Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Мария Георгиевна Жукова побывала в Минске на торжествах по случаю 70-летия освобождения Беларуси и поделилась мыслями о наболевшем

9131 1 23:19 / 10.07.2014
70-летие освобождения Беларуси — хороший повод вспомнить тех, кто приближал долгожданный день избавления от фашистского порабощения. Вспомнить всех: от рядового до маршала. Жизнь маршала Победы Георгия Жукова тесно связана с Беларусью. Причем не только в военное время. «Гомельская праўда» в ряде публикаций рассказывала о малоизвестных страницах биографии молодого Жукова. В частности, о том, что в 20-е годы он служил в местечке Сырод Калинковичского района и что там у него родилась дочь. Ее уже нет в живых, но семейная тайна потомков Георгия Жукова и Матрены Заренок перестала быть таковой. Они впервые решились почтить память своего знаменитого деда и прадеда не в узком семейном кругу, как обычно, а отправились в столицу.
IMG_6538.JPGМария Жукова на митинге у памятника отцу.  Справа — председатель Белорусского отделения фонда Жукова Дмитрий Сенько
Героиня публикаций в «ГП», белорусская внучка Жукова Ольга Новик делится впечатлениями: «Ночь в поезде была бессонной. Волновалась, как все пройдет, все же не хотелось публично афишировать наше родство». В столицу приехали также дочери Ольги, внучка, племянник с женой. Волнения всем прибавляла и ожидаемая встреча с дочерью маршала Марией Георгиевной. Она специально приехала из Москвы, чтобы принять участие в праздничных мероприятиях.
2 июля у памятника Жукову, в сквере, носящем его имя, собралось немало минчан — людей разных поколений, глубоко уважающих великого полководца и его заслуги перед Отечеством. Прибыли также руководители Московского фонда Жукова и Белорусского отделения фонда, представители общественных патриотических объединений — белорусских и российских. Митинг мало походил на дежурное мероприятие «по поводу». Рядовые минчане выражали свое почтение маршалу — в словах искренней благодарности, музыкальных номерах. Это было теплое неформальное общение близких по духу людей, и Марии Георгиевне оно было приятно.
Трогательным было и общение с гостями с Гомельщины. Мария Георгиевна ответила согласием приехать в Сырод, а еще лучше — приурочить свой приезд к открытию мемориальной доски там, где в молодости служил отец. К сожалению, с открытием мемориальной доски местные власти медлят, хотя это было бы очень кстати в рамках празднования 70-летия освобождения Беларуси.
Автору этих строк тоже довелось пообщаться с Марией Георгиевной Жуковой. Уверена, читателю будет интересно ее мнение о простых, но важных для каждого вещах.

О патриотизме

Я испытываю особое волнение от того, что приехала в Минск в особый день, накануне празднования 70-летия освобождения Беларуси от фашистов. Очень люблю Беларусь, Минск и хочу выразить большую благодарность всем, кто чтит память о моем отце. Во время празднования 65-летия освобождения мне посчастливилось познакомиться с Президентом Беларуси Александром Григорьевичем Лукашенко, от себя, от всей нашей семьи поблагодарила его за то, что поставлен такой хороший памятник маршалу Жукову и достойно почитается память об отце. Глава государства ответил на это, что так было и будет всегда. Вчера внимательно слушала его выступление на торжественном собрании и порадовалась: Александр Григорьевич так мудро, сердечно обратился ко всем ветеранам, ко всем, кто понимает, что это был за подвиг, и призвал всех нас испытывать великую благодарность к победившим фашизм.
К сожалению, последние 20 — 25 лет, особенно в России, забывали говорить о патриотизме, о том, что мы живем благодаря этому подвигу. Хочу еще раз поклониться до земли ветеранам, всем, для кого память о моем отце свята. Я как дочь ощущаю, сколько людей его уважают и даже, не побоюсь этого слова, преклоняются перед ним. Было время, когда на Жукова обрушилось много клеветы, но сейчас, к счастью, ситуация исправляется. Правда всегда восторжествует, какими бы тяжелыми тропами к ней ни пришлось идти.
IMG_6482.JPGЦветы полководцу от благодарных минчан

О фильме «Жуков»

После выхода сериала не могла не высказать свое мнение о нем. Позвонила в «Российскую газету» — это одно из главных государственных изданий. Ариадну Рокоссовскую, правнучку знаменитого маршала, знаю давно и уверена, что она не исказит сказанного мною. Говорю: «Не могу молчать». Смотрела фильм, делая над собой большое усилие, хотя много раз порывалась выключить телевизор. Но внутренний голос говорил: смотри! Это надо, чтобы потом высказать свое мнение, иначе скажут: почему ты критикуешь, не посмотрев. Посмотрела до конца, и этот конец особенно «впечатлил». Играет пластинка с песней Руслановой, уже старый, сломленный Жуков сидит в кресле, по его щеке катится глицериновая слеза...
Я слышала, что Александр Балуев в жизни очень хороший, добрый человек. Как актер он мне очень нравится в фильме Говорухина «Благословите женщину» — я его, наверное, раз пять смотрела. Но какой же из него Жуков? Это вообще не Жуков, и близко ничего подобного нет. Не только во внешности. Пыталась за что-то зацепиться, найти какую-то знакомую черту, жест, манеру, напоминавшие моего отца. Но ничего такого не заметила. То же самое относится и к моей маме — Галине Александровне. После выхода фильма было много звонков — от ветеранов войны и не только. Один пожилой мужчина спрашивал: «Как это понимать?» Хотела бы я также получить ответ на этот вопрос.
В роли Жукова Балуев выглядит не как живой человек со всеми присущими ему чувствами, страстями, а скорее напоминает памятник. Понятно, что художник создает какой-то гипертрофированный возвышенный, мужественный образ. Акцент на этом уместен, если надо передать характер, волю, жесткость, когда от твоих решений зависят миллионы жизней. Но дома отец был совершенно другим — жизнерадостным, улыбчивым, а Балуев в фильме улыбнулся лишь однажды.
Уместно привести сравнение с Суворовым. Я книжку писала о нем. Сколько есть его портретов, но разве мы знаем, каким Суворов был в жизни? Однако создан какой-то обобщенный образ, и это допустимо. Но в случае с фильмом «Жуков» я воспринимаю это как вредительство. Я же еще жива и не в маразме. Могу сценарий прочитать, что-то подсказать, что в этом месте неправда, здесь надо что-то изменить. Живы и другие люди, которые были знакомы с отцом, и могли бы многое рассказать.
IMG_6488.JPGОльга Новик также участвовала в праздничных мероприятиях

