Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх
Мнение, Алена Епишева :

Не так страшна школа, как домашнее задание

Добавлено 14.09.2015 20421 5
Сенсацией прозвучала мысль врача-гигиениста о необходимости отмены домашнего задания. Могу подписаться под каждым аргументом специалиста Республиканского центра гигиены: непомерные нагрузки в школе, сложная программа, ребенок слепнет и т. д. Убрать «домашку» — предложение, конечно, революционное, но актуальное. 
отмена домашки прикол.jpg
С появлением интернета и мобильных «домашка» превратилась в бездумное переписывание и бесполезную трату времени 
Вскоре последовал ответ Министерства образования: ничего менять не собираются. Главный аргумент: для детей учеба — это труд, причем непростой. Хм, а никого не смущает, что ученикам приходится пахать практически всю неделю? У взрослых есть два выходных, а у детей их нет. Приходит дитё из школы и продолжает заниматься до самой ночи, учить стихи, английский, писать рефераты, заполнять контурные. В субботу не поспишь, нужно шагать в школу. В выходные ждет домашка.
Также представитель Минобразования заверил, что объем домашних заданий вполне посильный, он регламентируется санитарными нормами и правилами, утвержденными Минздравом. Какие нормы? Кто придерживается их на практике? Объем заданного на дом может зависеть от настроения учителя или его педагогической методики. У нас в старших классах одна англичанка задавала читать и переводить газету Мinsk news, а другая — работу по учебнику. Улавливаете разницу? 
Интересно, санитарные нормы оговаривают, когда делать домашку ребенку, который учится во вторую смену? Вечером после школы он уже никакой. А утром и днем ему помочь некому. Приходится, уж извините, соседи, за шум, делать уроки до полуночи. 
Естественно, тема вызвала много откликов в интернете. Один из комментариев в защиту Минобразования был такой: «Дети и так тупые стали, чё там отменять!». Или вот еще: «На уроке ты просто слушаешь. А чтобы разобраться по-настоящему, надо сделать работу самому, уже только дома». Кто мешает открыть учебник самому?
К слову, мысль о тупых детях набрала много лайков. Но тут я не согласна с автором. Не думаю, что выполнение уроков дома сильно повысит интеллект, как бы это помягче сказать, слаборазвитых детей. Где надо, мозги у них варят о-го-го. Школяры прошарили сайт «Решеба.бай», где есть ответы на задания из учебников. С помощью интернета, соцсети и мобильных нетрудно списать готовую информацию. Какое тут качество знаний? Лишь бы кое-как нацарапать, отцепиться от родителей. Конечно, списывали и раньше, но найти сговорчивого отличника было гораздо сложнее.
Даже наш президент заметил, что белорусские школьники перегружены, и пообещал решить проблему. Оптимистично прозвучала мысль, что «нужно избавить учеников от того, чтобы впихивать предметы и объемы знаний из высшей школы».
Согласна. Во времена студенческой практики мне предстояло объяснить на уроке тему, которую мы, филологи, изучали на третьем курсе. Тогда поразилась: зачем девятиклассникам знать синтаксические премудрости белорусского языка, если многие с трудом могли определить «дзейнiк» и «выказнiк».
Домашнее задание — ночной кошмар для родителей. Естественно, тех, кому небезразличны оценки их чад. А небезразличны они, как я знаю, даже вчерашним троечникам. Всем приятно, когда их дети получают хорошие отметки. Гордость распирает за рисунки, чертеж или сочинение, оцененные педагогом на девять. Ведь кто, как не мама или папа, вечером их писали. 
Даже не знаю, сколько осталось ребят, которые приходят домой и САМИ делают ВСЕ уроки. Не понаслышке знаю: программа сложная как в «началке», так и в старших классах. Учебники написаны просто адским языком. Без помощи родителей трудно обойтись. Сколько времени и нервов тратят мамы младшеклассников! В интернете гуляет куча картинок на тему «Боже, дай мне сил сделать уроки с ребенком и остаться умной женщиной, любимой мамой и адекватной соседкой». 
Дальше хуже. С каждым классом сложность и объем заданий растут. Чтобы не чувствовать себя тупым и не потерять авторитет у старшеклассника, покупаешь шпаргалку из серии «Делаем домашние задания» и подсматриваешь ответы. 
Кайф от отсутствия домашки я испытала, когда мой сын поступил в колледж. Заметила, что у ребенка появился интерес к учебе, а оценки только улучшились. 
Наша бедная система образования за последние годы пережила много потрясений: переход на двенадцатилетку и обратно, десятибалльную шкалу оценок и ЦТ. Эксперименты на детях порядком потрепали нервы. Но отмена домашнего задания — то, над чем реально стоит подумать. Лозунг «Защитим детей от компьютеров, посадим дома за уроки» — звучит неубедительно. В «Мы сократим объемы заданий» тоже не верится. Традиционное исписывание тетрадок уже никому не нужно. Учитель в классе должен объяснять тему так, чтобы родителям не приходилось объяснять дома. Если убрать лишний объем информации из учебников, на уроках останется масса времени, чтобы качественно пройти тему. Ребенок дома должен отдыхать от уроков, как и взрослые, когда придут с работы. 
0 Обсуждение Комментировать
Оксана Шевченко 01/01/1970 03:00
Здравствуйте! Не могла остаться равнодушной к статье. Ведь это действительно проблема, с которой мы все ежедневно сталкиваемся. Кто-то в большей мере, кто-то – в меньшей. Но проблема есть, и надо как-то ее решать. Хочется помочь нашим детям, да и взрослым, которые небезразличны, тоже. Я просто приведу свой пример, чтобы наглядно показать, как это коснулось нас лично:
Моя дочь была отличницей до шестого класса (здесь уже появились восьмерки). Домашку делала сама, мы даже не проверяли, почти. Помогали лишь с сочинениями, рефератами, поделками. Дочь участвовала в различных городских конкурсах, олимпиадах, даже занимала призовые места. Успешно проходила ежегодные тестирования. Ребенок параллельно учился в театральной школе, старался, ей это нравилось. Высокие оценки держала в обеих школах, ведь в театралке тоже есть предметы, в которых задают учить и в больших объемах. Как ни крути, начальные классы – все ж по легче. Но занимаясь в две смены, появилась переутомляемость, начались проблемы со здоровьем, больницы. Скажем так, врачи настояли. Пришлось бросить.
Но дочка по-прежнему стремилась чем-нибудь заниматься помимо школы, и мы нашли альтернативу – бильярд. В школе детско-юношеского олимпийского резерва. Малоподвижный спорт (в связи с проблемами со здоровьем), посещение – два раза в неделю (один из них – в выходной.) Вскоре она стала неоднократным призером. Тренер видел в ней потенциал. Но количество предметов в школе увеличивалось, соответственно нагрузка - тоже. Домашние задания все чаще стали занимать все выходные. Как ни старайся, а бильярд пришлось бросить.
Стали ходить при школе на гандбол. Но из-за частых выездов на соревнования, начались пропуски школы, снизились оценки по некоторым предметам. Тут уж, как говорится, был наш косяк. Пришлось бросить и это.
Сейчас она в восьмом классе. Интерес к учебе, слава Богу, еще не пропал. Но кроме уроков в школе и дома не видит ничего. Занимается много, но не совсем эффективно. Говорит, что устает. Здесь уже без нашей помощи не обходится. Много тем не успевает понять. В школе существуют дополнительные занятия. Но это тоже требует времени. А порой это даже бесполезно. Мы не напрягаем ее домашними делами, хоть и понимаем, что к этому тоже надо приучать. Тут уж приходится выбирать.
Без кружков и секций дочка увлеклась интернетом. Вместо того, чтобы отдохнуть и выспаться – она онлайн. И это еще одна проблема, которую мы пытаемся решить.
Я не голосую за то, чтобы полностью отменить домашнее задание. Просто нужно его немного сократить. В один день по расписанию стоит несколько сложных предметов, и по каждому подготовься, выучи. Новые темы одна за другой. И не хватает времени, чтобы в них вникнуть. К тому же, как правильно сказано в статье, еще многое зависти «от настроения учителя и его педагогической методики». Зачастую, настроение у них неважное, да и педагог из них никакой. В каждой школе, согласитесь, соберется несколько вот таких горе-учителей.
Я за то, чтобы упростить школьную программу, убрать из нее этакие «премудрости». Хотя и отлично понимаю, что все эти трудности в образовании для того, чтобы подготовить наших детей к ЦТ, которое сейчас введено для поступления в высшие учебные заведения. И тут уж задача Министерства образования, как это грамотно свести. Полностью согласна с Аленой, что «Если убрать лишний объем информации из учебников, на уроках останется масса времени, чтобы качественно пройти тему». Да и контроль за педагогами тоже нужен. Чтобы оценки и объемы домашних заданий не зависели от чьих-то личных или семейных проблем.
Тогда и появится время у наших детей для любимых занятий, хобби, для их самореализации, не принося ущерба и стрессов занятиям в школе. Иначе для чего существует такое множество кружков и секций?
Я говорю о среднестатистических детях, которые стараются и чего-то хотят. А мы, родители, тоже в свою очередь должны увести наших детей от бесцельного времяпрепровождения в сетях, шатания по улицам в сомнительных компаниях и направить в нужное русло. Необходимо вызвать у детей интерес к школе, а не отвращение. Поднять их самооценку, а не наоборот. Ведь это лучшее их время.
Цитировать
Автор 01/01/1970 03:00
Оксана, спасибо за отклик! Чем больше мнений будет озвучено, тем лучше
Цитировать
Александр 01/01/1970 03:00
Целиком и полностью согласен с автором статьи. Мне кажется,что в нашем мин.образования сидят люди очень далекие от этого образования и от людей, иначе они не занимались бы такими экспериментами над детьми и их родителями.
Цитировать
Гость 01/01/1970 03:00
Автор, очевидно, даже углубленно не ознакомилась с темой которую попыталась осветить.  
НИ ОДНОГО аргумента, общие фразы выражающие позицию ОДНОГО человека.
Автор формирует мнение общества через призму своего восприятия домашнего задания, что НЕДОПУСТИМО!
Следовало бы акцентировать внимание на качестве домашнего ЗАДАНИЯ, которое бы в дальнейшем, после окончания школы, позволило бы преодолеть ЦТ с достаточным количеством баллов.
Автор также предоставляет преподавательскому составу маневр, при неудовлетворительных результатах ЦТ их учащихся, сбросить вину на отсутствие домашнего задания.
[cencored]  Проблема не в домашнем задании. Системная проблема.
Автор не компетентен.
Цитировать
Автор 01/01/1970 03:00
Цитата
Гость пишет:
Автор, очевидно, даже углубленно не ознакомилась с темой которую попыталась осветить.
НИ ОДНОГО аргумента, общие фразы выражающие позицию ОДНОГО человека.
Автор формирует мнение общества через призму своего восприятия домашнего задания, что НЕДОПУСТИМО!
Автор не компетентен.
Очень жаль, что вместо того, чтобы высказать ЛИЧНОЕ мнение по теме, вы переходите на личности и упрекаете автора в некомпетенции.
Хочу пояснить, что рубрика "Мнение" как раз и подразумевает ЛИЧНОЕ мнение автора по той либо иной теме. Не путайте. Это субъективный монолог, а не глобальная проблемная статья. Здесь никто  не претендует, на то, что их позиция единственно верная.
Мнение журналиста может не совпадать с официальной позицией или мнением отдельно взятых читателей. Как автор, я имею право на "призму своего восприятия". И предлагаю вам высказать свои АРГУМЕНТЫ.
Портал "Правда Гомель" — открытая площадка для дисскуссий. Чем больше разных мнений, тем объективнее и шире будет взгляд на проблему.
Спасибо за участие. Жаль, что вместо обсуждения получилось осуждение
Цитировать