Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Жизнь и кино Сергея Небесного

2471 0 23:38 / 09.05.2018
Осенью 1923 года через Речицу с Первой конной армией Буденного проезжал донской казак Григорий Небесный. Он остановился на постой в доме молодой белоруски. Девушка ему так приглянулась, что стала женой и судьбой. От брака в июне 1924 года родился сын Сергей. Так в Речице появилась красивая фамилия Небесных.
После окончания восьми классов Сергей Небесный полгода учился в фабрично-заводской школе, затем был направлен на Северный Кавказ ремонтником электромонтажного оборудования нефтеперегонных заводов. Вскоре всю группу перевели работать в Грозный, где его и застала война. 17-летний юноша вместе с друзьями-одногодками обивал порог военкомата, но на фронт им было рановато, и всякий раз ребят ожидал один ответ: «Идите работайте».
Черед нести военную службу для него настал в марте 1942-го: Сергея Небесного призвали в 3-е Бакинское пехотное училище. Через полгода фашисты уже вплотную подошли к Грозному.
— Училище расформировали, а нас забросили в 103-ю курсантскую бригаду Северо-Кавказского фронта, — рассказывает Сергей Григорьевич. — Сплошной линии обороны тогда не было. Отступали мы в беспорядке. Днем прятались в горах, а ночью совершали вылазки в немецкие формирования. Нападали, захватывали трофеи, если удавалось — брали «языка» и снова уходили в горы.
В одном из таких боев курсант-автоматчик Небесный получил контузию. После госпиталя определили в 318-ю горно-стрелковую дивизию 1337 стрелкового полка. И с первых же дней — на передовую, телефонистом. В августе 1943-го на горе Долгой при освобождении Новороссийска его ранило осколком снаряда в плечо. Перед выпиской из фронтового медсанбата к нему в палату пришел командир полковой разведки и предложил проходить дальнейшую службу под его командованием. Так красноармеец Небесный оказался на самом переднем и опасном рубеже — в полковой разведке.
...Он, освобождая Керчь, высаживался с десантом отдельной Приморской армии в Севастополе, с 4-м Украинским фронтом двигался на Запад, в Карпаты. Днями на передовой с командиром полка наблюдал за противником в стереотрубу, засекая огневые точки, а ночью выходил на разведку вглубь немецкой обороны. 31 марта 1945 года в провинции Моравия на востоке Чехии красноармеец Небесный выполнял боевое задание. В его сохранившемся наградном листе в графе «Краткое изложение боевого подвига и заслуг» командир полка майор Корабельщиков указал: «В боях за населенный пункт Оломоуц тов. Небесный был назначен старшим разведгруппы. Под огнем вражеского пулемета форсировал реку Морава, в завязавшемся бою был ранен, но продолжал сражаться с противником. В это время проезжала автомашина с немецкими солдатами. Тов. Небесный бросил в машину три гранаты и убил 5 немецких офицеров и около 20 немецких солдат. За время боевых действий Небесный взял в плен 7 немецких солдат и 2 офицеров». За успешную разведывательную операцию он был представлен к ордену Славы III степени.
— Полковая разведка всегда жила на огневом краю, — говорит ветеран. — Если нам не удавалось взять «языка» при обычной ночной операции, то наступало время разведки боем. Вся полковая артиллерия в этот момент прицельно била в одну точку. Осколки всегда ложились вперед, и это нам позволяло подползать под самые разрывы. Как только наши артиллеристы переносили огневой удар вглубь обороны противника, мы выскакивали из укрытия и захватывали «языка».
В середине апреля Сергей Небесный получил ранение и встретил Победу в госпитале в Польше. Когда было объявлено о Победе, солдатам в госпитале выдали по 100 граммов водки. В его фронтовом дневнике 9 мая была такая запись: «Нам дали по 100 грамм, а мы выпили по 300!» И как в такой праздник без салюта?
— Рядом стоял сахарный заводик. Охранником был поляк со старым охотничьим ружьем, которое мы, чего греха таить, отобрали и выпустили в небо все патроны, — вспоминает Сергей Григорьевич.
После госпиталя Небесный стал разыскивать свой полк. Приходилось расспрашивать сотни попутчиков, рассматривать тысячи конных повозок и подвод, на которых в ту пору перевозили полковое имущество. И ему повезло: на одной из повозок заметил надпись — «Хозяйство Корабельщикова». Сослуживцы! Бойца тут же приняли на довольствие, выдали обмундирование и оружие. Дослуживал он в Мукачево, где прошел школу ра­дистов.
Демобилизовавшись в 1947 году, старший лейтенант запаса Небесный вернулся в Речицу, женился. Восстанавливал разрушенный войной город, работал электромонтером на электростанции. Энергии не хватало, освещения не было. Ставили деревянные столбы на центральных улицах, восстанавливали станцию, где был лишь один движок, оставшийся от немцев. Стояла задача — обеспечить город светом.
Потом Сергей Григорьевич окончил курсы киномехаников, ездил по Речицкому району, показывал фильмы. Зрители обычно размещались в самой просторной хате, вешали простыню на стену, и начиналось любимое кино: «Кубанские казаки», «Тарзан», «Веселые ребята», «Волга-Волга»... Иногда приходилось крутить по два-три сеанса, чтобы все желающие посмотрели фильмы, которые много раз видели.
Сейчас возраст и инвалидность не позволяют ветерану видеться с боевыми друзьями. Раньше он ездил на встречи с однополчанами. Особенно запомнился 1983 год, когда праздновалось 40-летие освобождения Новороссийска. Для Сергея Григорьевича это была особенная поездка, ведь именно на этой земле он сражался, за нее вместе с боевыми товарищами стоял насмерть.
Сейчас он с нетерпением ожидает самый главный и любимый праздник своей жизни — День Победы.
Люди и события


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать