Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Генеральный конструктор

1224 0 23:14 / 24.01.2008
...Их было шестеро в семье школьного учителя, которая из села Глубокое, что на Витебщине, в 1900 году перебралась в Гомель — пять девочек и один мальчик. К тому времени Павлу исполнилось лишь пять лет. Научившись читать, мальчишка уже не расставался с книгами из отцовской библиотеки, с интересом следил за событиями в мире, среди которых — первые полеты человека на аэропланах. Увидев своими глазами в небе самолет, Павел, придя домой, стал мастерить его модель. Так родилась мечта...
Окончив в 1914 году Гомель-скую мужскую гимназию с серебряной медалью (аттестат зрелости, выданный Павлу Сухому, хранится в областном краеведческом музее), он ни на секунду не задумывается, где учиться дальше. Только в Москве, в Императорском техническом училище, — ведь там читает лекции знаменитый профессор Жуковский. Однако через год учебы Павел попадает сначала в школу прапорщиков, а затем — в действующую армию.
Шла первая мировая война. И хотя Сухой служит в артиллерии, он видит, как слаба русская авиация. Желание строить самолеты становится еще более твердым. Но лишь в 1920 году, успев поработать учителем математики в Лунинце и Гомеле, Павел смог продолжить учебу в Москве. И снова столь желанные аудитории технического училища. Одновременно будущий конструктор трудится чертежником в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ).
Дипломный проект выполняет под руководством уже известного в то время авиаконструктора А. Н. Туполева. Андрей Николаевич высоко оценил способности молодого специалиста и предложил Сухому после успешной защиты диплома работу в своем конструкторском бюро, которое было неотъемлемой частью ЦАГИ. Здесь получили путевку в жизнь многие будущие всемирно известные советские авиастроители. Так Павел Осипович начинает трудиться инженером-конструктором. В скором времени Туполев назначает Сухого начальником конструкторской бригады и поручает непростую задачу — создать первый цельнометаллический истребитель для серийного производства с качествами, превосходящими лучшие зарубежные крылатые машины подобного типа.
Начав в конце 1925-го проектирование нового самолета И-4 (АНТ-5), бригада конструкторов уже через два года предложила скоростной, маневренный, отличавшийся современными формами и изяществом истребитель, который получил право пять лет стоять на вооружении Красной Армии. Это был первый вклад Павла Осиповича и руководимого им коллектива в отечественное авиастроение.
Большую часть работ его бригада выполнила и при создании ставшего всемирно известным самолета АНТ-25 (РД — рекорд дальности). На нем в 1937 году экипаж Валерия Чкалова, а затем и Михаила Громова впервые в мире совершили перелет через Северный полюс в Америку, установив одновременно и мировые рекорды дальности. Год спустя на созданном бригадой Сухого самолете АНТ-37 (“Родина”) экипаж Валентины Гризодубовой установил женский мировой рекорд беспосадочного перелета по маршруту Москва — Дальний Восток. За создание этой машины Павел Осипович был удостоен первой высокой государственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.
Накануне Великой Отечественной войны бригада, возглавляемая Павлом Осиповичем, победила в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика, впоследствии названного Су-2. Результатом стало назначение Сухого в сентябре 1939 года главным конструктором и директором опытного завода. А легкие, послушные умелой руке, летучие, маневренные, достаточно скоростные и, главное, многоцелевые Су-2 вместе со своими пилотами приняли на себя первый, особенно тяжелый удар фашистов.
Новой разработкой коллектива стал двухместный штурмовик Су-6, который по скорости и огневой мощи ничуть не уступал знаменитому “ильюшинскому” ИЛ-2. За его создание главный конструктор удостаивается Государственной премии I степени, которую Павел Осипович сразу передал в фонд обороны. Не менее удачной разработкой был и дальний штурмовик
Су-8.
Но мир уже стоял на пороге реактивной авиации. В “битву за скорость” включилось и ОКБ Сухого. “Первенцем” в 1946 году стал
Су-9, который его создатель оснастил катапультируемым сиденьем пилота, пороховыми ускорителями, тормозным парашютом... Это был принципиально новый самолет с двумя реактивными двигателями. Он очень понравился военным, но Павел Осипович уже строил новый истребитель Су-11, на котором впервые применил отечественные двигатели, созданные Архипом Михайловичем Люлькой (с тех пор по этому пути они пойдут рядом).
