Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Километры бинтов в заботливых руках. Медсестра Мария Екимова сохранила жизнь сотням бойцов

45 0 10:46 / 23.11.2024
Фронт во время Великой Отечественной войны у каждого был свой: для одних – в окопе с винтовкой, для других – на заводе у станка, для третьих – в поле, а для уроженки Чечерского района – у операционного стола. «Сестричка, помоги!» – еще долго слышалось Марии Екимовой в мирное время.

Снимок экрана 2024-11-21 125903.png
Память о Марии Екимовой хранят родные и земляки из Чечерского района

ОСТОЛБЕНЕЛА ОТ РЕВА НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ

Война пришла неожиданно в судьбу совсем молодой девушки. Уроженка Науховичей комсомолка Мария Сафонова в 1940 году направлена фельдшером в Западную Беларусь в военно-строительный участок, входивший в состав Западного особого военного округа. Через некоторое время ее перевели медсестрой в Белостокский военный госпиталь. Одновременно работала в воинской редакции «За Советскую Родину».

– 22 июня 1941 года ровно в четыре часа утра из окна комнаты, в которой спала, посыпались стекла, – даже спустя много лет Мария Максимовна вспоминала этот день с содроганием. – Проснулась и остолбенела от рева гитлеровских самолетов и бомбежки. Когда немного пришла в себя и выглянула в окно, увидела ужасную картину: стонали раненые, бежали в разных направлениях наши бойцы и командиры. По ним из домов некоторые местные поляки стреляли из винтовок и пулеметов. Недалеко от моей квартиры находились здания воинской редакции «За Советскую Родину», казармы танкового корпуса, госпиталь и часть войск НКВД. От первых фашистских бомб они превратились в груду горящих развалин. Началась срочная эвакуация раненых, приезжего населения и семей военнослужащих. Когда из Белостока уходили последние машины, вдруг возле меня остановилась одна, майор в форме летчика схватил меня с сумкой скорой помощи и красным крестом на рукаве, затянул в машину и попросил пить, а воды не было. Фашисты уничтожили всё.

В Чечерск девушка добиралась с автомашинами, зенитной артиллерией и пехотой, изнемогая от голода и усталости. Часто двигалась ночью, чтобы не попасть под прицел немецких самолетов. Вера в Победу, любовь к Родине и ненависть к врагу – главное, в чем черпала силы. Думала о мести за погибших, за поруганную землю, за то, что фашисты хотели отнять самое дорогое – страну.

– Среди местных было немало искренних людей. Я хорошо знала польский язык, вместе с бойцами часто заходила в дома к жителям, просила поесть и попить, обогреться, дать кусок хлеба на дорогу. Нас встречали добродушно. Помогая, люди сильно рисковали не тольцко собственной жизнью, но и жизнью своих близких, односельчан, ведь если фашистские стервятники узнавали, что советские солдаты появлялись в деревне, сжигали ее дотла, – говорила Мария Максимовна.

Когда добралась до чечерской больницы, там уже началась эвакуация раненых в Гомель. Немцы вплотную подошли к райцентру, Сафонову направили в Клинцовский горвоенкомат, а оттуда старшей медсестрой в эвакогоспиталь 1136, где началась новая страница ее службы.

ДНЕМ РАБОТАЛА В АПТЕКЕ, НОЧЬЮ ДЕЖУРИЛА В ГОСПИТАЛЕ

Оглядываясь назад, собеседница вспоминала, как санитарные летучки привозили почти бездыханных солдатиков, совсем еще мальчиков, а ей так хотелось их спасти. Требовалось переливание крови. Молодая медсестра много раз становилась донором. С улыбкой наблюдала, как благодаря ее крови у раненых розовели губы. Когда молодые ребята умирали, всегда тяжело переживала, горько плакала украдкой.

Поток бойцов Красной армии был огромным. На одну медсестру иногда приходилось до 150 человек, а они прибывали и прибывали, ослепшие, окровавленные, контуженные, обгоревшие, беспомощные. Сутками медики оперировали, перевязывали, ухаживали. Мария Максимовна рассказывала, как сильно уставала, даже есть так не хотелось, как спать. Бывало, давая наркоз раненому, засыпала стоя на ногах, падала, но через три-четыре часа снова была в строю. Сколько километров бинтов перемотала, скольких раненых вернули к жизни ее заботливые руки не сосчитать. Днем работала в аптеке, а ночью шла в госпиталь. Тихо молилась, наблюдая в темноте за зловещим заревом пожаров.

Передислокация госпиталя, большая мобильность при его развертывании и свертывании – всё это было на молодых девичьих плечах. Медперсонала не хватало, сами приспосабливали здания под госпиталь, мыли, закладывали кирпичами окна, инвентарь переносили на себе, грузили и разгружали вагоны.

Не раз во время эвакуации фашисты бомбили санитарные эшелоны. Приходилось быстро реагировать, тащить раненых под свист пуль и грохот снарядов в укрытие, затем обратно в вагоны. Было невыносимо страшно, не знает, как в том аду удалось выжить.

– Да, могли убить, но Бог миловал. Сколько раз в дороге перед нами и после нас эшелоны бомбили – не перечесть. Бывало, остановится поезд среди леса из-за покореженных путей, так и стоим иногда неделю, ждем, пока восстановят дорогу. Старалась не думать о смерти. Работать было тяжело морально и физически, ведь привозили солдат с разными ранами, ожогами, гангреной. Оперировали под обстрелами, выживали чудом. Женщинам на войне было трудно во всех отношениях, не только в бытовом. Приходилось и тяжести таскать, и в одиночку переворачивать раненых весом вдвое больше твоего. Откуда силы брались, не пойму, – делилась она.

ЛЕЧИЛА ПЕСНЕЙ И УЛЫБКОЙ

Мария Максимовна всегда была активисткой, проводила политбеседы, редактировала госпитальную газету, участвовала в самодеятельности. Бойцы слушали песни хрупкой девушки с сильным характером и верили в скорую Победу. Выписки о благодарностях из приказов по госпиталю за участие в проведенных праздниках хранила как дорогую память. Среди ее наград медали «За боевые заслуги», «За трудовое отличие», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд».

В госпитале встретила будущего мужа Афанасия Екимова. Боевое крещение он принял в брянских лесах в августе 1941 года. После фронтовых курсов младших политруков и лейтенантов назначен комиссаром отдельной истребительной противотанковой батареи 620-го стрелкового полка. Затем было артиллерийское училище и должность командира огневого взвода 16-го минометного полка 33-й минометной дивизии. Освобождал Сталинград. За проявленные отвагу и мужество майор Екимов отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, многими медалями.

Молодые люди приехали в Чечерск в 1948 году. Мария Максимовна до 1973-го трудилась медсестрой в перевязочной детского отделения райбольницы. Афанасий Трифонович много лет работал начальником штаба гражданской обороны в райцентре. Супруги достойно воспитали сына Владимира, который стал военным, капитаном авиации с 17-летним стажем. Прожили в мире и согласии всю жизнь, похоронены в Науховичах. 

P. S. Автор выражает благодарность сотрудникам Госархива общественных объединений Гомельской области и Чечерского историко-этнографического музея за помощь в подготовке статьи.
Фото из открытых интернет-источников
Общество
Горин_сайт.jpg

bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg