Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Кто сберечь поможет дар божий?

2468 0 23:15 / 24.01.2008
Известно, что одаренных детей у нас насчитывается где-то три — пять процентов от общего числа представителей молодого поколения. За 10 лет существования Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов его лауреатами стали 300 талантливых ребят из Гомельской области.
И если несколько предыдущих лет на областной олимпиаде учащиеся завоевывали около 140 дипломов, то в 2006-м — аж 377! На республике наши умники и умницы принесли Гомельщине в нынешнем году 164 победы. В прошлом, для сравнения, они завоевали 62 призовых места. Что это — природа вдруг стала больше одаривать нас гениями? Или мы открыли секрет того, как распознать талант? А может, условия для развития одаренных детей стали более благоприятными? И как потом “вундеркинды” реализуют свои способности во взрослой жизни?
Где нам взять такую лупу?
Спросите — как можно разглядеть талант у ребенка? И однозначного ответа не получите. Конечно, на основе государственной программы “Одаренные дети” работа по выявлению и поддержке талантливых ребят ведется во всех учреждениях образования области. Во многих районах, как только ребенок попадает в школу, психолог измеряет уровень его интеллекта и творчества. Учителя разрабатывают индивидуальные планы учебной деятельности. Для детей организуются занятия психологических тренингов, развивающие умения и навыки, культуру эмоций, роста личности, творческого развития. А в конце учебного года педагоги и психологи выявляют вместе с учениками, чего удалось достигнуть, насколько вырос уровень интеллекта и творчества каждого ребенка.
Для развития одаренных учащихся создаются профильные, лицейские, гимназические классы и группы с углубленным изучением предмета. На Гомельщине работают 20 учреждений образования нового типа, в Гомеле и Мозыре действуют областные государственные лицеи. Развивает познавательные интересы и творчество школьников, и их участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. Все их победители, а также лауреаты Специального фонда Президента обязательно попадают в электронный банк данных Гомельского государственного областного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и сотрудников образования (ИПК).
Работа проводится огромная. Но по сути она направлена именно на тех детей, которые уже в чем-либо отличились, чего-то достигли. Часто талант и искать-то особо не нужно — сам в глаза бросается.
— Наш сын с раннего детства был очень любознательным, интересовался астрономией. Учился всегда с удовольствием, — вспоминает Галина Владимировна — мама Игоря Щетинина, занявшего первое место в 1997 году на республиканской олимпиаде по физике.
Но есть такое понятие, как скрытая одаренность. То есть ребенок особо ничем не выделяется среди сверстников и интереса особого к какому-то конкретному предмету не проявляет. А потом, к примеру, случайно попадает на олимпиаду, одерживает победу и в дальнейшем в своих успехах опережает всех.
— Одаренность у таких детей очень сложно выявить. И сегодня самая большая проблема — отсутствие диагностического инструментария, — рассказывает методист по работе с одаренными детьми ИПК Ирина Михайловна Дубовик.
Проще говоря, нет пока конкретных рекомендаций, следуя которым можно точно определить, талантлив ребенок или нет? Есть у специалистов множество наработок, определенный опыт, которым они делятся с коллегами. Методисты помогают педагогам искать подход к одаренным детям, составлять на них карты одаренности, выбирать формы работы с ними. Но в вузах будущих педагогов не учат, как выявлять талантливых детей. Нет для этого специальных учебных пособий. Как правило, каждый педагог, работая с детьми, находит свои секреты распознания в них одаренности.
— Я не занимаюсь поиском талантливых детей. Просто создаю условия для того, чтобы ребенок мог раскрыть свои способности, — поделился доцент кафедры математических проблем управления Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Михаил Семенович Долинский, который ведет информатику в СШ № 27. — Да, я могу сказать после нескольких занятий, что один ребенок быстрее соображает, чем остальные. Но это не значит, что он добьется большего. Потому что талант нужно умножать на труд. Есть ученики, которые сразу себя не проявили, а потом потихоньку — и в лидеры. Сегодня я вижу многих ребят, которые, что называется, схватывают на лету, но трудиться не хотят. И это, по-моему, очень большая проблема.

Не даром преподаватели время с нами тратили
Вот тут мы подошли ко второму вопросу. Мало обнаружить дар божий, нужно суметь его сберечь и развить.
— Одаренный ребенок — не только интеллектуальный ресурс, он личность. И сегодня государство заботится прежде всего о личности ребенка, — объясняет И. М. Дубовик. — Нельзя также забывать, что ребенок рождается творцом и исследователем, и не нужно пытаться сделать его слушателем.
Похоже, это правило и есть ключ к успеху в работе с юными талантами.
— Как поддержать интерес у ребенка к предмету — это пока для меня тайна за семью печатями. Наверное, привлекает детей сам процесс познания: думать, придумывать, ошибаться, искать свои ошибки и исправлять их, — считает М. С. Долинский. — Очень важна и коллективная работа. Это своеобразный принцип соленого огурца: его свежим бросаешь в банку с соленой водой, и он тоже становится соленым. Так и с ребятами — приходят к нам заниматься и обязательно подтягиваются до уровня остальных.
То, что делает педагог Долинский, — уникально. Без малого 10 лет он занимается информатикой со школьниками. И за это время его ученики завоевали 10 медалей международных олимпиад из 28, полученных республикой в целом. Пяти- и семиклассники, обучающиеся у Михаила Семеновича, справляются с задачами, которые под силу студентам-третьекурсникам вузов. Последнее достижение: ученики Долинского участвуют в серии интернет-олимпиад, проводимых в США. И на прошедшей в нынешнем месяце учащийся Гомельского областного лицея Владимир Миняйлов дважды взял полный балл (решил все задачи). В олимпиаде участвовали 600 — 700 лучших школьников из 60 — 70 стран мира. И только что Владимир получил приглашение от тренера сборной США на участие в очной олимпиаде, которая будет проходить в Соединенных Штатах Америки. Такой допуск получили всего 10 самых одаренных ребят на планете. В прошлом году Владимир Миняйлов стал серебряным призером международной олимпиады по информатике.
Основная сложность в работе с одаренными детьми, уже добившимися больших успехов, — сохранить у них интерес к науке или творчеству. Педагог должен поставить ребенка в условия неудовлетворенности своим результатом, чтобы он учился дальше, найти к учащемуся индивидуальный подход. И опять же учителю нигде универсальный рецепт не выдадут, придется искать самому. Тут возможностей у городских педагогов больше, чем у сельских.
— В идеале следует для одаренных детей создать специальный учебный центр, — предлагает И. М. Дубовик. — В то же время детей нельзя отрывать от корней. Но далеко не для каждой семьи талантливого ребенка реально сегодня перебраться в город.
Помогают школьникам реализовывать свои повышенные познавательные потребности организованные ИПК очно-заочные туры конкурса “Олимпиец”, летние профильные лагеря для одаренных учащихся, проводимые при поддержке управления образования облисполкома. В каждом районе и в Гомеле созданы опорные площадки по работе со способными учащимися на базе ГГУ имени Ф. Скорины и Мозырского государственного педагогического университета. Так решаются и проблемы одаренных детей в общении со сверстниками, повышается их самооценка и уходит тревожность. И результаты этой работы впечатляют — Гомельская область в 2005 году вышла на третье место в республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам. Наши школьники представляют свои научно-исследовательские работы на ежегодных областных и республиканских конференциях. Из 24 дипломов республиканского молодежного экологического форума-фестиваля “Земля — наш дом” 13 получили учащиеся Гомельщины. Кстати, фаворитами по одаренным детям являются, помимо Гомеля, Светлогорский, Мозырский, Речицкий, Рогачевский, Жлобинский, Калинковичский районы. Там сильная школа работы с талантливыми учащимися. В то же время на протяжении последних трех лет ни одной победы на областной олимпиаде не завоевывали школьники из Брагинского, Ветковского, Наровлянского, Хойникского районов. По словам специалистов, причина в том, что в этих наиболее пострадавших от чернобыльской катастрофы районах дети несколько раз в год выезжают на оздоровление и отвлекаются от учебного процесса.