Творческий почерк Сухого — постоянное стремление ко всему новому. Это позволило коллективу ОКБ в 1953 году приступить к созданию реактивного истребителя нового поколения. Им стал Су-7, который специалисты по праву называют целой эпохой в советской авиации. Его модификация Су-7Б (один из экземпляров этого самолета находится в экспозиции гомельского Музея военной славы) — истребитель-бомбардировщик верой и правдой служил Советской Армии более 20 лет. Его видели в небе Польши и Чехословакии, Сирии и Египта, Индии и Китая... За создание этого уникального самолета в 1957 году Павлу Осиповичу Сухому было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Еще одной этапной крылатой машиной генерального конструктора стал одноместный перехватчик с треугольным крылом Су-15. Только одна радиолокационная станция, разместившаяся в носовой части фюзеляжа, выводила боевые качества самолета на принципиально новый уровень. А два боковых воздухозаборника, совершенные системы управления и автоматического захода на посадку повысили без-опасность полетов.
Принципиально новым словом в авиации стали истребитель-бомбардировщик Су-17 и фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяемой геометрией крыла в полете. И хотя последний не выпускается уже 15 лет, он до сих пор является машиной, равных которой в ее классе не существует в мире!
...В конце 50-х — начале 60-х годов в советской печати нередко сообщалось о новых мировых авиационных достижениях, установленных в частности на самолетах Т-405 и Т-431. Увы, но лишь за рубежом (там это не было секретом) да узкий круг специалистов знали, что конструктором уникальных машин, созданных на базе сверхзвуковых истребителей и бомбардировщиков, является Сухой. Это была далеко не единственная несправедливость в отношении Павла Осиповича. Впрочем, за выдающиеся достижения в создании и развитии авиационной науки и техники генеральный конструктор в 1965 году был удостоен второй золотой медали “Серп и молот” Героя Социалистического Труда.
Одной из последних разработок возглавляемого Павлом Осиповичем ОКБ стало осуществление проекта стратегического сверхзвукового бомбардировщика Т-4 с титановым корпусом (о нем писала “Гомельская праўда” 4 июля 1995 г.). Ничего подобного в то время мировая авиация не знала. Это был самолет XXI века. Но...
Таких “но” в нашей публикации могло быть не менее десятка. Причины были разными: политика, экономика, конкуренция (да, да, и тогда она существовала), отношения с руководством и коллегами (эта проблема была во все времена)... Сотрудники и ученики Павла Осиповича вспоминали, что он по природе своей был очень скромным, “непробивным” человеком, с тихим и спокойным голосом — настоящим интеллигентом. Не умел ругаться, чаще всего просто просил, никогда не оскорблял и не унижал, даже подчиненных, хотя и не был щедр на похвалу. Не любил торжеств (включая свои дни рождения и даже юбилеи), президиумов, лишь крайние обстоятельства заставляли его подняться на трибуну. Наверное, поэтому он не стал даже членом-корреспондентом Академии наук (хотя многие его коллеги были избраны академиками), да и воинское звание у Павла Осиповича сохранилось “прапорщик” (царской армии), хотя большинство генеральных стали военными генералами.
Однако отдадим должное Олегу Константиновичу Антонову (кто не знает самолеты с маркой АН), который однажды сказал: “Все генеральные конструкторы высокообразованные люди, но Павел Осипович Сухой в науке все-таки выше всех нас... Я не отступлю от истины, если назову его квинтэссенцией нашей авиации”. Добавим, что Сухой был доктором технических наук, дважды лауреатом государственной премии СССР и лауреатом Ленинской премии.
За глаза его называли П. О. Никаких других прозвищ у Сухого не было. Основные технические решения принимал лично, оставив задел на десятилетия. Никогда не боялся окружать себя талантливыми людьми, наоборот, искал их и доверял самые ответственные участки работы. Всегда поддерживал молодежь. Именно поэтому, так считает большинство, грозные стальные птицы с маркой Су и сегодня сохраняют свою нишу не только в небе над Россией. А многофункциональные истребители Су-30МК, наряду с модернизированными у нас Су-27, готовы надежно защитить воздушное пространство Беларуси от любого агрессора.
Владимир ЛАРИОНОВ
Культура

0 Обсуждение Комментировать