необходимость и возможность, я бы жил на границе, – подытожил Александр. – Недавно услышал высказывание: «Волонтерам платят миллионы... Миллионы добрых слов, миллионы улыбок». Это и, правда, наша заработная плата. 
Общество


морозовичи.jpg
Belorusneft_14_04.jpg
0 Обсуждение Комментировать