Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Знай свой статус, или Какого вируса бояться в XXI веке

7441 0 05:23 / 13.04.2016
Незваный гость по имени ВИЧ
Похоже, мы уже притерпелись к этой некогда пугающей аббревиатуре. И хотя количество смертей, связанных с ВИЧ, снизилось в мире в последние годы, от этого вируса и развивающегося на его фоне СПИДа умирают 1,8 мил­лиона жителей ежегодно.
Калинковичский район в ряду наиболее неблагополучных по эпидситуации с ВИЧ, количество случаев увеличивается. В районном центре гигиены и эпидемиологии сообщили, что на начало года были зарегистрированы 376 человек с этим вирусом. Для сравнения: в соседнем Мозыр­ском районе с населением вдвое большим — 415 зарегистрированных ВИЧ-инфицированных на ту же дату. За три прошедших месяца список калинковичан с ВИЧ пополнился еще на восемь пациентов — все заразились половым путем. Теперь их официально 382, но, как утверждают специалисты, эту цифру можно смело умножать на 10. Хотя и она, похоже, не способна напугать наших «смелых» земляков. Может, заставят задуматься более конкретные и впечатляющие примеры неоправданной беспечности, они тоже рядом.
Среди тех, кто наряду с медиками противостоит, увы, не очень успешно, чуме прошлого и нового века, — районная организация Красного Креста. Ее руководитель Ольга Макушинская рассказала, что в 2014-м году результаты одной только акции в Озаричах «Узнай свой ВИЧ-статус» повергли в шок даже специалистов. Акцию проводили совместно с медиками местного ФАПа и постарались вовлечь в нее как можно больше лиц из группы риска: это асоциальные элементы, неработающие, особо не придерживающиеся общепризнанных моральных норм и правил. В поселке их знают наперечет. У трех из тридцати человек, согласившихся пройти тесты на ВИЧ, они оказались положительными. Вирусоносителями оказались две женщины и мужчина, среднего возраста, имевшие семьи и не подозревавшие о своем опасном статусе.
К слову, в районе группа носителей ВИЧ в возрасте от 30 до 39 лет — самая многочисленная и составляет более трети. И это одна из основных проблем, так как увеличивается вероятность вовле­чения в эпидпроцесс населения репродуктивного возраста.
Прокаженные деревни
В Калинковичском районе удельный вес городского населения с ВИЧ составляет 70,4%, сельского — 29,6%.
Наибольшее число людей с вирусом иммунодефицита зарегистрировано в микрорайонах Центральный, Цыганский, Мелиоративный, Север. Можно отметить зависимость количества ВИЧ-носителей от уровня образования. Очевидно, что он и без всяких исследований ниже в микрорайоне Цыганский с компактным проживанием населения одноименной национальности. Определенная закономерность количества носителей вируса от уровня образования заметна и на селе, но и здесь есть свои особенности. По темпам роста сельчане уверенно догоняют горожан.
Представления о морали и нравственности, равно как и сексуальное воспитание у представителей нынешнего сельского поколения молодого и среднего возраста, уже не то, что было у их родителей, и уж тем более у бабушек и дедушек. В 41 деревне района зарегистрировано 113 случаев ВИЧ-инфекции: в каких-то населенных пунктах это один — два человека, в иных уже и десяток. И не всегда в больших деревнях больше людей, живущих с ВИЧ. В крупных агрогородках Воротын и Юровичи соответственно один и три человека, а в не столь больших Шиичах — десяток. Печальное лидерство удерживают Гулевичи: в деревне с населением чуть больше 30 человек 12 ВИЧ-позитивных.
О чем это говорит? Да о том, что один беспечный или не подозревающий о своем диагнозе местный донжуан сделал жертвами немало столь же беспечных партнерш. Или, наоборот, одна дама наградила вирусом нескольких партнеров. Большинст­ву из них «под 40» и «за 40». Есть среди заразившихся супружеские пары, практически все — неблагополучные семьи, для которых никакие моральные законы не писаны.
Количество заразившихся в результате сексуальных контактов втрое больше, заразившихся инъекционным путем, и тенденция стремительно растет. Сравните: 2003 год — 62,5%, 2013-й — 100%, 2015-й — без малого 96%. Женщин с ВИЧ пока меньше, чем мужчин, но этот разрыв тоже сокращается: 57% и 43%. Стоит ли говорить, что распространение случаев ВИЧ-инфекции среди женщин неизбежно влечет увеличение количества детей, рожденных от ВИЧ-положительных матерей. С 1997 года в районе родился 51 такой ребенок. Четырем детям был поставлен диагноз «ВИЧ-инфекция». И это плоды свободной любви.