Об исторической достоверности и художественном вымысле

Существует такое мнение: а что вы хотите, это же не документальный фильм, а художественное произведение. Но Жуков — историческая личность, и обидно, что современники будут судить о нем не по достоверным источникам, а по таким произведениям. По-настоящему художественное произведение о Жукове — это фильм «Освобождение» с Михаилом Ульяновым, другие фильмы с его участием. Я очень благодарна Михаилу Александровичу за то, что он создал такой образ отца.
То же самое и книг касается. Я редактор (М. Г. Жукова работает редактором в православном издательстве Сретенского монастыря в Москве — прим. автора) и сама пишу, но не могу понять таких авторов. Вот есть автор Селуянов. Я его тоже критиковала, хотя просила не обижаться. У него в книге смешение жанров, кусок — художественный вымысел, кусок — документальный. А неискушенный читатель все воспринимает за документализм. Есть такая сцена в книге. Зашел Жуков в кабинет к Сталину. Тот налил себе и ему. Сталин отпивал маленькими глотками, а Жуков — залпом. О том, как в 1957 году отца сняли со всех постов, Селуянов пишет: «Пришел Георгий Константинович домой, открыл холодильник, налил стакан водки, выпил залпом. Показалось мало. Налил еще один стакан, еще выпил...»
Я говорю: «Что вы пишете? Это на моего отца совершенно не похоже». И знаете, что он мне ответил: «Это нормальная реакция для мужчины». Но ничего подобного в реальной жизни не было. Я помню ответ отца Константину Симонову, когда тот беседовал с ним, об этом разговоре мне отец позже рассказывал. Он не пил, он был человек огромного самообладания, большой силы воли. Через несколько дней поехал на рыбалку, любил на воду смотреть, природа, лес успокаивали. Если бы он опрокидывал стаканы, то ничего не добился бы и не прожил бы столько. Остались исторические кадры: ему 70 лет, но как он идет, какая у него выправка, походка!
Был период, когда ветераны очень сильно возмущались клеветой на отца. Ведь порой пишут всякую ерунду, откровенное вранье. Пытались даже в суд подать, чтобы привлечь клеветников к ответственности по статье о защите чести и достоинства. Оказывается, такое заявление могут подавать только ближайшие родственники. Ветераны звонили мне. Переживают, говорят: «Давайте судиться». Я считала, что надо найти блестящего адвоката. И уж если будет суд, то его надо выиграть, если бить, то в десятку. А просто запустить и проиграть процесс — будет еще хуже. Пока тишина. Все заглохло.IMG_6423.JPG

О жизни без отца

Мама долго и тяжело болела. Сильно мучилась — у нее был рак груди, который в то время плохо лечили. Умерла молодой, в 47 лет, а через семь месяцев не стало и отца. Я осталась сиротой в 17 лет и была настолько убита горем, что не воспринимала ничего происходящего вокруг. Пережить горе помогла прежде всего бабушка. Но были, конечно, и другие, кто поддержал меня. Мамы всем не хватало. Вокруг нее все вертелось в доме. Это она сглаживала острые отношения с моими старшими сестрами. Как солнышко, старалась всех обогреть ради отца. Они при отце приезжали к нам в гости по праздникам, на дни рождения. Разница у меня с ними в тридцать лет и, понятно, у нас было не много общего. Я понимаю, что им тяжело было пережить уход отца из семьи.

О культуре

Горько и обидно порой бывает за современную культуру, искусство. Мат на телевидении, в театре, кино просто коробит. И находят объяснения: на войне, в тяжелых условиях, особенно в бою, это, мол, было. На фронте, конечно, было, но зачем это показывать. Мат есть мат, в каких бы условиях ни звучал, и правды жизни он вряд ли способен прибавить. Обнадеживает то, что Госдумой принят закон, запрещающий мат и нецензурную ругань в СМИ, на сцене, в кино.
Я уже не помню, когда в театре была — и все из-за сквернословия на сцене. Остался разве что Малый театр и Татьяна Доронина. Она молодец. Фильм с ее участием недавно шел по российскому каналу. Я только сейчас оценила, какая это великая женщина: не только красавица, хорошая актриса, но и человек с сильным характером. Она еще сделала и великое государственное дело. В 90-е годы, во времена перестройки, создала театр. И когда в искусство хлынула лавина грязи, Доронина ставила хорошие спектакли. Без обнаженных тел, секса и всего такого. Мой сын тогда еще был школьником, и я специально брала его с собой на спектакли. Знала, что там он ничего дурного не почерпнет. Недавно видела хороший фильм о Дорониной, с ее блестящими монологами, люди о ней там хорошо говорили. Помимо таланта, у нее еще и большой духовный потенциал. Не каждому человеку это дано.
IMG_6405.JPGIMG_6412.JPGIMG_6435.JPGIMG_6449.JPGIMG_6476.JPGIMG_6561.JPGIMG_6593.JPGIMG_6657.JPG
Фото автора
Только в «ГП»


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
стикс 01/01/1970 03:00
Спс.. интересный материал.  С Ульяновым в гл. роли Жукова (великолепный артист)- вообще отличный фильм, и почти сходство..Жаль,что в Гомеле нет памятника или хотя бы  бюста Георгию Константиновичу.
Цитировать