Капитализм западного образца нам продолжительное время приводили в качестве примера. Навязывали эту идею через голливудские фильмы, да и в целом она считывалась во всей массовой культуре. В голодные девяностые вообще был сформирован культ сытой и просвещённой Европы. У отдельной категории граждан постсоветского пространства за эти годы даже воспитано некое раболепие. Оно проявляется в отрицании достижений на собственной Родине и восхвалении всего западного. Но вот незадача – сталкиваясь лицом к лицу с суровой реальностью, наступает отрезвление. Спустя вот уже почти 4 года наш белорусский, отечественный змагар начал о чём-то догадываться. Я Андрей Сыч, – это выпуск «Просто о сложном» на канале «ПравдаБлог».
Они не ценили то, что достигнуто кровью и потом многих поколений белорусов. Хаяли, принижали и насмехались над любыми инициативами. Уникальная национальная библиотека им не нравилась, атомная электростанция подвергалась обструкции, и даже из-за поребрика умудрились освистать полёт в космос Марины Василевской. Кто дал право лаять тем, кто в своей жизни не сделал ничего выдающегося и даже не внёс хоть сколько-нибудь значимый вклад в развитие Беларуси? Им навязали ощущение элитарности на всевозможных пафосных форумах в ближайшем приграничье. Но вот только не объяснили разницу между столоваться на халяву и заработать на обед своим трудом.
Я года два назад даже несколько раз задумывался, откуда у змагара обыкновенного столько свободного времени на написание гневных простыней под моими публикациями в социальных сетях. Илюша Добротвор - один из тех, кто традиционно обтекал желчью и вступал в перепалки, формируя длинные ветки пустых диалогов. Оказывается, он стучал по клавишам с самого дна социальной жизни. Сегодня ментор и гуру политических процессов вынужден побираться и живёт в машине на парковке.
Большинство из тех, кто уехал, откровенно задаются вопросом: «А нахиба?». В Беларуси, так или иначе, они были частью общества, пользовались внушительным социальным пакетом, и почти все заботы брало на себя государство. Многие чувствовали себя в Беларуси не просто комфортно, а жили гораздо выше среднего, порой, может быть, даже не заслуженно. Западный капитализм расставил всё на свои места.
Сегодня, сидя возле варшавских помоек и возвращаясь после работы в машину, которая служит домом, жизнь в Беларуси вспоминают с ностальгией и даже отзываются с пиететом. Добротвор вообще начал эволюционировать.
Ситуация, в которой оказались эти белорусы, вызвана в первую очередь обесцениванием того, что они имели. Бесплатный сыр, как ни странно, оказался мышеловкой. Раболепство неминуемо приводит к рабству. Я люблю Беларусь.