Все возрасты покорны
Подавляющее число выявленных ВИЧ-положительных — это люди от 25 до 39 лет: понятно, что в этом возрасте гормоны ведут себя наиболее активно. Но пренебрегают элементарными правилами безопасности и неразумные подростки, и люди, умудренные опытом. Только зарегистрированных с ВИЧ молодых людей от 15 до 19 лет больше двух десятков и почти столько же тех, кому уже за 50.
Еще один важный момент. В нашем обществе укоренилось заблуждение: ВИЧ болеют лишь наркоманы и люди, ведущие аморальный образ жизни. А между тем от этого заболевания не застрахованы даже самые порядочные и высоконравственные. Действительно, чаще всего инфицированию подвержены лица без определенной деятельности, безработных в этом ряду почти половина, но социальный статус ВИЧ-положительных довольно разнообразный. У местных медиков есть все основания говорить об угрозе эпидемии опасного заболевания не только в асоциальной среде, но и среди обыкновенных горожан, не относящихся к традиционным группам риска. Так, живущие с вирусом рабочие составляют чуть более 27%, а те, кто находится в местах лишения свободы, — 14%. Невысокий процент служащих на деле оказывается не такой уж малой цифрой — 21 человек. Добавьте сюда четырех школьников, еще столько же учащихся ссузов, и картина получается довольно пестрая.
Как правило, ряды инфицированных пополняют люди, сделавшие в своей жизни выбор не в пользу собственного здоровья. Ведь вместе с ВИЧ человек получает со временем целый букет так называемых оппортунистических инфекций: грибковые, онкозаболевания, туберкулез, опоясывающий лишай вдобавок к стремительно разрушающейся иммунной системе. В итоге шансы на жизнь катастрофически тают. Ольга Макушинская рассказала, что сейчас массово умирают в большинстве своем наркоманы, приобретшие пагубное пристрастие в 80 — 90-е годы. Это люди в возрасте 40 — 50 лет, самому старшему было 54.
Ситуации бывают разные. Нередко человек вступает в половые отношения с партнером, ВИЧ-статус которого он не знает, не знает его и сам носитель. Но все больше случаев, когда человек, знающий, что он ВИЧ-положительный, подвергает риску заражения ничего не подозревающего партнера. Сущест­вует уголовная ответственность за такое поведение, но, увы, до сих пор никто из жителей района за это в тюрьме не оказался. Мне рассказали лишь про один случай, когда родственники умершего от СПИДа мужчины пытались привлечь к уголовной ответственности его бывшую сожительницу, но доказать ее виновность уже было нельзя.
Так дело и не довели до логического конца. Сам умерший при жизни боялся излишней огласки. Боятся ее и другие невольные носители ВИЧ.
Хотя есть и другие примеры. Не может не вызывать сочув­ствие история одной немолодой жительницы отдаленной деревни. Многодетная мать рано овдовела, одна воспитывала детей, вела добропорядочный образ жизни, никогда не пила и не курила. Пыталась устроить личную жизнь в гражданском браке, но не получилось. О том, что у нее ВИЧ, узнала случайно, попав в больничный стационар.
Когда анализ крови показал положительный результат, смирилась с тем, что это конец. Думала, что станет изгоем, смысла жить уже не было. Но разве дети перестанут любить маму? Поддержали и другие родственники, да и страсти в деревне улеглись. В свое время женщина работала почтальоном, и с односельчанами у нее сложились добрые отношения. Вот только недавно осталась без работы — в вымирающей деревне ее нет. Но это не самое страшное, есть подспорье: огород, домашнее хозяйство. Главное, с ВИЧ тоже есть жизнь, а соответствующее лечение помогает поддерживать здоровье.
Не хочу лечиться
До сих пор вакцины или лекарства от ВИЧ не придумано, но разработаны схемы поддер­живающей антиретровирусной терапии, помогающей на десятилетия продлить жизнь людям со статусом ВИЧ-позитивных. Однако в районе адекватное лечение получают лишь 60 из 382 человек. А что же остальные? Не хотят и не считают нужным лечиться. И ведь не заставишь. В общем, это тот случай, когда говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Гром грянул, притом оглушительный, но не заставил вздрогнуть людей, махнувших рукой на собственное здоровье и будущее близких.
