В ожидании маленького чуда, или Почему окунаются в крещенскую полынью
1782 0 12:00 / 22.01.2008
не только не пошатнулся, а даже окреп. Поэтому на традицию окунаться в крещенскую стужу в полынью, руководствуясь исключительно религиозными побуждениями, я смотрел, мягко говоря, с большой долей скепсиса.
Так продолжалось долгие годы, пока жизнь не свела меня с человеком, на себе испытавшим крещенское омовение не по религиозным мотивам, а сугубо светским. У Дмитрия Дмитриевича аккурат в день Крещения родился сын. И папаша решил, дабы закрепить такое событие в своей жизни, окунуться в ледяную воду, веря, что это только пойдет на пользу и придаст новые силы. Так и сделал. Эффект превзошел все ожидания. Даже во время рассказа о своем неординарном поступке (а было это ранней осенью, за окном стояли теплые погожие дни), глаза Дмитрия Дмитриевича светились таким огнем, что без труда угадывалось: морозная купель действительно произвела неизгладимое впечатление, он с удовольствием повторит “погружение” снова и снова.
Тот рассказ стал для меня своеобразной точкой отсчета, запуска какого-то необъяснимого часового механизма: желание попробовать испытать крещенскую купель начало зреть. Месяц за месяцем оно морально крепло несмотря на склонность моего организма к простудным заболеваниям и грозные предупреждения друзей и знакомых о возможных негативных последствиях такого экстрима. А под Новый год и окончательно оформилось в четкую цель. Я уже точно знал: окунусь в ледяную воду обязательно, и это пойдет только на пользу и придаст новые силы. И уверенность, что удивительно даже было самому, не слабела, а по мере приближения к крещенскому празднику только крепчала.
И вот наконец наступило долгожданное 19 января. Как по заказу в этот день плюсовая температура сменилась на легкий морозец. И если бы не порывистый ветер, погодка вообще была бы благодатная. В соборе святых Петра и Павла еще шло торжественное праздничное богослужение, выстроилась громадная очередь за освященной крещенской водой, а на Киевском спуске и территории, прилегающей к нему, уже начали собираться желающие окунуться в ледяную речную воду. Стал кучковаться народ и на центральном городском пляже, где на несколько метров во льду была вырублена солидная прорубь. Это место и выбрал для окунания мой знакомый.
Дождавшись финала Крестного хода на Киевском спуске, а это действо закончилось после полудня, желающие попробовать на себе холод крещенской купели, в их числе и автор этих строк, со своими группами поддержки потянулись на пляж. На пешеходном мосту встречал пронизывающий насквозь морозный ветер, выдувавший последний оптимизм у сомневавшихся и придававший силы сарказму и иронии скептиков. Несколько сотен метров под воздействием этого ветра, и мне предлагали повернуть назад, ну, в крайнем случае, ограничиться умыванием речной водой. Не знаю, как на кого, а на меня подобные обращения, скажу, действовали с точностью до наоборот.
А на пляже к тому времени уже царило невероятное для этой поры года оживление. Раздеваясь тут же у берега, старики и дети, мужчины и женщины по очереди подходили к полынье и окунались в нее. Причем далеко не каждый, перед тем как нырнуть в прорубь, осенял себя крестным знамением. Тела окунувшихся на берегу становились красными, и от них так валил пар, будто люди вышли не из ледяной купели, а из парной.
С профессиональным хладнокровием за происходящим на пляже наблюдали двое медработников из центральной подстанции скорой помощи: врач выездной бригады неотложки Василий Ермаченко и фельдшер Андрей Довганинец. Их машина с характерными опознавательными знаками припарковалась недалеко от проруби. Работы медикам не было, и им оставалось только дышать морозным воздухом и наблюдать за купанием. На мою просьбу прокомментировать творившееся на реке оба охотно согласились.
— Я считаю, ничего страшного, если вы на несколько секунд окунетесь, не будет, — отметил Василий Ермаченко. — Для организма это всего лишь встряска, способ закаливания. Главное, не задерживаться, чтобы не переохладиться. Единственное, я не советовал бы лезть в ледяную воду людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями: могут начаться проблемы с сердцем. Но не думаю, что они сегодня решатся на такой поступок.
И вот он, “момент истины”. Верхняя одежда осталась на берегу, в плавках и купальных шлепанцах, с полотенцем под мышкой, подхожу к проруби. А возле нее даже очередь небольшая образовалась из желающих окунуться, поэтому приходится немного задержаться на берегу. Абсолютно незнакомые люди весело подбадривают друг друга и первые шаги в воду делают очень осторожно, боясь не столько ее низкого градуса, а опасности поскользнуться: у берега лед вырублен не до дна. Вот эти самые первые шаги самые тяжелые. До колена тело реагирует на холоднючую воду сильным жжением. Такое ощущение, что по ногам прошлись крапивой. А вот глубже — уже совсем другое дело. Вода, оказывается, не такая и холодная. Одним духом окунаюсь и обратно на берег. Ощущения уже совсем иные. Жжение в ногах, поднявшись по всему телу, превращается в равномерное покалывание как от тысяч маленьких острых иголок, морозный воздух и ветер абсолютно не ощущаются. От тела валит пар, оно здорово раскраснелось. Чувствую чудесную легкость, словно после хорошей баньки. По мере разогрева организма, а после выхода из ледяной воды температура тела начинает подниматься, чтобы компенсировать потерю тепла в воде, ощущается удивительный мышечный тонус. Аналогичное испытываешь, к примеру, после активного занятия плаванием, когда чувствуется каждый мускул. Поэтому неудивительно, что выходящие из полыньи все как один выглядят особенно подтянутыми.
Растершись досуха на морозном воздухе, одеваюсь в машине, любезно предоставленной одним из знакомых. Удивительное дело: плавки оказываются не такими безнадежно мокрыми, как летом. Они практически не выкручиваются: ста метров от берега до машины хватило на то, чтобы разгоряченное ледяной водой тело подсушило их. Это еще одно открытие возможностей собственного организма.
Но главное, небывалый эмоциональный подъем, положительный душевный заряд, которые испытываешь и получаешь после морозного купания. Это и есть маленькое чудо, на которое надеются и которое происходит с каждым, кто решился на крещенское омовение. Под него можно подвести любую подоплеку: религиозную, светскую, но суть от этого, по-моему, не меняется. Прилюдное испытание ледяной водой заставляет взглянуть на мир совсем другими глазами — широко раскрытыми и пытливыми. И его проходят только с настроем на лучшее,
с верой в свои силы, в возможности изменить себя к лучшему.
На пешеходном мосту ветер уже абсолютно не морозный. Тело настолько разогрелось, что не реагирует на подобную атмосферную мелочь. От ступней пышет жаром так, будто идешь по разогретому асфальту и тепло проникает сквозь толстые подошвы зимних ботинок. С моста видно, что ледяное купание началось и собственно на набережной у Киевского спуска. Правда, там в реку приходится спускаться по сходням, что несколько неудобно. Диссонансом в этой праздничной картине выглядят разве что укутанные в непробиваемые морозом теплые вещи рыбаки, застывшие на льду у своих лунок неподвижными темными столбиками. Они напоминают, что вокруг зима и мороз.
Вы спрашиваете, повторю ли я в следующем году купание на Крещение? Как только вышел из ледяной воды, ответ на этот вопрос уже был однозначный: конечно же, да! И потом еще и еще! Вот только морозец был бы покрепче. Тогда, говорят знающие люди, купание дает еще больший эффект.
В прорубь окунался (на снимке в центре)
Вячеслав МИНКОВ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать