Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх


340649fa606c36e0b714b06fbe34caa3.jpg

Это не блошки, это улитки. В Светлогорском районе создают школьный бизнес с нуля

5164 0 17:55 / 03.08.2021
Год назад в Боровиковскую среднюю школу Светлогорского района учителем белорусского языка пришел Александр Плешкунов. С тех пор жизнь учебного заведения кардинально изменилась: педагог продолжил работу местного учебно-производственного участка и нашел возможность создания улиточной фермы. Как привить детям любовь к малой родине и превратить школьный сад в успешный бизнес, читайте в материале «Гомельскай праўды».



НАЧИНАТЬ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО

Экологическое направление в Боровиковской школе развивают уже десять лет: детей и родителей при входе встречает дендропарк с редкими видами хвойных и лиственных деревьев, старый фруктовый сад и ароматные клумбы. Работают здесь и по программе удешевления школьного питания: для того чтобы меньше тратить на овощи и фрукты, их выращивают самостоятельно. Под картофель КСУП «Боровики» выделил школе две сотки, а для моркови, огурцов, свеклы и томатов есть теплицы и грядки на учебно-производственном участке.

Выращивать урожай педагогам помогают дети: поливают саженцы, готовят удобрение, удаляют сорняки. Работы в местном огороде ребята выполняют в рамках общественно полезного труда. Все овощи идут в столовую.

– В прошедшем учебном году начали сотрудничать с общественным объединением «Белорусский зеленый крест». Они помогли нашим учителям стать тренерами по органическому земледелию, созданию школьного сада и другим направлениям, – делится директор Боровиковской средней школы Инна Гошко. – Тренером стал и Александр Плешкунов. У него появилось несколько идей, которые мы постепенно реализуем. Да, не сразу все получается, но не опускаем руки и продолжаем пробовать. Ведь никогда не поздно начать с нуля.

Экологических идей у Александра Владимировича родилось действительно немало: предложил возродить сектор лекарственных трав и растений, создать экспериментальный участок по выращиванию вешенок. Сейчас в огороде школы растут лаванда, чабрец, валерьяна, шалфей, душица и другие травы. Успешно прижились и грибы. Помогают советом и саженцами ученые из Национальной академии наук Беларуси, ботанического сада, Кореневской экспериментальной базы. Нашел педагог и возможность создания своими силами безвредного удобрения: в Боровиках будут выращивать червя «белорусский пахарь», который перерабатывает растительные и пищевые отходы на компост:

– Так навсегда решится вопрос с очистками из столовой. Сделаем специальную компостную яму, червь будет перерабатывать отходы, а мы получим отличное удобрение для своих грядок.

Учитель проводит экскурсию по участку: справа – фиолетовая, желтая и белая морковь, слева – спаржа, дайкон, синие баклажаны. Удобрения используют только органические, капусту обрабатывают золой, остальные посадки удобряют торфом. К слову, экспериментирует Александр Владимирович и на собственной земле: в этом году на его домашнем огороде вызревают арбузы и дыни.


За месяц улитки выросли на несколько сантиметров, «созреть» они должны к осени

ФЕРМА НА ШЕСТЬ ТЫСЯЧ

Пожалуй, самым любопытным «экспонатом» учебно-производственного участка школы стала улиточная ферма. Появилась она здесь совсем недавно, пару месяцев назад.

– Мы подали заявку на международный конкурс Белорусского зеленого креста «Школьный сад. От идеи до бизнеса». Попали в шестерку лучших, – вспоминает Александр Плешкунов. – Для воплощения идеи нам выделили необходимую сумму. Мы облагородили территорию, создали зону выпаса, закупили все нужные материалы и корм. А после приобрели партию из шести тысяч улиток, так называемое маточное стадо.

Учитель лично ездил в Брест и Нес­виж, чтобы изучить опыт двух фермеров, которые выращивают моллюсков в Беларуси. Узнавал про рынки сбыта и возможность перепродажи потомства:

– Выяснил интересный факт. Оказывается, белая икра улиток ценится выше рыбьей черной. Она более насыщенная и не менее полезная. Для тех, кто не признает запах рыбы, – идеальный вариант.

Закупали маточное стадо у брестского заводчика. Это не простая виноградная улитка, которая встречается на каждом огороде, а специально выведенный вид – Aspersa Maxima. Именно его можно употреблять в пищу и использовать в косметологии.

– Привезли их нам в небольшом контейнере, они были маленькие, как блошки. Даже не верилось, что шесть тысяч, – вспоминает преподаватель. – Конечно, некоторые не перенесли транспортировку, у части был стресс после дороги, но почти все выжили. А потом стали постепенно расти. Сейчас тело улиток достигло размера примерно в три сантиметра. И началось второе испытание – зной.

Белая икра улиток ценится выше рыбьей черной. Она более насыщенная и не менее полезная

В тридцатиградусную жару улитки могут погибнуть. Поэтому для них создают максимально комфортные условия: над фермой натянули сетку от прямых солнечных лучей, место обитания моллюсков обильно поливают по полчаса утром и вечером, ведь стаду нужна 90-процентная влажность. Подкармливают во время активности – в сумерках. Для этого готовят специальную смесь: зерновой комбикорм раздробляется, размачивается и смешивается с листьями рапса. В следующем году планируют вырастить более полезную для увеличения веса улиток зелень – скрещенную с рапсом пекинскую капусту.

Если эксперимент удастся, то к осени в школе получат больших, готовых к реализации улиток. У коллектива уже есть договоренность с пиццерией Светлогорска: ее хозяин готов купить моллюсков для эксклюзивного меню. А одна из школ Гомеля разработала аппарат по выработке специального вещества (муцина) для создания косметических средств и препаратов. В Боровиках настроены развиваться и создавать со­вместные проекты со всеми, кто в этом заинтересован.

После того как партию взрослых улиток продадут, педагоги со школьниками хотят оставить основную часть стада себе – будут продолжать бизнес. Устроить условия для зимовки смогут на месте: достаточно поместить моллюсков в мешки для картофеля и убрать в холодильник, поддерживать температуру +6 градусов по Цельсию. Тогда улитки впадают в анабиоз. Весной их разбудят, они отложат икру, из которой появится новое потомство.



ВЗГЛЯД СНИЗУ

Александр Плешкунов заинтересовался темой разведения улиток еще в детстве: прадед рассказывал, как работал в Лоевском и Хойникском районах у панов, которые продавали лягушек и улиток, выращенных в Беларуси, во Францию. Сейчас учитель хочет заинтересовать школьников:

– У нашего экологического проекта много целей и задач. Но самая главная – показать детям, что развивать собственное дело и зарабатывать можно прямо здесь, на малой родине.
По словам педагога, даже в сельских семьях сейчас единицы занимаются сельским хозяйством и фермерством. А подростки днями пропадают в смартфонах и мечтают уехать в большие города. Благодаря общественно полезному труду дети учатся новому для себя и понимают, как важно и даже выгодно работать на собственной земле, подсчитывают, какая экономия их ждет, если будут получать достойный урожай.

Замечаем неподалеку от улиточной фермы шестиклассниц Аню Литош и Кристину Лаптеву, девятиклассницу Валерию Кравченко. Они помогают учителям работать в школьном огороде и растить моллюсков.

– Поначалу мы не сильно заинтересовались улитками. А потом увидели, как их привезли, понаблюдали… И решили за ними ухаживать, – признаются школьницы. – Сейчас втянулись, даже любопытно, какими они станут.

Пока у девочек каникулы, но на будущий год у коллектива школы уже новая инициатива – выращивать микрозелень:

– Это сейчас актуально, у людей будут витамины круглый год. Нужно только подумать, какое приспособить помещение и где взять специальный свет.

Педагог дополняет, что есть и задумка по выращиванию жимолости.

– Планов много – все зависит от финансовой составляющей, – признается учитель. – Но у нас все получится. Ведь мы только в начале своего экологического пути.

















Актуально
Фото Олега Белоусова
водители.jpg
морозовичи-агро2.jpg
0 Обсуждение Комментировать