Это, как правило, опустившиеся на социальное дно люди, убедить которых пересмотреть свои взгляды на жизнь сложно.
К сожалению, пациентов, ответст­венных хотя бы за будущее своих детей, меньшинство, — констатирует заведующая инфекционным отделением райбольницы Елена Лешанок. — Некоторые избегают лечения из опасения, что будет раскрыт их статус для знакомых и окружающих. Вероятность этого действительно есть, ведь в городе многие друг друга знают.
Непросто выработать у пациента и приверженность к антиретровирусной терапии, помогающей восстановить иммунитет до определенного уровня, чтобы он работал на профилактику оппортунистических инфекций. Ведь ежедневно надо принимать по жесткой схеме по 5 — 7, а то и 10 таблеток. Лечение недешевое, только по самой простой программе до двух миллионов рублей в месяц. Когда же иммунитет уже серьезно подорван, оно в разы дороже, плюс пожизненный прием препаратов при ВИЧ.
Странно: заставить принудительно лечиться от алкоголизма можно, а от более опасного заболевания нельзя. Если, как убеждены специалисты-медики, реальное количество ВИЧ-инфицированных на порядок больше учтенных, то при таком раскладе не лишним было бы ввести всеобщее обязательное обследование на ВИЧ, как, например, обязательную флюоро­графию. Пока что такие тесты обязательны для лиц из группы риска, попавших в поле зрения милиции, да пациентов стационаров с теми же оппортунистическими инфекциями или подозрением на них и для беременных. А между тем, сообщает доктор, у более трети женщин-вирусоносителей ВИЧ обнаружен во время беременности, и это становилось для них страшным открытием. Елена Васильевна тоже считает, что пришла пора для обязательного обследования на ВИЧ всех, как это уже делается в самом неблагополучном Светлогорском районе. Говорит, что ее коллеги придерживаются такого же мнения.
Капля камень точит
В опубликованном недавно в Женеве докладе объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИД отмечается, что за последние 15 лет достигнут выдающийся прогресс в мерах по противодействию ВИЧ, каждые пять лет добивались более чем двукратного увеличения числа людей, получающих спасительное лечение. В прошлом году 15,8 миллиона человек имели доступ к антиретровирусному лечению в сравнении с 7,5 миллиона в 2010-м. Шагнула далеко вперед и антиретровирусная терапия. Вовремя начатое лечение позволяет человеку вести полноценную и довольно долгую жизнь. ВИЧ-позитивные женщины могут рожать здоровых детей.
Среди калинковичан немало семей, в которых один или оба партнера заражены. В одной такой цыганской семье, в которой муж к тому же на метадоновой терапии, родился ребенок, зачатый через ЭКО: этой паре посчастливилось попасть в соответствующую республиканскую программу.
ВИЧ рядом, очень опасен, и стопроцентно уберечься от этой опасности очень сложно. Как капля камень точит, так и постоянное, тотальное информирование людей разного возраста должно помочь достучаться до беспечных сограждан, убеждена руководитель районного Красного Креста. Их первичка — инициатор целого ряда просветительских акций, которые проводили вместе с медиками, активистами «Белой Руси», БРСМ. Привлекали и почтальонов, которые в форме Красного Креста распространяли памятки среди горожан. Стало традицией устраивать просветительские акции в трудовых коллективах.
Во время одной из таких встреч на комбинате хлебопродуктов поразило, насколько люди среднего репродуктивного возраста слабо информированы об опасности ВИЧ, — рассказала Ольга Макушинская. — Они были убеждены, что это им не грозит, тогда как рядом работали несколько ВИЧ-инфицированных — обязанных лиц, что тоже не было секретом. — Но в итоге многие в этом коллективе стали реальнее оценивать нешуточную угрозу.
По словам Ольги Михайловны, им помогают волонтеры из 7-й и 8-й школ города. Есть среди них и специально обученные для сотрудничества с ВИЧ-позитивными. «Вовлекаем в волонтерство даже первоклашек из школы № 1, — рассказала она. — На понятном языке объяснили им о существовании опасной болезни, и малыши стали активными участниками просветительской акции в школе. Кто-то посчитает, что рано, а, по-моему, приобретать полезные знания никогда не рано».
Журналистское расследование


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать