Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Озеленение Гомеля, разделение бытового мусора и судьба лип на улице Барыкина. Продолжение прямой линии с Александром Голубевым

5981 0 16:58 / 21.12.2019
На вопросы читателей в пресс-центре «Гомельскай праўды» ответил начальник Гомельской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Голубев. Первую часть читайте здесь

IMGL5894.jpg
Липы, которые погибли на улице Барыкина

Получить доход из отходов

  • Добрый день! Звоню из Гомеля. Меня зовут Виктор Сергеевич. Хочу узнать, выб­рано ли место для новой городской свалки? Слышал, что старый полигон планируют закрывать из-за пере­груженности.
– Так и есть. Полигон, который был построен в 1968 году, давно уже выработал свой ресурс. После его закрытия будет рассмотрено несколько вариантов использования отходов – от переработки до рекультивации. На полигоне работает и биогазовая установка по добыче свалочного газа с дополнительной выработкой электроэнергии – инвестпроект реализует шведская компания. Складированный мусор выделяет метан, который перерабатывается в электро- и теплоэнергию. Газ из мусора качается круглосуточно и по­дается в дома гомельчан в виде тепла и света. 

По поводу нового места. Сейчас ведется поиск площадки под многопрофильный комплекс по извлечению и переработке отходов. Сроки возведения объекта – 2020–2021 годы. Его строительство предусматривает создание в Гомеле заводов по сортировке и переработке отходов, закрытия ряда полигонов и сельских мини-полигонов, рекультивацию земельных участков, на которых они размещены. То есть впереди нас ждет большая работа по разделению отходов и переработке вторичных материальных ресурсов. Кстати, в развитых европейских странах уровень переработки отходов достигает 90% и более. В нашей области – почти 26%. Показатель по Гомелю – около 28%, по Гомельскому району несколько ниже – почти 24%. На будущий год стоит задача поднять его до 30% и более. 
 
– Тогда еще такой вопрос: как вы представляете себе разделение бытового мусора на кухне обычной городской квартиры, где под раковиной помещается только одно ведро?

– Все просто. Ведро использовать для смешанных отходов, а в полиэтиленовый пакет, который рядом, складываем пластмассу, пластик, стекло. Газеты и прочую бумагу можно копить в другом укромном месте. Согласитесь, что совсем нетрудно на дворовой мусорной площадке извлечь из пакета отдельно стекло или пластиковые бутылки. На экспериментальном биомеханическом заводе, куда поступает такое втор­сырье, его направят на переработку и изготовление различной продукции. 

  • Нина Дроздова звонит. Хочу поинтересоваться, как скоро покупателям станут возвращать в магазине деньги за тару? Например, 20 копеек за бутылку – в газете об этом вычитала.
– Действительно, Министерство ЖКХ предложило отдавать покупателям депозит за упаковку, если ее используют повторно. И ввести залоговую стоимость за одну бутылку или банку – 20 копеек. Речь идет не только о пластиковых и стек­лянных, но и металлических бутылках и банках объемом до трех литров. Схема проста и известна во всем мире: покупая товар в определенной упаковке, покупатель уплачивает за нее сумму депозита (залога), а если потом пустую упаковку сдает обратно, то залог возвращается. Это называется депозитной системой. 
 
По оценкам специалистов, внедрение залоговой стоимости тары позволит более чем в два раза увеличить общий сбор отходов упаковки и в первую очередь ПЭТ-бутылки. Это позволит не только увеличить объемы переработки, но и снизить загрязнение окружающей среды. В настоящее время несколько крупных компаний, занятых на переработке отходов, готовят такие инвестиционные проекты.

Когда деревья станут большими

  • Александр Михайлович, это пенсионерка Тамара Сергеевна из деревни Залипье. Возле моего дома растет береза, которая своими ветвями скоро запутается в электропроводах. Как быть? 
– Если проблемное дерево растет на вашем личном земельном участке, то его собственник сам принимает решение об обрезке веток или удалении дерева. Когда нет возможности сделать это своими силами или с помощью родственников, то можно обратиться в любую организацию, которая проводит работы по удалению зеленых насаждений. Это могут быть «Красная гвоздика», «Кирмаш», другие организации. 

Если проблемное дерево находится на общей территории, то есть за пределами огорода, надо обратиться в администрацию района. Специалисты обследуют состояние березы и примут решение либо об обрезке ее веток и сохранении дерева, либо об удалении. 

  • Прямая линия? Здравствуйте! В нынешнем году в Гомеле хорошо взялись за озеленение. Просто сердце радуется, когда вижу новые посадки. Считаю, что это заслуга в первую очередь нашего губернатора. Только не совсем понимаю, почему так много туй и мало голубых елочек? Первые не выносят жары и плохо приживаются, чахнут. Другое дело голубые елочки…
– То, что в городе становится больше зеленых насаждений, – это хорошо. Хорошо и то, что появляются туи и можжевельники, другие хвойные. Они приносят огромную пользу. Известно, что один гектар лиственного леса выделяет два килограмма фитонцидов в сутки, хвойного – пять килограммов, можжевельника – 39. По поводу голубых елей. Действительно, сейчас это подзабытое озеленителями дерево. Хотя они и в рост идут быстрее туй, и приживаются легче, и очень красивые. Надо смелее использовать голубые елочки для городских посадок.

– По-моему, любое дерево, если его правильно посадить и поливать хотя бы две первые недели, приживется в городе. Беда в том, что это не всегда делается. Почему бы не оценивать работу тех, кто высаживает деревья, по конечному результату – их приживаемости?

– Такое решение уже принято горисполкомом. Погибшие посадки подлежат восстановлению за счет озеленителей. Так что не волнуйтесь, ответственности в этом вопросе становится больше и спрос жестче. 

  • Вас беспокоит Анна Мицкевич. Не могу без боли смотреть на уродующую обрезку деревьев, после которой остаются обрубки. Неужели экологи не в силах повлиять на такую издевательскую практику?
– К сожалению, наши специалисты не входят в состав комиссии по обследованию деревьев на предмет их аварийности или удаления, но стараемся держать эти вопросы на контроле. И в случае выявления такой варварской обрезки или незаконного удаления дерева принимаем меры. Такие случаи были в прошлом и текущем году, когда виновников привлекали к административной ответственности. Об этом информировались и читатели «Гомельскай праўды». Поэтому, если стали свидетелями возмутительного факта уничтожения зеленых насаждений, звоните на наш номер телефона 34-12-39.

Но не могу не сказать и о другом. Деревья, как и люди, имеют свой век, болеют и становятся слабыми, падая при сильных ветрах. Есть случаи, когда при этом гибли и травмировались люди, повреждались машины и т. д. Поэтому, упреждая такие ЧП, аварийные насаждения сносятся, вместо которых потом высаживаются новые. Если раньше при озеленении улиц и дворов мало кто учитывал места нахождения водопровода, теплотрассы, электрокабеля и других коммуникаций, то теперь это обязательное правило. Надо знать, что расстояние от дерева до фундамента должно быть не менее пяти метров, иначе корневая система будет разрушать здание.

Вопросы от «Гомельскай праўды»

– Когда появятся на центральных улицах Гомеля обещанные деревья-крупномеры? 

– В нынешнем году уже велась посадка деревьев 3–5 группы – саженцы от трех до пяти лет. Это уже достаточно взрослые насаждения, которые способны адаптироваться к городским условиям. Специалисты отмечают, что у более крупных деревьев меньший процент приживаемости. Пока в «Красной гвоздике» и лесных питомниках такие саженцы подрастают, для озеленения Гомеля этой осенью их закупали и в других регионах. 

– Скоро новогодние праздники с украшением елки. Какой из них – живой или искусственной – отдает предпочтение главный эколог Гомеля? 

– Конечно, искусственной. Служит она уже много лет. Для лесного запаха есть хвойные спреи. Наша задача – сохранить как можно больше живых насаждений. 

– У экологической службы есть для этого и другие возможности. Например, на этапе согласования какого-то строи­тельного объекта. Используются ли такие полномочия по защите живой природы еще на уровне проектирования?

– Безусловно! Например, при строительстве торгового центра по улице Быховской отвоевали липовую аллею, которая по проекту планировалась под снос. Сохранили ряд взрослых деревьев по улице Ильича за счет переноса парковочных мест. При подготовке к строительству жилого дома на улице Гомсельмашевской настояли на пересмотре проекта – чтобы сберечь группу зеленых насаж­дений. Есть и другие подобные примеры. 

– Интересно узнать о судьбе десятка взрослых лип на улице Барыкина, которые в начале прошлого лета неожиданно засохли. Тогда ходили упорные слухи об их отравлении. Но кое-кто не терял надежду, что деревья все-таки со временем восстановятся…

– Увы, они погибли и уже спилены. К сожалению, не удалось установить причину их гибели, как и виновника такого произвола. Известно только, что без химических препаратов там не обошлось. 

– Подскажите, как Гомелю отвадить воронье, которое в это время года буквально оккупирует дворовые деревья, фронтоны жилых домов и других сооружений? 

– Дело в том, что в городе на два-три градуса теплее, чем в чистом поле, да и прокормиться здесь проще. Вот птицы и слетаются сюда на зимовку. Для их отпугивания обычно используются установки со звуковыми сигналами, которые имитируют крики крылатых хищников. Но такой метод малоэффективный: ворона очень умная птица, и обмануть ее сложно. Один из выходов – разрушение гнезд, который и используется в Гомеле и районе. Однако по закону это можно делать только с августа по февраль. Сейчас для этого самое благоприятное время. 


Фото Алексея Герасименко
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать