Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Анна Концевая :

Сколько стоит современное кино и будет ли в Гомеле мультиплекс, узнала журналист «Гомельскай праўды»

Добавлено 17.12.2014 8268 1
«Беларусьфильм» 17 декабря отпразднует 90-летие. Почти все эти годы жителей области с продукцией национальной киностудии и не только знакомят сотрудники Гомельской киновидеосети.
О предпочтениях зрителей и ценности современных кинокартин в канун праздника «Гомельскай праўдзе» рассказал генеральный директор КУП «Гомелькиновидеопрокат» Александр ЛАВРИНЕНКО.
— Александр Леонидович, кино по-прежнему важнейшее из искусств?
— Для работников киносети оно было и будет таковым. Люди, которые трудятся здесь, отдают много сил и душевной энергии, чтобы зрители смотрели качественное кино в хороших условиях. Приятно, что публика ценит старания. Количество зрителей, посещающих кино- и видеозалы, не уменьшается.
— Ошибался Родион Рачков, в фильме «Москва слезам не верит» утверждавший, что телевидению принадлежит будущее, что не будет ни книг, ни кино?
— Кино при просмотре в кинозале — искусство уникальное. Его неповторимость, как было точно подмечено на одном из семинаров, в соединении личностного и коллективного восприятия. С одной стороны, когда гаснет свет, человек остается один на один с экраном, с другой — слышит реакцию зала и переживает совместные эмоции. К слову, именно пробуждение эмоций наш земляк Георгий Малков, успешный российский продюсер, считает главной задачей кинематографа. Посмотрите один и тот же фильм по телевизору и в заполненном кинозале — получите разные ощущения.
— Упомянутый фильм принес Владимиру Меньшову «Оскара». Награды получали и белорусские режиссеры. Лента Элема Климова «Иди и смотри», к примеру, одерживала верх на трех фестивалях. Миллионы советских граждан голосовали за нее билетами. А как сегодня зрители оценивают проекты «Беларусьфильма»?
— К сожалению, период упадка, что пришелся на 90-е годы XX века, негативно сказался на восприятии отечественного кино. Сегодня бренд «белорусское кино» не всегда делает хорошую рекламу внутри страны. Вместе с тем качество фильмов растет. И часто, подтолкнув человека к просмотру, после сеанса слышим спасибо. Последний пример — премьера в Гомеле ленты «Белые росы. Возвращение». Зал пять минут стоя приветствовал съемочную группу. И другие картины оставляли хорошее впечатление.
— Какие из белорусских лент ваши любимые?
— Вырос на «Приключениях Буратино». Люблю «Белые росы» и «Город мастеров». Ценю военную киноклассику. Из современных лент запомнились «Брестская крепость» и «Украсть Бельмондо». На Гомельщине последний фильм посмотрело больше зрителей, чем в пяти областях вместе взятых.
— Кто решает, что смотреть жителям области?
— Репертуарная комиссия, в которую входят работники нашего предприятия и руководители горрайпредприятий. Беларусь не является самостоятельной страной по прокату иностранных фильмов. Ездим за ними в Москву. Выбор останавливаем на кино, которое может и зрителей порадовать, и доход принести. В прошлом году из 490 предложенных лент у себя показали около 160. В этом году гомельчане увидели все фильмы из топ-20 СНГ. А белорусское кино берем всё, что выпускают «Беларусьфильм» и частные компании.
— Фильмы стоят дорого, если за поход в кино и театр платим одну цену?
— Не стану называть суммы, только скажу, что денег, уплаченных за третью часть «Хоббита», хватило бы на покупку внедорожника. Это не может не отражаться на стоимости билетов. Кроме того, больших вложений требует модернизация кинотеатров. Капитальный ремонт гомельского «Мира» обошелся в миллион долларов. Но поверьте, гомельчанам поход в кино обходится не дороже, чем жителям других областей и России. Мы сравниваем цены.
— Предприятие, которое возглавляете, в области монополист. Но в век интернета говорить, что у вас нет конкурентов, не приходится. Что делаете, чтобы перевести взгляды зрителей от мониторов к большим экранам?
— Во-первых, приводим кинотеатры в надлежащее состояние. Согласно последним опросам, люди приходят в кино за удовольствием. И под эту эмоцию должно работать все — от кинозала до кинобара. За попкорн и напитки зрители порой платят больше, чем за билеты на сеанс. Во-вторых, работаем над репертуаром. Предлагаем мировые премьеры, которых на момент начала показа нет в интернете. Конечно, хотели бы иметь и IMAX, и свои залы в крупных торгово-развлекательных комплексах. Но пока это невозможно.
— Как и строительство мультиплекса?
— Кинотеатры, в которых несколько залов, рентабельнее однозальных. Но о них нет и речи: нужно довести до ума фонд, что имеем. Сегодня объект № 1 — жлобинский кинотеатр «Родина», который с поддержкой облисполкома рассчитываем ввести в первом полугодии 2015-го. К сожалению, в год можем обновить не больше одного объекта. Потому стараемся создавать комфорт­ные условия там, где это возможно при небольших затратах. Последний пример — кинотеатр «Крыніца» в Буда-Кошелеве, где работники районного кинопредприятия привели в порядок кинозал и фойе, а председатель облисполкома помог приобрести современное цифровое кинооборудование и кондиционеры.
— Не техническая оснащенность, а любовь к работе делает людей профессионалами. Что скажете коллективу в канун праздника?
— Искренне благодарю за труд. И желаю всем счастья, благополучия и крепкого здоровья, потому как кино, если и не вечно, то еще очень долго будет востребовано у зрителей.

Историческая лента

♦ Первые демонстрации синематографа в Гомеле состоялись в 1909 году
♦ Старейший кинотеатр области, ныне кинотеатр имени Калинина, начал работу в 1923-м. Расположился он в здании бывшей гостиницы «Савой»
♦ В 1929 году появились еще два кинотеатра: имени Вороновского и Горсовета
♦ В 1935-м была создана областная контора «Главкинопрокат»
♦ В 1959-м открылся кинотеатр «Мир», в 1961-м — «Октябрь»
♦ В декабре 1988 года управление кинофикации облисполкома было объединено с областной конторой кинопроката и стало называться областным производственным объединением «Гомелькиновидео­прокат».

Везет и показывает

Киномеханик кинопередвижки Владимир Куприянович в конце 1960-х был первым парнем в любой деревне.
Человек, который имел отношение к кино, был для сельчан сродни небожителю, — с улыбкой вспоминает Владимир Степанович. — Мало того что практически на дом доставлял искусство, так еще и с техникой был на «ты».
Обращаться с двигателем, усилителями, громкоговорителем, проектором юношу научили в Добрушском ПТУ. Но их истинные ценность и вес узнал, когда самостоятельно по­грузил на телегу и снял с нее. В зону обслуживания входили пять населенных пунктов, добраться до них можно было на лошади. Своей гнедой у киномеханика не было, потому из деревни в деревню возила совхозная.
Телега кинопередвижки
За билет в кино бригадир готов был лошадь на весь день выписать, — делится Владимир Куприянович. — Этой же «валютой», случалось, платил хозяевам за ужин и ночлег. Но чаще на постой принимали бесплатно.
Пять дней в неделю жил вне родного дома Владимир Степанович. Нужно было не только оборудование установить, но и афиши расклеить, продать билеты: взрослые по 20 копеек, дет­ские по 5. Но дело свое киномеханик любил, потому после армии устроился в райцентре мастером по ремонту фильмов. Много пленок просмотрел и склеил за два года, по несколько раз чинил всеми любимые картины «Есения» и «Табор уходит в небо».
А в 1974-м получил предложение возглавить Житковичское кинопредприятие и уже сорок лет руководит им.

Что нам стоит кинотеатр построить

Василий Кардаш с теплотой вспоминает времена, когда в Гомеле было семь кинотеатров.
«Спартак», «Ракета», «Юбилейный», кинотеатр имени Исаченко, — перечисляет работавшие ранее объекты Василий Иванович и добавляет: — Областной Дворец творчества детей и молодежи проектировался как детский кинотеатр с тремя кинозалами и видеозалом.
В 1978 году, когда пришел в управление кинофикации обл­исполкома, кино было востребованным искусством. Кинотеатры росли буквально один за другим: в Буда-Кошелеве, Ельске, Рогачеве, Хойниках, Чечерске.
Возглавлял управление Владимир Дроздов. Под его началом строили быстро и с размахом, — рассказывает Василий Кардаш. — Однажды приехали в Наровлю, Владимир Иванович глянул на фундамент здания и решил, что выходит маленьким. Отмерял шагами в сторону пять метров и велел увеличить зал.
Много проектно-сметных документаций подготовлено с тех пор: до 2012 года Василий Кардаш работал главным инженером «Гомелькиновидеопроката». Но воспоминания о том, как развивали киносеть, до сих пор живут в сердце. Где-то рядом с мальчишескими. Еще ребенком решил, что свяжет жизнь с кино. С другом через окно клуба наблюдали за работой киномеханика. Сообща поступили в ростовский кинотехникум и с хорошими отметками окончили его. Верили: полученные знания в жизни пригодятся.

В традициях Болливуда

Директора предприятия «Кормакиновидеосеть» Наталью Якутович в профессию привели мама и индийские фильмы.
В юности не пропустила ни одну болливудскую ленту, — признается Наталья Михайловна. — Так как мама работала сначала редактором, а потом экономистом в кинотеатре, место в зале получала всегда. А некоторые зрители приходили со своими стульями на сеанс.
Конечно, времена сейчас не те. У предприятия нет собственного кинозала, в дни премьер арендует его у РДК. Едва ли не у каждого в доме стоит компьютер с выходом в интернет. Но юношеская увлеченность кино до сих пор не оставляет Наталью Якутович, и она готова делиться ею.
Кинопередвижки работают шесть дней в неделю, дают по два-три сеанса в день. Сельские школьники смотрят анимационные новинки наравне со сверстниками из городов, — подчеркивает Наталья Михайловна и добавляет, что видеодемонстратором работает брат Александр Михайлович. У них кинодинастия.

На весь экран

Главный инженер КУП «Кинотавр» Денис Шибнев предпочитает ходить в кинотеатр имени Калинина, но душа к «Миру» больше лежит.
В «Мире» почти каждый кирпичик знаю, — поясняет Денис.
На предприятие пришел три года назад и сразу занялся капитальным ремонтом кинотеатра. Проектно-сметная документация готовилась в сжатые сроки, потому многие решения пришлось принимать в ходе работ. К примеру, в зрительном зале просчитывать размеры ступеней и угол подъема гребенки, проводить дополнительные акустические расчеты, отказаться от демонтажа и восстанавливать старые декоративные элементы. Результат стоил того.
Я по натуре максималист. И в жизни, и в работе люблю быть на шаг впереди, — не скрывает Денис.
Когда дело дошло до переоснащения кинотеатра имени Калинина, не без его участия в кинозале «приписались» самый большой в республике экран — 200 квадратных метров, и цифровой кинопроектор с форматом 4К. Кажется, чего еще желать? А Денис Шибнев уже думает, какую технику установить в малом зале кинотеатра имени Калинина. Его ремонт затянулся, но это вопрос времени, считает главный инженер. И ему хочется верить.

В главной роли — Гомель

То ли наш город попадал в объективы операторов «Беларусьфильма» не часто, то ли о его звездном часе помнят не многие. Известно только, что снимались в Гомеле картины «Отель «Савой» (1929), «Большие перегоны» (1971), «Рыжик в Зазеркалье» (2011). Не обошли стороной белорусские кинематографисты живописные места Гомельщины. Значительная часть фильма «На спине у черного кота» (2008) снималась на Петриковщине. А новая работа «Государственная граница. Фильм девятый: Курьеры страха», премьера которой пройдет в Гомеле в рамках юбилейных торжеств, не обошлась без помощи лоевских пограничников.

Картина долгая — три километра

Чтобы заведующий фильмобазой «Гомелькиновидеопроката» Вячеслав Осипков списал фильмокопию, зрители должны посмотреть ее пятьсот раз.
35-миллиметровая пленка, на которую записывают киноленты, имеет свойство изнашиваться, — погружает в тонкости профессии Вячеслав Михайлович. — После 90 и 250 сеансов снижаем ее категорию, после полутысячи снимаем с просмотра.
Заведующий фильмобазой более трех десятков лет в отрасли. Потому со знанием дела отмечает: пленка, что была раньше, легче восстанавливалась. Kodak, на которую перешли в 2000-х, не рвется, но требует бережного отношения.
Перед тем как показать фильм, киномеханики внимательно проверяют аппарат. Знают, даже ниточка в лентопротяжном механизме может нанести большой вред, — говорит Вячеслав Осипков. — Когда фильмокопии возвращаются из районов, все их просматриваем.
Дело это не быстрое. Художественная лента занимает от пяти до семи рулонов, в каждом по 600 метров пленки. Самый короткий фильм тянется три километра. Но у Вячеслава Михайловича есть надежный помощник — реставратор Мария Дубовик.

Билетика не найдется?

Этот вопрос кассиру предприятия «Рогачевкиновидеосеть» Галине Сидоровой доводится слышать и сейчас.
Последняя лента, которая вызвала повышенный зрительский интерес, — «Хоббит: Битва пяти воинств». Наблюдать, как рогачевцы занимают все места в большом зале, было приятно и кассиру, и директору Елене Мельниковой.
Елена Владимировна десять лет руководит. В том числе и ее заслуга, что кинотеатр «Луч» имеет современный вид, оборудован 3D-системой, — считает Галина Сидорова. В киносети она 26 лет. За это время стала для зрителей не только своим человеком, но и экспертом. Интересное или неинтересное кино, спрашивают в первую очередь у нее. Чтобы дать ответ, старается многие фильмы посмотреть. Правда, от однозначных оценок уходит. Понимает: на вкус и цвет товарищей нет. Самой, к примеру, ближе не голливудские, а россий­ские и белорусские ленты. Понравились и «Чудо-остров, или Полесские робинзоны», и «Киндер-Вилейское привидение», и «Белые росы. Возвращение», недавно снятые «Беларусьфильмом».

Смотрите белорусское!

К 90-летию белорусского кино вышла юбилейная серия «Золотой дюжины «Беларусьфильма». DVD-коллекция включает двенадцать лент: «Дикая охота короля Стаха», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Венок сонетов», «Город мастеров», «Наши соседи», «Белые росы», «Я родом из детства», «Часы остановились в полночь», «Моя любовь», «Знак беды», «В августе 44-го...».
Пересмотрите эти фильмы и вы. Чтобы осознать: белорусы умеют снимать кино и делают это красиво.
Фото Алексея Герасименко и из архива предприятия «Гомелькиновидеопрокат»
0 Обсуждение Комментировать
олег 01/01/1970 03:00
Спасибо за репортаж. Всех причастных да и просто с праздником. .. залам ,работникам, Гомельщины хочется пожелать удачи и развиваться,завоевывать своего зрителя и киномана.   Никогда не забуду кинотеатры - Спартак,Ракета,им.Исаченко- утративших в Гомеле свое существование - это было нечто, какие обалденные картины показывал к-р Исаченко-всегда ориентировался на детско-юношеские картины, им.Калинина- это шедевр был искусства дай бог что его сохранили и развивают,всгда ориентировался на мировые киноленты и хиты,+ тогда индийские фильмы- все ревели,билета не достать)) а фильм "Генералы песчаных карьеров"- это факт бум когда ещ1 с отцом ходил маленьким и всегда востаргался -мозаичным фойе, и автоматами- было время)) Ракета- это киносеансы пропаганды ссср, и европейское качественное кино было,комедии. Эх как много мы теряем.Удачи.
Цитировать