Елена Дмитриевна Машковцева (в девичестве Самойленко) родилась в 1898 году в городе Речице тогдашней Могилевской губернии в семье уездного врача. В 1905-м семья переехала в Гомель. Жили на улице имени Барона Нолькена, нынешней Билецкого. Отец работал в Земской больнице на улице Аптечной (современная Жарковского), принимал активное участие в общественной жизни города. Одно время возглавлял Гомельское медицинское общество.
В 1917 году Елена окончила гимназию, преподавала рисование и лепку детям дошкольного возраста. Свое мастерство совершенствовала в городской художественной студии имени М. Врубеля. К слову, деятельность учеников и преподавателей этой студии стала интересной страницей в художественной жизни Гомеля начала ХХ века. В 1921 году в числе талантливых учеников-студийцев Елена Самойленко была направлена для сдачи экзаменов в высшее художественное учебное заведение Москвы — ВХУТЕМАС.
Вот что вспоминала сама Елена Дмитриевна:
«Как сейчас помню радость, когда узнали, что поедем учиться, вернее держать экзамены в Москву... У нас был свой оборудованный (с нарами) товарный вагон, который прицепляли к случайным товарным составам. Добирались до Москвы целую неделю. Погода нам благоприятствовала, было тепло и сухо, мы были молоды, полны надежд и желания учиться...
В пути не обходилось без шуток и приключений. На нашем вагоне была надпись, сделанная крупно мелом „ХЛАМ“ (художники, литераторы, артисты, музыканты). По этой надписи на остановках мы легко находили свой товарный вагон». В те далекие годы в этом же вагоне в Москву отправился и Лев Семенович Выготский, ставший впоследствии видным ученым в области психологии.
Из письма Елены Дмитриевны в Гомельский областной краеведческий музей: «...Приехали вовремя. Все поступили в разные мастерские. Занятия проводились в холодных классах. Работали в пальто, мерзли ужасно, но желание учиться было так велико, что эти обстоятельства нас не останавливали».
В Москве Елена Самойленко занималась в студии известного художника Ильи Ивановича Машкова, которого считала своим учителем и всегда вспоминала о нем с большим почтением. Самостоятельную творческую жизнь она начала в 1926-м. Этим годом датирован «Портрет Нины», представленный на выставке.
Елена Дмитриевна была исключительно трудолюбивым человеком с благоговейным отношением к живописи. Эти качества позволили ей достичь значительных успехов в творчестве. В 1930-е годы художница участвовала в совместных выставках наравне с такими известными мастерами, как Бялыницкий-Бируля, Грабарь, Дейнека, Нисский, Машков. Она активно включилась в бурную художественную жизнь страны, вступала в разные творческие объединения, каждое из которых отстаивало в то время свою независимость, свои взгляды в искусстве, считая, что только это объединение стоит на верном пути в поисках художественной формы, способной выразить новое содержание. В их числе было и общественное творческое объединение «Бытие». Выставки, проходившие под его эгидой, стали первой выставочной площадкой для произведений талантливой художницы.
Первая персональная выставка нашей землячки состоялась в 1937 году в Москве, а в следующем она была принята в Московский союз художников. В 1930 — 1940-е годы принимала участие в художественном оформлении музея антропологии при МГУ, одного из павильонов Всесоюзной выставки сельского хозяйства, некоторых станций Московского метрополитена, других объектов столицы.
За свою долгую жизнь Елена Дмитриевна побывала в творческих поездках во многих уголках огромной страны от Калининграда до Владивостока. Горы Тянь-Шаня, Кольский полуостров, Карелия, Камчатка, Дальний Восток, средняя полоса России, Украина... Каждая поездка — это масса впечатлений, положительных эмоций, незабываемых встреч, удивительная красота уголков необъятной страны. Все это отражено в произведениях художницы.
Елена Машковцева отдавала предпочтение пейзажу и натюрморту, сохраняя верность урокам своего учителя. При этом и жанр портрета не был ей чужд. На выставке экспонируется один из ранних портретов в наследии художницы — портрет драматической актрисы Елены Валентиновны Сливицкой, созданный в 1925 году. В это время художница находилась в поиске индивидуального творческого почерка, поэтому работа выполнена в манере, характерной для живописи ее учителя Ильи Машкова.
Особое место в коллекции занимает портрет Нади. Это своего рода собирательный образ тех, чья юность пришлась на послевоенные годы, когда в почете были чувство собственного достоинтва, завидная сила духа, готовность исполнить свой гражданский долг. При этом оставаться скромным человеком и не видеть в своих делах особого геройства.
Интересны натюрморты Машковцевой. Самые узнаваемые и обычные предметы показаны с лучшей их стороны с интонациями радости и душевного благоговения. Огромное количество пейзажей посвящено красотам родной земли. Увидеть в обычном необычное было характерным для творчества Елены Дмитриевны. В каждом уголке земли, в любом кусочке природы есть своя прелесть. Это главный авторский посыл тем, кто будет любоваться ее этюдами.
Художница дарила свои работы музеям, учреждениям, организациям. Несмотря на то что она стала москвичкой, в душе хранила память о Гомеле, проведенной здесь юности, первых шагах в искусстве, о тех, с кем начинала свою жизнь в творчестве. Одного из студийцев хотелось бы особо отметить. Это Георгий Нисский, таланливый живописец, народный художник РСФСР.
В конце 1970-х Е. Д. Машковцева передала в наш музей значительную коллекцию своих произведений, а в 1980 году в Гомеле состоялась ее персональная выставка, на открытии которой присутствовала сама художница. Выставка вызвала огромный интерес у гомельчан и гостей нашего города. Некоторые из работ представляли краеведческий интерес:
это рисунки с изображением уголков Гомеля, написанные в довоенный период.
Елены Дмитриевны не стало 30 лет назад. Но, как утверждал Гиппократ, жизнь коротка, искусство вечно. Произведения художницы и сегодня привлекают внимание почитателей настоящего искусства своей образностью, одухотворенностью и высоким эстетическим вкусом. Поистине чудные мгновения бытия запечатлены в живописных и акварельных работах Елены Машковцевой.