Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх


Школа для “особых” родителей

1616 0 23:12 / 24.01.2008
Марина (имя изменено) была послушной девочкой из благополучной семьи. В школе хорошо училась, окончила техникум. Вышла замуж, родила ребенка. Вот только малышка появилась на свет больной — с тяжелыми умственными нарушениями. Муж Марины — назовем его Павел — в поисках выхода из стесненного материального положения, как и многие белорусские мужчины, отправился на заработки в Москву. Все семейные заботы, уход за больным ребенком тяжким грузом легли на плечи молодой мамы. Сюда же добавились косые взгляды и непонимание окружающих, неприятие обществом “особого” ребенка, оторванность от мира. Но самое главное, постоянное чувство вины — почти все родители корят только самих себя за то, что у них родился ребенок с отклонениями. И одиночество.
Павла никогда не было рядом. Каждый “рейд” затягивался месяца на три-четыре. Такое проживание мужчины, особенно молодого, вне семьи обычно ничем хорошим не заканчивается. Скоро друзья, которые также ездили на работу в Россию, поведали Марине, что у Павла есть другая женщина. Это, наверное, стало последней каплей. Пережить такие душевные муки не было сил — Марина покончила жизнь самоубийством. Двухлетняя девочка осталась на руках у бабушки: отец, вернувшись из Москвы, от дочки вообще отказался.
Надо сказать, в нашем обществе мужчины, столкнувшись с подобной проблемой, часто обвиняют во всем своих жен, уходят из семьи, отказываются от больных детей. Нередко и женщины оставляют таких ребятишек еще в роддоме. Но разговор сейчас не о них. Что чувствуют женщины, которые растят детей с “особенностями”? Каково жить с таким грузом?
Им постоянно приходится сталкиваться с предубеждениями типа “ты сама виновата, что у тебя такой ребенок”. И в итоге эти женщины так же начинают относиться и к самим себе. Живут с чувством вины, со страхом заглянуть в будущее. Заперты в четырех стенах, оторваны от мира. Знают, что не смогут реализовать себя, потому что возможности работать нет — нужно ухаживать за больным ребенком. Половина из этих женщин — матери-одиночки и те, от кого ушел муж — живет (читай: выживает) только на пособие по уходу за инвалидом. За 72 тысячи рублей они вынуждены питаться, одеваться и покупать лекарства. Тут у кого хочешь крыша съедет.
Поддержать родителей больных детей, помочь справиться с проблемами, найти подход к их детям — такую задачу поставил перед собой семейный клуб “Школа для родителей”, основанный в Гомельском областном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Три педагога-психолога и социальный педагог работают с мамами и папами детей, которые родились с множественными тяжелыми нарушениями в развитии. Заседания клуба проходят два раза в месяц. Это так называемые коррекционные дни в центре, когда дети получают помощь дефектологов, психологов, логопедов, инструкторов лечебной физкультуры. Родители могут спокойно обсуждать свои проблемы, не волнуясь за малышей, — они под присмотром специалистов.
Помимо психологов и педагогов, в просветительских занятиях-семинарах участвуют юристы, врачи, представители общественных организаций. “Особых” родителей обучают методам воспитания и развития детей с отклонениями, формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях, связанных с проблемами ребенка. К каждому семинару педагоги готовят информационные бюллетени, чтобы знания можно было буквально унести с собой.
Кроме этого, родители в любое время вправе рассчитывать на консультативную помощь. В центре помогут решить многие вопросы — от обучения ребенка с отклонениями (специалисты разрабатывают индивидуальные программы развития для каждого малыша) до семейных конфликтов, связанных не только с больным ребенком, но и с другими членами семьи.
Конечно, просветительская работа клуба дает родителям очень важные знания для работы с “особыми” детьми. Но и психотерапевтические занятия, которые проходят в форме тренингов, не менее значимы. Часто психологическая поддержка бывает нужнее полезного совета. Важно, что у родителей “особых” детей есть возможность высказаться. Не надо прятать глаза и замолкать, когда разговор касается больного ребенка. Наконец, эти мамы и папы знают, что они не одиноки, что есть с кем поделиться своей бедой, и словно часть тяжкого груза спадает с души.
— То, что наши встречи как глоток свежего воздуха, как отдушина посреди серых дней, читается по лицам родительниц, — рассказывает педагог-психолог Ольга Леонидовна Горелова. — Если обычно мама приходит с мрачным лицом, погруженная в свои мысли и проблемы, то к концу занятия она уже улыбается. Наши встречи дают выход эмоциям, переживаниям, помогают снять стресс, напряжение.
— В будущем мы хотели бы не только давать знания, — делится планами социальный педагог Янина Николаевна Медведева, — но и попытаться разнообразить жизнь наших “особых” родителей, отвлечь их от повседневных забот. Появилась задумка приглашать на занятия косметолога. Неплохо было бы вместе проводить свободное время — выезжать на природу, посещать театр, выставки. Конечно, для реализации таких идей нужны средства, которых очень не хватает...
Многие родители воспринимают появление ребенка с отклонениями как конец жизни. Но это не конец. Это начало новой жизни. И в их силах сделать эту жизнь счастливой. А с нашей стороны нужно только немного сочувствия, понимания, тепла и поддержки.
Общество
Горин_сайт.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg