Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Прыжок в неизвестность

1649 0 12:00 / 14.04.2009
Февраль 1945-го. Из концлагеря на острове Узедом в Германии совершен дерзкий побег. Группа советских военнопленных из 10 человек, работавшая в маскировочной команде на аэродроме, убив конвоира, проникла на стоянку самолета “Хейнкель-111”. 
В обеденный перерыв, когда немецкие техники ушли на обед, летчик Михаил Девятаев снял арестантскую одежду и стал запускать двигатели. Взлететь получилось не сразу, так как не были убраны посадочные щитки. Лишь в конце полосы “хейнкель” оторвался от земли и на малой высоте двинулся над морем.
Михаил Петрович Девятаев, старший лейтенант, вел самолет, ориентируясь по солнцу. Выпускник Чкаловской школы летчиков, он имел солидный опыт полетов и воздушных сражений. Еще 24 июня 1941 года под Минском сбил пикирующий “юнкерс”. В сентябре 1941-го было серьезное ранение, госпиталь. Некоторое время Девятаев служил в бомбардировочном полку, позднее — в санитарной авиации. В мае 1944-го после встречи с Покрышкиным Михаил Петрович вновь возвращается в ряды летчиков-истребителей. На его счету 9 сбитых самолетов противника.
13 июля, выполняя задание по отражению налета вражеской авиации в районе Львова, Девятаев вынужден покинуть с парашютом горящий истребитель. Его захватили в плен, доставили в разведотдел абвера в Варшаву, затем — в Лодзинский лагерь военнопленных, позднее — в Новый Кенигсберг. И уже в августе 1944-го — первая попытка побега. Правда, неудачная. Девятаев получает статус смертника и попадает в Заксенхаузен. Правда, вскоре ему удается перейти в разряд штрафников. На острове Узедом, где гитлеровцы вели разработки сверхмощного оружия — баллистических ракет “ФАУ-2”, мужественный летчик подбирает себе команду самых отважных, чтобы бежать из плена. Бежать наверняка. В ней и наш земляк, уроженец деревни Песочная Буда тогдашнего Тереховского района 20-летний Владимир Иванович Немченко.
Фашисты выслали вдогонку за сбежавшими истребитель, но он не сумел их обнаружить. Засек другой, возвращавшийся с задания, однако у того не было боеприпасов. И только в районе линии фронта “Хейнкель-111” с советскими военнопленными на борту обстреляли родные зенитки. Самолет вынужден был совершить посадку в расположении артиллерийской части 61-й армии. “Все перелетевшие на нашу сторону одеты в арестантские халаты с номерами. Никаких документов при себе не имеют, — сообщал начальник отдела контрразведки “Смерш”. — В самолете Не-111, кроме трех бортовых пулеметов, никакого вооружения или посторонних предметов не обнаружено. Допросы задержанных — Девятаева и других — ведем в направлении изобличения их в принадлежности к разведывательным органам противника. О результатах дальнейшего следствия сообщу дополнительно”.
Сведения о нашем земляке Владимире Ивановиче Немченко весьма скупые. Образование 7 классов, рабочий, беспартийный. В Красной Армии не служил, в Германию угнан в сентябре 1942 года.
Можно только представить, сколько довелось пережить этому человеку, пройдя три года концлагерей, унижений, издевательств, изнуряющего труда. Да и после удачного побега из плена натерпелся немало. Спецслужбы проверяли очень жест-ко, не верили, что возможен такой побег. Даже то, что пленники доставили стратегически важные сведения о засекреченном острове, где фашисты производили и испытывали ракетное оружие, не бралось во внимание. После тщательной проверки их зачислили в одну роту 777-го стрелкового полка.
Как сложилась послевоенная судьба В. И. Немченко, ничего не известно. Попытка найти его родственников в деревне Песочная Буда не увенчалась успехом. Нынешние коренные жители не помнят такой семьи. Старожилов, знающих довоенную историю села, практически нет. Как сказал председатель Грабовского сель-
исполкома Гомельского района Владимир Шереметьев, и на территории Совета установить какие-то “ветви рода” тоже не удалось. Нет никаких упоминаний о земляке и на двух братских захоронениях в Песочной Буде.
Тщательно изучила я книгу “Память” Добрушского района (Песочная Буда несколько лет входила в состав Тереховского района). Но и в ней лишь две фамилии Немченко значатся в списках пропавших без вести. Яков Кузьмич 1911 г. р. из деревни Чырвоны Сцяг Демьянковского сельсовета и Семен Тимофеевич 1912 г. р. из поселка Чырвоны Партызан Кузьминичского сельсовета.
Судя по тому, что пережил после войны главный инициатор побега летчик Девятаев, и судьба Немченко сложилась не лучшим образом. Осенью 1945-го Михаил Петрович уволился в запас, затем был осужден военным трибуналом. Через 9 лет еле устроился грузчиком в Казанском речном порту. Лишь в 1957 году благодаря стараниям конструктора Сергея Королева ему было присвоено звание Героя Советского Союза. До последнего дня своей жизни Девятаев жил в Казани, работал капитаном речного флота.
Краевед И. С. Бурнайкин из Мордовии, родины Девятаева, узнав, что в Добруше есть краеведческий музей, недавно прислал письмо в надежде отыскать сведения о нашем земляке. Сложно установить истину спустя столько лет. Вполне вероятно, что много переживший Немченко в послевоенное время и не вернулся на родину. 
Возможно, кто-то из читателей располагает информацией о Немченко, живших в довоенной Песочной Буде?
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать