Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Узнали о секретных ингредиентах туровского сыра: это не просто вкусно…

768 0 11:07 / 15.02.2024
«Никогда не начинай того, что не сможешь закончить!» Эту отцовскую установку Ольга ЛУЦКО взяла как главный ориентир в самостоятельной жизни. С ней прошла сложный, но яркий путь до вершин отечественного бизнеса. О том, как рождался ее собственный стиль руководства, о знаменитом бренде, звездных продуктах, неочевидных слагаемых производственного успеха и об ощущении личного счастья от всего этого – директор Туровского молочного комбината Ольга Луцко.




– Секрет Турова – это секрет команды, – подтверждает собеседница. – Когда нужно в «чистом поле» построить предприятие, запустить продукт, создать бренд, а потом успешно развиваться, первое дело – найти классных специалистов. Но просто собрать их мало. Нужно удержать, предложить что-то безусловно привлекательное. В небольшом городе нет интересных развлечений, разнообразия культурных и физических активностей, прямого доступа к современной медицине, в конце концов. Здесь важно, чтобы команда не заскучала ни на работе, ни особенно после. 

2AS_0204-3-2.jpg

Создать условия для роста

Уверена, людей можно удержать только духовным. Да, я за высокие ценности. Считаю, что человек не произошел от обезьяны, он – божье творение и должен вести себя так, чтобы не посрамить свою божественную сущность. Наш самый первый турслет показал, что здесь есть над чем работать. Мягко скажем, не все прошло гладко. Впоследствии были строгие меры и разговор о сути корпоративных мероприятий, о том, как человек может красиво проявить себя, что допустимо, а что нет, и как важно всегда сохранять человеческое достоинство. Услышали, приняли. С тех пор прошло уже семь турслетов, и прятать глаза от коллег на следующий день уже никому не приходится.

photo_2024-02-15_11-43-51.jpg

Наша корпоративная культура, наши ценности уже во многом сформированы. Новые сотрудники должны принять устав, который действует в нашем «монастыре». Если нет, среда их просто выталкивает. Три месяца, полгода, год – и уходят. Их не так много, но были и хорошие специалисты, кто не выдержал. Конечно, приходится думать, как избежать подобных потерь. Не деньги на первом месте. Людям важны отношение, оценка, ощущение своей значимости, похвала. Даже за мелочь – всегда спасибо, всегда молодец. И создавать условия, чтобы каждый мог раскрыться, проявить свои лучшие качества. А слабости, думаю, стоит нивелировать, корректировать, а еще лучше – постараться изжить. Наверное, я педагог в душе, потому что сам воспитательный процесс, его зримые результаты доставляют мне настоящее удовольствие. Да и сама вместе со всеми расту духовно, преображаюсь, совершенствую стиль руководства.

Не стимул, а мотив

У руководителя, как правило, есть выбор, каким быть: жестким, авторитарным или более демократичным, мотивирующим. Но в белорусской глубинке жесткие меры плохо работают. Нужна мотивация, не люблю слово стимулирование. Стимул – в переводе палка. А работа из-под палки не может быть творческой и продуктивной. Второй путь более сложный, но я осознанно выбрала именно его. Команда собиралась с нуля, ребята приходили молодые, многие и понятия не имели ни о производственной культуре, ни о требованиях молочной отрасли. Первые три года приходилось лично учить, объяснять, показывать. Этот воспитательный процесс занимал большую часть времени. Учились правильно мыть руки, надевать санитарную одежду, выполнять требования и регламенты. Но в какой-то момент приходит понимание, что вечно хвалить людей невозможно, нужны уже конкретные меры.

И тогда ты просто увольняешь сотрудницу, которая вошла в сан­узел, не сняв перчатки. Проблемы с санитарной дисциплиной решаются в один момент. Порядок воцаряется раз и навсегда. Вот он баланс.

С нуля до эталонного вкуса

За 11 лет вырастила и воспитала целое поколение носителей моей производственной культуры. Создала уникальное для Беларуси предприятие с нуля.

И оно успешное. Безусловно, есть плоды работы, есть результат. Это радует, вдохновляет. Есть и трудности, но без них было бы неинтересно.

Была замом по производству, когда запускалось предприятие. Я его и запускала. Что было для этого нужно? Всё! Сказать, что было сложно, ничего не сказать. Летающую тарелку, наверное, проще достать. Предприятие огромное. Нужно, чтобы заработали котельная, аммиачная, все службы, чтобы все среды пошли в свои трубы. Предстояло наладить технологии и процессы. Помню, как запускали энергоцентр – пришлось эвакуировать всех, потому что при запуске паровых котлов сорвало скользящие опоры на техэтаже, и возникла аварийная ситуация. Все это мы прошли вместе с командой.

Следующая задача – выпустить продукт. Это тоже было совсем непросто. В первые варки ничего не получалось. Продукт был горький, не было стабильности. Решили эти проблемы, появились новые – потребительские свойства. Не нравится, кислит. Начали создавать свой вкус, который впоследствии стал эталоном для всех. Сделали. Бренд заработал. Дальше нужны объемы, загрузка мощностей, сырье, чтобы обеспечить продажи. И так поэтапно, и всегда с самого начала, с нуля, из ничего.

Высокая рентабельность и личное счастье

В 2022 году объем переработки молока достиг 700 тонн, треть из него – собственное. Годовой оборот – 171 миллион долларов. Экспорт – 146 миллионов (много экспортируем и на этом зарабатываем), 34 миллиона долларов прибыль от реализации, почти 12 миллионов долларов чистой прибыли, рентабельность – одна из самых высоких в стране. Вот результат, но он не конечный. Всегда есть к чему стремиться и чему учиться. Силы и вдохновение для новых дел дают коллеги, их поддержка, уважение, любовь. А еще дочь, которая пошла по маминым стопам. Моя девочка пришла на предприятие по распределению. Начала с молока, поработала в отделе основного сырья. Поездила по фермам, посмотрела, что это такое. Потом в лаборатории отработала уже высший пилотаж – микробиологию. Затем пошла в менеджмент качества. Говорит, хочет быть похожей на маму. Конечно, завтра она не будет директором. Я этого и не хотела бы. Но она со мной, понимает, поддерживает, ценит, любит то, что делает. И это дает ощущение настоящего личного счастья.

А ведь в 2018-м я уходила. По состоянию здоровья. Но не осталась одна. Работала. Это был тяжелый момент. Жила в другом городе за 250 километров от Турова. Но спасало, что люди приезжали ко мне. Проводили совещания на кухне. Жаловались на появившуюся кишечную палочку и признавались в своем бессилии перед ней. Я их ругала, а они искренне радовались: «Вот этого-то нам и не хватает». Им не доброе слово было нужно в тот момент, а чтобы кто-то сказал: «Так, собрались!» Люди не переносят равнодушия и тянутся к сильному лидеру.

Потому и вернулась на Туровский, что позвали. Просто позвали назад, и я пошла. И не пожалела ни разу. Пришла со свежим взглядом, увидела узкие места, свои недостатки, взялась за их исправление. Изменили приемку молока, переделали графики всех поставщиков. Пересмотрели продуктовую линейку, провели ребрендинг, вывели множество новинок, поменяли форму упаковки. Провели реорганизацию производственной службы, потому что предприятие очень выросло, а мы управляли по-старому и тормозили процессы. Пришлось перемещать людей, растить новых управленцев, требовать, убеждать и обязательно поддерживать. Ведь иногда достаточно сказать: «Я в тебя верю, у тебя все получится. Я не ошибаюсь в людях и гарантирую, что у тебя будет успех!» И все, это действует как гипноз. Человек просто взлетает и на глазах превращается из обычного исполнителя в настоящую суперзвезду сыроделия. Наконец снова занялась обучением, но совсем по-другому. Начала писать инструкции, проводить экзамены.

DSC07304.jpg

У профессионала – тысяча дверей

Я человек любопытный, мне все интересно, у меня всегда много почему. Всю жизнь учусь, стремлюсь во всем выйти на профессиональный уровень. Ведь чем профессионал отличается от крепкого практика? Практик знает только один путь, а у профессионала – тысяча дверей. Как ты себя ведешь, так ведет себя и твое ближайшее окружение, а за ним тянутся и все остальные. Стыдно быть неумным на фоне образованных людей, поэтому в нашей компании достаточно высокий профессио­нальный уровень. Огромную роль в этом играют аттестации. Сотрудники аттестуются по итогам обучения, после повышения квалификации, при переводе на новую должность или в другую профессию. Порой специалисты рассказывают такие глубокие вещи про технологический процесс и мыслят настолько широко, что вызывают восхищение. Прошу их не носить в себе эти знания, а передавать коллегам, учить молодежь. Чем больше будет посвященных людей, тем меньше ошибок мы совершим. Меньше ошибок, меньше брака – больше денег, лучше бизнес.

А нужно было переть буром

Не могу сказать, что за какие-то собственные ошибки мне стыдно. Возможно, на определенном этапе развития не продавила свои идеи, не настояла, не проявила должную настойчивость. И теперь понимаю, что уже три года назад нужно было делать то, что делается теперь. Я тогда дала слабину, смалодушничала, а нужно было переть буром. Учусь на своих ошибках, сменила тактику и сейчас именно буром и пру. Время такое. Если этого не делать, будешь в аутсайдерах, тебя просто выбросят с рынка.

Это лето было непростым для всех. Но мы очень быстро сделали выводы. Приняли решение снизить влияние одного рынка, не быть заложниками. Хотя это очень привлекательный рынок. Легкий сбыт, когда мы уже не продаем, а распределяем продукт. Легкие деньги. Хороший курс. Партнеры кричат: «Давай!» Но я твердо сказала нет. И это был тот самый «бур» в ответ на давление партнеров и команды. Сказала, что мы приняли решение идти по другому пути и, хоть стреляйте, сделаем именно так. То есть мы делим рынки, снижаем доли и так далее. А чтобы контролировать процесс, изменили организационную структуру в продажах. Я забрала в прямое подчинение несколько рынков, которые сейчас лично развиваю.

Полка дает высокую маржу

Невозможно всегда инвестировать и расти. Нужно искать возможности зарабатывать на том, что уже существует. Наша нынешняя стратегия – качество продаж. Мы развиваем свой ассортимент, будем усиливать бренды. Будем работать с полкой, потому что она дает высокую маржу. Задача не просто привлечь покупателя, влюбить его в свой продукт, но и обеспечить постоянное присутствие всего спектра продуктов на полке. И поле для этого необозримо.

Один Китай какие возможности открывает. Все говорят, ерунда, там ничего не будет. У нас – будет, уверена. Вернее, уже есть. Мы прорвались в Китай. Четыре года туда хотели, но, видно, не так сильно. А сейчас захотели по-настоящему, до слез. И все, первая фура пошла. Говорят, что мы вообще первые, кому удалось продать китайцам сыр. Теперь ждем второй заказ. Огромный рынок, интересный. Маржинальность там хорошая. Да, не завтра. Год-два будет тяжело идти. Но это дорога в правильном направлении с учетом глобализации и перемен в мире. Это будет еще один важный рынок, уверена. Что дает мне эту уверенность? Наш вес на рынке, наш бренд, наш опыт, наши люди. Туровский молочный – современная махина, которая разогналась и прет вперед, не глядя на непогоду.

DSC06482-редакт 2.jpg

УНП 490871155
Общество


20240419_091146.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать