Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Белорусская юстиция отмечает столетний юбилей

1731 0 16:00 / 13.02.2019
История белорусской юстиции неразрывно связана со становлением и развитием Социалистической Советской Республики Белоруссии, провозглашенной в январе 1919 года. ЦИК республики сформировал Совет Комиссаров, должность комиссара юстиции занял А. Х. Гетнер. Коллегия при народном комиссаре осуществляла высший судебный контроль, пересматривала приговоры и решения революционного трибунала и народных судов, проводила амнистии.

В связи с образованием 6 фев­раля 1919 года Советской Социалистической Республики Литвы и Белоруссии вопросы юстиции были возложены на Народный комиссариат юстиции Литбел. После освобождения белорусской территории от польских войск деятельность Наркомюста ССРБ была возобновлена.

17 декабря 1920 года II съезд Советов БССР принял решение об организации Народного комиссариата юстиции БССР.

В его структуру вошли общий, судебно-следственный, нотариальный и карательный отделы, отдел законодательных предложений и кодификации. При наркомате состояли также совет народных судей и революционный трибунал, который рассматривал дела о контрреволюционных и других особо опасных преступлениях. Одновременно с созданием Нарком­юста происходило и становление его местных органов.

004.jpg
Еженедельник советской юстиции, 1922 год

С образованием Гомельской губернии в апреле 1919 года в составе РСФСР начал работать отдел юстиции губисполкома. Его задачи — организация и руководство судебной системой в губернии и уездах, создание юридических центров, разрешение неотложных судебных дел. Размещался отдел в Гомеле по улице Ланге, 1.

Первым заведующим отделом юстиции исполкома губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был избран В. С. Брук. 24 мая 1919 года он был отозван с занимаемой должности в связи с мобилизацией на фронт. Следующие два года руководители отдела менялись несколько раз: 29 мая 1919-го заведующим избран Гухман; в декабре 1919 года — Гольд­шварц; в январе 1920 года — Николай Яковлевич Нохамкин; в октябре 1920-го назначен Иван Осипович Тоболин.

В апреле 1919 года также были созданы Гомельский губернский совет народных судей и Гомельский губернский революционный трибунал.

В кратком докладе о движении дел следственной комиссии революционного трибунала в мае 1919-го сообщалось: “Комиссия образована с 8-го апреля 1919 г. зав. отд. юстиции тов. Бруком. Всего в комиссии зарегистрировано гомельских дел 36, три четверти которых закончено и передано в рев. триб. Дела в большинстве случаев контрреволюционного характера, связанные с мартовским мятежом. Большой процент также относится к преступлениям по должности. С переходом в Гомель губернии принято от Могил. Комиссии 360 дел. За комиссией числится 51 заключенный, большин­ство контрреволюционных дел передано гомельской ЧК”.

В 1921 году судебным органам  губернии предложено каждое дело в суде заканчивать штрафом виновной стороны в пользу голодающего Поволжья  

Работа губернского и уезд­ных органов юстиции Гомельщины в 1919 — 1920 годах проходила в тяжелых условиях Гражданской войны и иностранной интервенции. Близость фронта, мобилизация сотрудников, эвакуация органов управления — все это негативно сказывалось на их деятельности.

О задачах органов юстиции в период восстановления народного хозяйства и новой экономической политики завгубюстом Федор Иванович Жуков говорил: “…Теперь отделы юстиции не только должны целиком выполнять прежнее назначение — приучать к Революционной законности и Пролетарскому правопорядку, а теперь к тому же они должны нащупать и провести в жизнь юридиче­ские начала частноправовых отношений, поставить эти начала таким образом, чтобы новая экономическая политика завершалась нерушимой крышей законности, охраняющей новый курс от всяких случайностей, отсебятины, “усмотрений”. Отсюда вытекает первейшая задача, которую губюст себе ставит — в ближайшее время добиться того, что судебно-следственные органы губернии были признаны действительно авторитетными и высокими учреждениями. Нужно прекратить недопустимое явление, когда административные органы на местах позволяют себе вмешиваться в действия судебно-следственных учреждений. “Не местное усмотрение, а Революционная законность” — вот лозунг настоящей работы губюста…” Губюст активно решал как “ударные задачи”, так и “текущую работу”. В 1921-м всем судебным органам губернии было предложено каждое дело в суде заканчивать штрафом виновной стороны в пользу голодающего Поволжья. В том же году была оказана юридическая помощь 318 гражданам, представители отдела юстиции выступали в качестве защитников и обвинителей в суде по 196 делам. Федор Жуков придавал большое значение юридической грамотности нарсудей и следователей, для них открывались курсы:

“…Сюда же относится желание губюста дать самое беглое, хотя бы поверхностное юридическое просвещение (беседами, лекциями) народным заседателям, вербуемым из толпы рабочих и крестьян и мало знакомыми со всеми тонкостями юстиции”.

Ф.175.Оп.2.Д.14Л.15.jpg
Список сотрудников на получение дров

Одной из задач “текущего характера” отдел юстиции видел уменьшение количества заключенных в исправительных домах. Заведующий губюстом в своем отчете за 1921 год отметил, что “сущест­вующие исправдома нужно поставить так, чтобы они не только по вывеске, но, главным образом, по своему содержанию являлись учреждениями, исправляющими слабых, пошатнувшихся, может быть вынужденных на преступления граждан”.

26 июня 1922 года ЦИК БССР принял постановление об учреждении в системе Наркомюста государственной прокуратуры: нарком одновременно занимал должность прокурора республики. В профильном ведомстве работал отдел прокуратуры, была учреждена коллегия защитников.

3 ноября 1924 года ЦИК БССР утвердил положение о Народном комиссариате юстиции БССР. На него возлагались организация, руководст­во и инструктирование судов, прокуратуры, надзор за закон­ностью действий государст­венных органов, учреждений, предприятий и отдельных лиц, наблюдение за деятельностью арбитражной и земельных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних, коллегий защитников, надзор за законностью в местах лишения свободы.

За вековую историю органы юстиции Беларуси претерпели множество преобразований и реорганизаций. В настоящее время они осуществляют важные гражданско-правовые функции, от которых зависит развитие экономики, социаль­ной, правовой и других сфер деятельности страны, стоят на страже защиты прав и законных интересов государства, общества и каждого гражданина.

Зоя Александрович, зав. отделом Государственного архива Гомельской области 
Общество

0 Обсуждение Комментировать