Проходила недавно мимо рынка в центре Гомеля и задумалась: неужели до сих пор там отоваривается много людей? Лично для меня это история конца 90-х.
Помню, как ходили в выходные с родителями за школьной формой или новыми джинсами. Ах, эта знаменитая примерка на картонке! Любой ребенок конца прошлого века, хоть раз постоявший в мороз в одних носках на голой земле, вряд ли забудет столь необычный опыт. Конечно, тогда не строили современных и теплых торговых центров, только на базаре можно было выбрать подходящую обновку, которая бы соответствовала требованиям «цена – качество». Были и любимые продавцы, и знакомые владельцы палаток, которые делали скидки. Своего рода атрибут времени.
Другое дело сейчас. Масса альтернатив: онлайн-торговля, огромные центры с рядами самых разных товаров, крупные сетевые магазины. Не то чтобы я против вещевых рынков, однако думается, что они давно устарели и уже не так востребованы, как раньше.
Первый вопрос, который приходит в голову: насколько прибыльно для самих владельцев содержание мини-павильона. Аренда, зарплата продавцам, выезды за товаром… Не думаю, что все это окупается. Вряд ли к каждому частнику на улице стоит очередь за колготками, спортивными штанами, кроссовками и шапками. Конкуренция, однако, большая: по-прежнему на рынке работает немало индивидуальных предпринимателей.
Второй вопрос – комфорт и удобство для покупателей. Маленькие неотапливаемые павильоны, где неудобно примерять одежду, а зимой еще и холодно. По осени на земле скапливается много воды из-за осадков. Как только представишь, что снова придется надевать джинсы, стоя в луже, сразу отпадает все желание идти на шопинг. Да и самим продавцам, мне кажется, там неуютно.
И еще: нельзя не вспомнить относительно сносные санитарные условия в подобных объектах. Естественно, за чистотой и порядком на своих торговых точках владельцы стараются следить. При этом в целом атмосфера рынка кажется удручающей, павильоны выглядят не очень чистыми, особенно осенью и зимой.
Речь не идет о продуктовой части – постоянно приобретаю сезонные фрукты и овощи у дачников и фермеров, здесь не возникает сомнений в востребованности.
Конечно, мое мнение – это личный и очень субъективный взгляд на ситуацию. Возможно, есть объективные причины, по которым еще не все предприниматели переехали в торговые центры, а некоторые покупатели до сих пор отовариваются на вещевых рынках.