Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Недетские игры: авторизация насилия

9226 2 00:22 / 18.04.2014

Можно ли назвать компьютерные игры искусством, равным литературе или кинематографу? Почему детям вредно много играть, а некоторым взрослым даже полезно? С чем связано обилие насилия в играх? Ознакомившись с рейтингом самых популярных компьютерных игр прошлого года, корреспондент «ГП» приступил к поиску ответов на эти вопросы.

Некоторые игры можно считать произведениями искусства. Посудите сами: при создании разработчики используют актеров и режиссеров для постановки сцен, над сюжетом работают серьезные сценаристы, а пространство уровней создают настоящие архитекторы. К примеру, героиню игры Bioshock Infinite озвучивала певица, двигалась за нее танцовщица, а изображала эмоции – русская девушка Анна Молева, с которой создатели игры связались через Facebook. Таким образом, мы получаем зрелищный фильм, только главным действующим лицом являетесь вы сами.

Скриншот из игры Bioshock Infinite

 

Казалось бы, это прекрасно, ведь перед разработчиками открывается необъятный простор для творчества. Почему бы не отразить в виртуальном мире лучшие человеческие качества: добро, любовь, помощь, преданность, семейные ценности? Но традиционно в тройке лидеров рейтинга игр по версии журнала «Игромания» стоят три игры, геймплей которых построен на изощренном насилии. Чего скрывать – большинство компьютерных игр базируются на убийствах и жестокости, а ведь чаще других виртуальный нож или автомат оказываются в руках ребенка.

Суррогат удовольствия 

Лучшей игрой прошлого года по версии того же журнала признана The Last of Us. Действие разворачивается в постапокалиптических Соединенных Штатах, по руинам которых путешествуют тертый калач – Джоэл с двухнедельной щетиной и девочка-подросток Элли.

Игра The Last of Us

Кинематографичность игры зашкаливает – персонажи общаются, испытывают эмоции, шутят. Игроку предстоит управлять Джоэлом и защищать Элли.

Игра The Last of Us

Игра The Last of Us

 

Игра The Last of Us

Конечно, для ребенка с геймпадом в руках эта игра демонстрирует образец поведения настоящего мужчины: заботливый, сильный Джоэл готов умереть ради спасения девочки.

Игра The Last of Us

 

Игра The Last of Us

В сюжете множество трогательных моментов. Но игра года не лишена насилия – в основе геймплея лежат рукопашные бои, перестрелки, поиск предметов, многими из которых можно пользоваться при столкновении с бандитами. К примеру, можно разбить головой врага стекло и вспороть ему горло осколками. Создатели игры признаются, что хотели сделать так, чтобы убивать врагов было как можно труднее. Речь не о высоких боевых качествах бандитов, а о поведении искусственного интеллекта: некоторые злодеи могут просить прощения, сдаваться в плен, других можно брать в заложники, прикрываться их телами во время перестрелок. Врагов позволено бить, резать, поджигать, взрывать. Боевая система во многом построена на психологии и использовании подручных средств, что делает насилие очень реалистичным.

Игра The Last of Us

Игра The Last of Us

Психологи Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей Марина Надольская и Елена Козлова связывают повышенную реалистичность сцен насилия в играх с двумя важнейшими человеческими инстинктами: либидо и агрессией. Люди, не дающие выхода агрессии, получают огромное удовольствие, расправляясь с виртуальными злодеями. Таким образом, они решают свои проблемы. Игры могут иметь нечто общее с искусством или могут быть способом уйти от реальности и получить своеобразный суррогат удовольствия. И здесь кроется опасность…

Виртуальные похороны 

Игра в нереальный мир приводит к тому, что человек выпадает из мира реального, считают психологи. При зависимости от компьютерных игр меняется не только поведение, психика, но и физиология человека: сбивается дыхание, нарушается волевой контроль, энергетические ресурсы мозга перераспределяются. При этом организм вырабатывает гормоны, которые могут компенсировать потребность в еде, сне. Здоровый человек получает удовольствие в реальной жизни, а зависимый не знает альтернативы. Это болезнь: человек жертвует элементарными физиологическими потребностями. Мы – не машины: мы принимаем реальную пищу в реальном мире, воспитываем детей в реальном мире. Игроман исключает все это, так как его реальность – виртуальная.

Мнение специалистов подкреплено фактами: в 2005-м году ушла из жизни китайская девочка, известная в мире онлайн-игры  World of Warcraft под псевдонимом Snowly. Она не отрывалась от игры несколько суток и умерла перед монитором. Дело в том, что у девочки был круглосуточный доступ в интернет, и она стала серьезной опорой для своих боевых товарищей. Они считают ее  настоящим героем, павшим на поле боя. В игре состоялись похороны Snowly, в которых участвовали десятки персонажей из дружественных кланов.

Виртуальные похороны

Город возможностей

Второе место в рейтинге российского журнала занимает всемирно известная игра GTA 5. Сюжет, персонажи, реалистичность – все на высоте, если учитывать, что это самый большой открытый мир за всю историю серии GTA. По-сути игра представляет собой уменьшенную модель Лос-Анджелеса, в которой вам позволительно делать все: ездить или летать на любом транспорте, изучать морское дно с аквалангом, грабить банки, покупать наркотики, уничтожать прохожих и полицейских внушительным арсеналом оружия, поэтому желание одного из сенаторов США о запрете игры не кажется странным. Политик связывает виртуальную агрессию в псевдо-Лос-Анджелесе с массовыми расстрелами ни в чем не повинных людей в американских школах.

Скриншот из игры GTA 5

В GTA есть линейный сюжет, который можно проходить по миссиям, но изюминка игры в неограниченных возможностях игрока. Как в реальной жизни, он может выбирать, куда идти, что делать, какую машину угнать, в конце концов. «Открытый мир» делает грань между реальностью и иллюзией более прозрачной – для игроманов, страдающих тяжелой зависимостью, она и вовсе отсутствует.

Скриншот из игры GTA 5

Самое опасное время для возникновения сильной игровой зависимости – 6-7 лет, так как в этом возрасте у ребенка идет замена игровой деятельности на учебную. С другой стороны, развивающие игры помогают детям без агрессии пополнять свои знания.

Сила привычки

Психологи рекомендуют родителям больше времени проводить с детьми, а не перебрасывать свои обязанности на технику. Необходимо убедить ребенка в том, что компьютер нужно использовать в качестве инструмента, облегчающего поиск информации – не более того. Конечно, на родителях лежит огромная ответственность, но не стоит забывать о важности окружения, ведь, если друзья сидят за компьютерами, с кем ребенку выйти на улицу?

С проблемой игровой зависимости люди обращаются в Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей. Они приходят получить консультацию, так как могут самостоятельно справиться с проблемой. В ином случае, лечение осуществляет психотерапевт, а глубокую зависимость с разрушением личности – психиатр.

Зависимость не для всех

Интересное мнение о компьютерной зависимости высказал психиатр высшей квалификационной категории Игорь Луханин:

-     Говорить о зависимости от компьютерных игр как о чисто медицинской проблеме нет оснований, - считает Игорь Олегович. -  Существуют определенные нормативные сборники с классификацией болезней, в том числе и психических расстройств. Нозологической формы зависимости от компьютерных игр нет. Нам удобно просто называть это так. Есть люди, которые от природы склонны к увлечениям азартными играми или компьютерными, но это связано, в первую очередь, с особенностями личности и складом характера. Другое дело – проблема недостаточности общения. Суррогатом участия в реальном мире является игра – там можно стать героем. Одна из самых модных онлайн-игр белорусского происхождения – World of Tanks. Я знаю многих людей, которые увлечены этой игрой, но не могу сказать, что они зависимы.

Психиатр высшей квалификационной категории Игорь Луханин

-     То есть зависимость от компьютерных игр – это миф?

-     Не совсем. Жизненные трудности, с которыми мы все сталкиваемся, полезны, они несут обучающую функцию. Но в одном случае стресс нас чему-то учит, а в другом – заставляет отдалиться от реальности. Увлечение компьютерными играми может выбить человека из привычной колеи. Игрок перестает следить за здоровьем, обеспечивать себя и своих близких. Чувство комфорта, удовольствия у него ассоциируются только с компьютерной игрой – это психологическая зависимость. Изменения касаются энергетических ресурсов ЦНС: они тратятся на виртуальные цели, которые не имеют отношения к реальности. Но для того, чтобы зависимость сформировалась – нужна определенная предрасположенность.

-     Хотите сказать, не каждый может стать зависимым?

-     Одна из особенностей склада характера, которая является способствующей и предрасполагающей к формированию едва ли не всех зависимостей – это инфантильность. То есть у взрослого человека наблюдаются черты поведения того самого ребенка, который упал, стучит ножками и выдвигает родителям определенный ультиматум. Он уверяет, что если не получит игрушку или конфету, то не перестанет вести себя подобным образом. Родители удовлетворяют требования ребенка, боясь внимания со стороны, тем самым замыкая рефлекторную дугу: поведение – достижение цели. И вот человеку за 20, а незрелость реакции по отношению к жизненным невзгодам сохранена. Он манипулирует вниманием близких. Для подобной категории лиц риск появления зависимости безусловно есть. Гармоничная личность вполне способна регулировать свое присутствие в виртуальном мире и реальном. А если говорить о девочке, умершей в Китае, то это пример детской неокрепшей психики, столкнувшейся с зависимостью.

-     На вашей практике встречались пациенты с подобными проблемами?

-     Только зависимые от азартных игр, в том числе от онлайн-игр на деньги. Таким пациентам требуется психиатрическое лечение. Я думаю, это правильно, потому что в наркологическом центре люди лечатся от зависимости, связанной с химическими веществами, но у всех зависимостей есть общие моменты. Как врач, я консультировал пациентов из самых разных социальных слоев: доктора, инженеры – азартным играм подвержены и богатые, и бедные. Нужно понимать, что высокий интеллект и самодостаточность – не синоним психической зрелости.

Насилие во благо

Третье место в рейтинге лучших игр 2013 года занимает настоящее произведение искусства – Bioshock Infinite. Это игра с элементами стимпанка, каждая деталь которой сделана с любовью и вниманием. Все персонажи продуманы – у них есть своя история, свое прошлое. Каждый герой говорит голосом профессионального актера: игру так и не озвучили на русском – эмоции нельзя перевести.

Игра Bioshock Infinite

Скриншот из игры Bioshock Infinite

Действие разворачивается в фантастическом городе Колумбия, парящем над облаками, а главный герой знакомится с устройством Колумбии и историей его возникновения в компании милой девушки Элизабет. Создатели игры могут похвастаться самым закрученным сюжетом за всю историю игровой индустрии и скрупулезнейшим подходом к разработке. К примеру, на некоторых уровнях встречаются разрывы в пространстве, через которые можно заглянуть в другие миры. То есть, это такие же миры, как и наш, только история там пошла по-другому. В некоторых разрывах можно услышать джазовые версии танцевальных хитов восьмидесятых. Авторы как бы предлагают задуматься, как могла бы звучать музыка, если бы всегда оставалась исключительно инструментальной.

Скриншот из игры Bioshock Infinite

Скриншот из игры Bioshock Infinite

Скриншот из игры Bioshock Infinite

И вот, пришло время, когда можно сделать гениальную игру с прекрасным сюжетом без насилия - начинается эра нового искусства… Но, к сожалению, Bioshock может потягаться со многими шутерами по части изощренности и разнообразия убийств. Для защиты Элизабет главному герою приходится стрелять из огромного количества оружия, сражаться в рукопашную и даже использовать сверхспособности. Принимая специальные генные тоники, персонаж игры может замораживать противника, сжигать его, натравливать стаю ворон и так далее. По способам уничтожения, Bioshock, наверное, превзошел всех.

Скриншот из игры Bioshock Infinite

Скриншот из игры Bioshock Infinite

-     Могут ли игры, наполненные насилием, служить своеобразным громоотводом для напряжения в обществе? – спрашиваю я у психиатра Игоря Луханина.

-     Компьютерные игры имеют множество полезных свойств, даже ужасы – это способ проработки тех проблем, которые мы получаем в обществе. Ряд психологов считает, что игры с насилием приносят пользу, поскольку служат своего рода отдушиной. Хотя другие профессионалы говорят, что определенные личности могут перенести чудовищные реалии компьютерных игр в жизнь.

-      С появлением первых игр, акцент в них почему то ставился на перестрелках и драках. Это случайность или закономерность?

-     К сожалению, насилие заложено в каждом человеке. За агрессивностью в поведении стоит определенная физиология и определенное гормональное устройство. Агрессия позволяет эволюции сделать лучший выбор в пользу более сильного, способного выжить, и определяется уровнем тестостерона. Люди хотят от игры большей достоверности, а потому желают видеть насилие более реалистично. Есть определенная напряженность в обществе: ощущение себя удачливым или наоборот, тревога за завтрашний день, прессинг со стороны начальства и окружающих. Виртуальный мир открывает возможность выплеснуть агрессию. Другое дело, что не все люди способны в стрессовом состоянии или алкогольном опьянении отличить реальность от игры.

Боевики и шутеры отражают человеческую природу, подобно зеркалу. Кто-то ругает телевидение и игровую индустрию за то, что они навязывают насилие нашим детям, но пора признать, что и то и другое порождено нами. И как бы человечеству ни хотелось отвернуться – день за днем оно продолжает разглядывать свою противоречивую природу в виртуальном зеркале компьютерных игр и кровавых боевиков.

IT


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
психолог 01/01/1970 03:00
Вот только не учли самую значимую вещь. На всех играх есть возрастное ограничение. И игру с рейтингом 18+ не продадут ребёнку. Если игра лицензионная.
Цитировать
психолог 01/01/1970 03:00
Ведь разработчики делают игры для определённой целевой аудитории.  А вот уже как такие игры попадают к детям, это совершенно другой вопрос. Поэтому эта статья не очень актуальна
Цитировать