У гения мечта — высота
Благодаря электронному банку данных при ИПК можно проследить судьбу каждого одаренного ребенка — куда он идет учиться дальше после окончания школы? Каких успехов добивается в студенческую пору, каково первое рабочее место? Для многих талантливых молодых ребят, с которыми довелось общаться, полученные премии облисполкома и Специального фонда Президента — конечно, большой стимул к учебе и творчеству. Огромной поддержкой для них, в случае победы в республиканских олимпиадах, является возможность поступать в вузы страны без экзаменов.
— Очень обидно, когда наши гомельские умы уезжают в Минск, — заметил
М. С. Долинский. — С моей точки зрения, они в профессиональном плане теряют. В Гомеле для развития своих знаний больше времени. А там отвлекают многочисленные бытовые проблемы. Да и теряются в столице наши ребята — там ведь таких одаренных множество, со всех уголков Беларуси. Приходится заново доказывать свои способности. Поэтому неустанно веду среди своих учеников агитацию идти учиться в не менее престижные гомельские вузы.
Только пока у преподавателя не очень получается. Понятное дело — талантливые люди ставят перед собой высокую планку, стремятся использовать свои способности максимально. И по наблюдениям специалистов, еще года четыре назад таким одаренным было гораздо сложнее себя реализовать в нашей стране. Поэтому молодые умы уезжали за границу — в США, Израиль, Англию, Германию, Россию. Сейчас ситуация изменилась. Уезжает из страны не более четырех процентов. Кого-то увозят родители, в надежде, что ребенок реализует их несбывшиеся мечты. Кто-то едет работать, кто-то — учиться.
Игорь Щетинин уехал в Германию с желанием посмотреть, как развивается немецкая наука. Способности белорусского парня оценили и приняли в Институт имени Макса Борна. Сейчас Игорь занимается ядерной физикой, пишет диссертацию. Помимо учебы работает по 12 — 14 часов в сутки.
— Условия труда здесь очень тяжелые, — рассказывает Игорь. — А после учебы в Германии я обязательно вернусь в Беларусь. Сегодня в нашей стране реально обеспечить себе достойную жизнь. И я надеюсь, что мои знания пригодятся.
А первый призер международной олимпиады по информатике, подготовленный преподавателем Долинским, Артем Кузнецов, поработав в России, вернулся на родину и создал в Гомеле отдел разработок одной серьезной российской фирмы. Теперь он дает возможность нашим ребятам применять на деле свои отличные знания и развиваться. Отдел занимается мобильным банкингом — то есть оказывает банковские услуги через мобильную связь, а заказчики — солидные российские банки.
— Я хочу реализовать себя в Беларуси, — поделился Юрий Анисовец, победитель республиканской олимпиады по географии в 1998 году. — Хоть пока это сделать очень трудно. Я окончил Белорусский государственный университет и по распределению отработал два года преподавателем в Научно-исследовательском институте геологии при Академии наук Республики Беларусь. Предлагали аспирантуру. Но, честно говоря, в Минске на зарплату преподавателя прожить нереально, не имея собственного жилья. А если еще и семью создать... Но и из столицы я уезжать не хочу. Пришлось оставить науку и заняться бизнесом. Совмещать не получается. Но я верю, что у меня все получится. Главное — поставить цель и много над собой работать, чтобы ее достигнуть.
Вот так же за своей мечтой уехала в Москву и известная в Гомеле молодая актриса Ольга Зелезецкая. Она — лауреат премии облисполкома в поддержку талантливой молодежи и лауреат премии областного фестиваля творческой молодежи. Окончила Белорусскую академию искусств. Девять лет блистала на сцене областного драматического театра.
— Не за красивой жизнью я погналась, — говорит Ольга. — Просто я всегда мечтала о большой театральной сцене. Сейчас приходится работать не по специальности, чтобы прожить в этом мегаполисе. Но я продолжаю заниматься и любимым делом. И приложу все усилия, чтобы добиться своего.
У каждого человека своя судьба. И талант вовсе не облегчает жизненную дорогу своему обладателю. Ему, как гласит известное высказывание, обязательно нужно помогать. Помогать не растерять этот божий дар, а развить, приумножить. У наших героев обязательно все в жизни получится, потому что есть поддержка, есть огромное желание идти к своей цели и трудолюбие. А таких и удача любит.
Ольга ДАНИЛКОВА

Образование

0 Обсуждение Комментировать