Композитор, аранжировщик и продюсер, лидер группы «ДиДюЛя» рассказал радиоведущей Алене Чепленко о 35 гитарах, медитации перед концертами и эмоции в музыке.
– Валерий, с приездом!
– Спасибо. Очень рад быть на Родине, в Беларуси, испытываю приятное волнение (музыкант выступил в Гомеле 11 ноября 2023 года – прим. автора). Со всей командой – музыкантами, художниками по свету, специалистами по звуку – привез яркий нарядный концерт. Наше шоу – это праздник без единого слова, в котором все говорят на языке музыки и тех откровений, которыми готовы поделиться со слушателями.
– Кстати, о яркости. Ваша афиша минималистичная, но очень яркая, желтая и притягивает к себе внимание. Есть в этом какой-то маркетинговый ход?
– Желтый и оранжевый – цвета созидания и возрождения. Наша афиша сделана дизайнерами, но созвучна с внутренним состоянием моим и группы. Мы гастролируем с радостью и большим желанием делиться, быть в служении. С этими же чувствами создаем музыку. Музыка – удивительный божественный язык. И мы верим в ее исцеляющую суть.
– Читала, что ваши треки обладают психотерапевтическим действием. Есть этому подтверждение и как они действуют на вас?
– Красивая мелодия способна человека со дна психологического поднять. Врачи-психотерапевты давно стали использовать наши композиции. Я обратил на это внимание, пошел с ними на контакт, завязалось общение. А потом более глубокое психологическое исследование делали физики и пришли к удивительным результатам. Но, если честно, я не люблю говорить про этот аспект музыки. Думаю, зритель сам разберется, каким образом она воздействует.
– Мне кажется, что разные треки имеют разное воздействие. Одни успокаивают, другие радуют…
– Да, композиций много написано, альбомов – более 13. Но красной нитью через творчество идет мелодия. Душевная, связанная с тем или иным периодом жизни. Мелодия, которая вдохновляет, побуждает, призывает. Лучшие мелодии плюс новая музыка входят в концерт. Почти два часа идет действо, в котором все композиции взаимосвязаны. Концерт – это путешествие по разным континентам, мирам, галактикам, историческим эпохам, внутренним состояниям. Точно знаю, что после концерта слушатели меняются. Так же меняемся и мы, музыканты. И с большим волнением приезжаем в города. Сейчас это белорусские Гомель и Минск.
– А родной Гродно? Мне кажется, он скучает по вашей музыке.
– Скучает. Пока приехать не получается, но я живу надеждой, что у нас будет большой тур по городам Беларуси и я выступлю в родном городе. Есть отличный зал Гродненской филармонии, встреча с земляками должна состояться.
– Сказали, что включили в программу лучшие композиции. А сколько их у вас?
– Более двухсот. С конца 90-х я нахожусь в удивительном потоке музыкальном, продюсерском, композиторском. При этом на пути создания музыки чувствую себя учеником. Ищу новые технологии, приемы, инструменты, тембры.
– Что главное в музыке, по вашему мнению?
– Эмоция. Музыка должна ее рождать. Если при прослушивании получаем отклик – волнение, мороз по коже, начинаем вспоминать детство, родных, близких, то музыка создана не зря. Неважно, песня это, композиция оркестровая или электронная. Если отклика нет, то все впустую, автор зря писал, а артист исполнял. Музыка должна вызывать эмоцию и из эмоции появляться. Скажу так: когда музыка рождается в сердце, то в него и попадает. Это мое твердое убеждение.
– Звучит красиво: от сердца к сердцу. В чем магия ваших композиций? В них нет слов, но держите внимание зрителей на протяжении почти двух часов.
– Мне негоже отвечать на этот вопрос. Пусть зрители говорят. Конечно, я читаю комментарии, но ровно отношусь и к хвальбе, и к критике. Все делю пополам. Моя задача идти по пути музыки, а уже обсуждать, анализировать – задача зрителей. Они должны сказать, почему отложили дела, оделись нарядно, пришли в концертный зал. Наши зрители уникальные люди, которые нашли в наших мелодиях откровение для себя. Время, которое проводим вместе, проходит не зря. У многих после концерта меняется мироощущение. А дети, которые присутствуют в зале, говорят: «Папа, мама, купите мне гитару, барабан, флейту, дудочку».
– Как бы сами определили музыкальный жанр, в котором работаете?
– Думаю, что это саундтрек сегодняшнего дня. Живу здесь и сейчас, но ощущаю разные эпохи, культурные, музыкальные слои и, конечно же, отображаю это в творчестве. В нем пересекаются разные стили: и электроника, и элементы рока, фолка, акустики, балладной музыки, испанской, латиноамериканской, фламенко. Я достаточно космополитично подхожу к написанию музыки, к выстраиванию концерта, компиляции альбомов, синглов. Мир очень разнообразный, позволяет экспериментировать и пробовать.
– Вы много гастролируете, путешествуете, и в ваших композициях слышатся ноты разных стран. А как звучит Беларусь?
– Спокойно, достойно, с чувством гордости. Беларусь находится в центре Европы, здесь удивительным образом переплелись многие культуры: славянская, украинская, русская, еврейская, европейская, скандинавская. Беларусь пережила много войн, исторических эпох. Это все отразилось на музыке. Она самодостаточная, с внутренним стержнем. Я так ощущаю. И мне приятно быть белорусским музыкантом, музыку которого знают по всему земному шару. Это высокая миссия и ответственная работа.
– Следить за вашими руками, когда играете, – удовольствие…
– Руки живут своей жизнью, логика в такие моменты отключается. Вообще музыка не спрашивает. Она тянет в студию, к инструменту, это независимый процесс, он идет свыше. Иногда кажется, что Создатель, Творец берет меня аккуратненько за шиворот и подтягивает к инструменту, к сцене, а я повинуюсь и ощущаю себя счастливым, когда рядом есть внимательно слушающий человек, зритель. Уметь слышать – великий дар и талант.
– Столько инструментов существует, но вы выбрали именно гитару. Почему?
– На гитаре удобно сочинять музыку, ее легко взять с собой куда угодно. Вышел во двор – и тебя тут же ребята, девчата окружили. Гитара – мобильный, компактный инструмент. И очень универсальный. Может быть акустическая и электро. К тому же гитара очень удобна при сочинении музыки, лучшего для себя инструмента не нашел. Хотя люблю и перкуссию, и клавишные, и синтезаторы. Все это есть на концертах. Но для меня главной является гитара. С собой привез пять.
– Наши слушатели прислали для вас много вопросов, в том числе про гитары. Расскажите о самой необычной.
– Чаще всего рассказываю про восемнадцатиструнную. Удивительная, редчайшая, таких инструментов в мире единицы. Случайно увидел эту гитару, купил и очаровался тембром. Даже сняли ролик про нее, в ютубе на моем канале можно увидеть. Восемнадцатиструнная гитара – ярчайший инструмент в моей коллекции. Вообще в ней около 35 гитар. Гитары – моя слабость. Здорово, что не музейные экспонаты, а реально действующие. Все используются в студии, на концертах.
– Еще один вопрос о вашей музыке. Была ли она использована в кино?
– Мою музыку в кино часто используют. Один из ярких примеров – Алексей Балабанов. Фильм «Кочегар» почти весь построен на нашей музыке. Потом были фильмы Алексея Колмогорова, BBC. Был еще большой сериал «Жаркий лед». Не помню всех фильмов, спектаклей, спортсменов, которые использовали нашу музыку. Но это здорово, что она украшает мир, помогает спортсменам завоевывать золотые, серебряные и бронзовые медали. Это и гимнастика, и фигурное катание.
– Есть особенные ритуалы перед записью новых композиций или подготовкой к концерту?
– Перед концертом – грамотный распорядок дня. Нужно выспаться, ограничить себя в еде, внутренне собраться. Это может быть медитация, успокоение, молитва, конечно. Не лишним будет себе десять раз задать вопрос: «Зачем я этим занимаюсь, зачем выхожу на сцену?» Нужно сознательно проживать эти моменты при подготовке к концерту. А вот при сочинении и записи музыки все наоборот. Это очень спонтанно порой происходит. Идея может опуститься внезапно, в любое время суток. Могу ее подхватить на диктофон, потом поехать в студию, собрать команду. Иногда дома могу что-то набросать. Вообще творческий процесс очень интересный. Главное, все время быть готовым к тому, что может прийти озарение, мысль, идея. А бывает, просто заставляю себя, говорю: «Так, Дидюля, садись, у тебя есть тридцать минут набросать идею и материализовать ее в композицию». Случается, это срабатывает.
– Еще вопрос от слушательницы. Какой совет дадите начинающему музыканту?
– Быть собой, не копировать никого. Мы все разные, индивидуальные, и важно эту индивидуальность передавать. Не идти на поводу ни у людей, ни у трендов. Передавать свое мироощущение через музыку. Мы все по-разному смотрим на жизнь и мир. У каждого свой глазомер, опыт, наслушанность, свои знания. Через них нужно транслировать музыку, которую хочешь играть. Это ценно для молодого музыканта.
– Что пожелаете слушателям «Правда Радио» и читателям «Гомельскай праўды»?
– Хорошей музыки и интересных открытий!