Штурмом и на “авось” вершину качества не возьмешь
1357 0 23:12 / 24.01.2008
— Галина Николаевна, как известно, экономика нашей области характеризуется многоотраслевой инфраструктурой и высокой концентрацией производства. Повышению ее эффективности призван способствовать целый ряд контролирующих организаций, к которым в определенной степени относится и ваша. Какой в свете новых требований вы видите задачу центра и что делается для того, чтобы избежать дублирования функций?
— Основная наша задача — формирование качественного, конкурентоспособного и безопасного потребительского рынка. А это, конечно же, требует координации действий всех органов государственного управления и исполнительной власти, правоохранительных и контролирующих организаций. В работе нашего центра утвердилась практика взаимодействия с ними, что позволило повысить эффективность работы и исключить дублирование функций.
Наиболее тесное содружество осуществляется, безусловно, при госнадзоре за соблюдением требований стандартов и обязательной сертификации. Совместно в прошедшем году было проведено более 30 процентов проверок от их общего количества, такая практика продолжается и в текущем году.
В итоге стала более упорядоченной торговля пищевыми продуктами, сократились факты продажи обезличенного товара, снизился риск покупки просроченного товара, улучшилось качество реализуемого автомобильного топлива и оказываемых услуг по ремонту автотранспорта. Например, более чем в два раза по сравнению с 2002 годом снижено в торговле и на рынках количество неповеренных и технически неисправных весоизмерительных приборов.
— Вашим центром сделан значительный вклад в разработку и реализацию областной программы “Качество” на 2001 — 2003 годы. Что является приоритетным в этом направлении в данный момент?
— Прежде всего следует сказать, что в связи с расширением Евросоюза существенно возрастает актуальность работ по обеспечению подтверждения соответствия белорусской продукции требованиям директив ЕС. Начало текущего года ознаменовалось тем, что Законы Республики Беларусь “О техническом нормировании и стандартизации” и “Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации” были подписаны Президентом. Они в полной мере отражают те перемены, которые происходят в мире для устранения технических барьеров в торговле и повышения конкурентоспособности продукции.
Поэтому приоритетным направлением политики в области качества остается внедрение систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО-9000. Всего на данный момент такие системы внедрены и сертифицированы на 42 предприятиях региона. Кстати, первоначально планировалось на 37. Удельный вес сертифицированных производств в общем объеме составляет более 60 процентов. При активном участии специалистов нашего центра работы по созданию и сертификации систем качества проводились на 22 предприятиях, такая деятельность осуществляется и сейчас.
Однако хочу заметить, что сертифицированная система менеджмента качества является всего лишь инструментом, которым должны пользоваться все — от руководителя до исполнителя. И успех будет стабильным лишь тогда, если применять его разумно и постоянно, а не складывать разработанные документы на полки, лидером же является руководитель, который видит поставленные задачи и пути их решения.
— Логичен переход нашей беседы к тем, кто не считает качество первостепенным и требующим постоянного внимания делом.
— Позволю себе прибегнуть к цифрам. Так, в 2003 году после организации проверок нам пришлось применить штрафных санкций на общую сумму 74,8 миллиона рублей, выдать 31 полный запрет реализации, 166 запретов реализации партий, что позволило предотвратить поступление некачественной продукции к потребителям. Запрещено к использованию 6420 непригодных средств измерения. За каждым из этих фактов — конкретный виновник. К административной ответственности привлечено 271 должностное лицо, в органы прокуратуры направлено шесть материалов.
Такими же впечатляющими выглядят цифры и в текущем году. Выдано 16 запретов продукции в полном объеме, 100 запретов в объеме проверенных партий, сумма штрафов составила 19,7 миллиона рублей, пять материалов направлено в органы прокуратуры, на 50 должностных лиц составлены протоколы об административной ответственности.
— Давайте проиллюстрируем сказанное на конкретных примерах.
— Привести их, к сожалению, можно великое множество. И очень важно подчеркнуть, что в большинстве случаев грубые нарушения законодательства в области качества становятся результатом безответственности руководителей. Именно благодаря такому неистребляемому “авось” нередки ситуации, когда вопреки запретам, выданным специалистами центра на продукцию, несоответствующую требованиям стандартов, при повторных проверках устанавливались факты ее реализации потребителям. Например, подобным образом поступили в Чечерском райпо, комбинате строительных конструкций ДСТ-2, ОАО “Жлобинский льнозавод”, ОАО “Гомельский подшипниковый завод” и других, которыми руководят соответственно В. Н. Бацанова, В. В. Бортников, А. П. Ринейский, А. И. Захаренко. В итоге пострадали трудовые коллективы в целом, так как, согласно законодательству, к предприятиям применены штрафные санк-ции в объеме стоимости реализованной продукции, а значит, ухудшилось и без того сложное финансовое положение последних.
— Одним из направлений вашей деятельности является работа с обращениями граждан. Каких сфер обслуживания касаются поступающие жалобы, что изменилось в работе с ними в свете современных требований?
— В основном жалобы поступают на низкое качество продуктов питания и товаров повседневного спроса. По всем обращениям проводятся проверки. Наиболее значительные нарушения установлены в торговой сети. Например, жителей не удовлетворяет качество спичек Гомельского фанероспичечного комбината, колбасных изделий ОАО “Жлобинский мясокомбинат”, булочных и кондитерских изделий Добруш-ского райпо. Из-за несоблюдения сроков и режимов хранения забракованы десять наименований рыбной продукции в магазине №5 ОРЦ “Рыба и морепродукты”, а также маргарин и кулинарный жир в магазине №10 ОАОТ “Центр” г. Гомеля. По фактам установленных нарушений к торговым и производственным предприятиям применены штрафные санкции, выданы запреты реализации некачественной продукции и составлены протоколы о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. К работе с обращениями граждан мы всегда относимся очень ответственно, и то, что после проверок не поступает повторных жалоб, говорит само за себя.
— Директива Президента Республики
“О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины” направлена на повышение персональной ответственности каждого руководителя за состояние дел на доверенном ему участке работы, в том числе за качество выпускаемой и реализуемой продукции. Какие цели в этой связи ставит перед собой ваш центр?
— Прежде всего мы намерены ужесточить государственный надзор за соблюдением требований законодательства и технических нормативных правовых актов по стандартизации, оценке соответствия, метрологических норм и правил при производстве и реализации продукции. Особое внимание уделив при этом строительной продукции, услугам по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Ставим перед собой также цель освоить госнадзор энергоресурсов и горюче-смазочных материалов, коммунальных и бытовых услуг, увеличить удельный вес проверок ввозимой продукции.
Предстоит нам также завершить разработку областной программы “Качество” на 2004 — 2006 годы и обеспечить оказание научно-методической помощи предприятиям региона в области технического нормирования и стандартизации, внедрения систем управления качеством пищевых продуктов на основе НАССР, сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО-9000, систем экологического управления на базе международных стандартов ИСО серии 14000, подтверждения продукции региона требованиям директив ЕС.
Надеюсь, перечисленные мною новые направления в работе нашего коллектива и сложившаяся практика тесного взаимодействия с исполнительной властью и промышленными предприятиями обеспечат выполнение намеченных задач и положений Директивы №1 Президента Республики Беларусь, что позволит области достойно вы-глядеть на внутреннем и внешнем рынках продукции и услуг.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать