Про таких, как он, говорят: прирожденный лидер. Застал советский период, нестабильные 1990-е, становление отрасли в нулевые. Хотя в юности не планировал связать судьбу с дорогами – мечтал стать автомехаником.
Заслуженный строитель Республики Беларусь, почетный дорожник I и II степени Вадим Кравченко
Очарованный Гомелем
Родился в Жлобинском районе, в поселке Стрешин. После окончания восьмилетки поддался юношескому порыву – поехал в столицу Молдавии Кишинев, поступил в автомобильно-дорожный техникум. Документы подал именно на автомобильное отделение, хотя на дорожное был меньше конкурс. И вот мечта сбылась: он уже механик, постигает мир моторов и коленвалов.
Служить довелось не где-нибудь, а на Байконуре. В автомобильной роте. За плечами был техникум, и ему доверили возглавить автомастерские, дали в подчинение взвод. Воочию видел не один взлет космических объектов.
После службы потянуло на родину. Тот кишиневский вояж, определивший его судьбу, называет теперь шалостью. В 1969 году решил наведаться в областной центр. С вокзала прошелся по тогдашней улице Победы (ныне – проспект) к танку, прогулялся по парку. Гомель его очаровал. Он твердо решил: останется здесь и найдет работу. Хотя в городе совершенно никого не знал.
Ничего, разберешься…
На поиски ушел месяц. Чисто случайно заглянул на автобазу № 1 на улице Шилова, и там обнадежили: «О, нам нужен механик». Проработал на базе пять лет, дошел до должности начальника отдела. Там же познакомился с дорожным строительством, по-настоящему увлекся этой темой. В 1974 году его пригласили работать в дорожно-строительный трест № 2. Управлял им в ту пору маститый специалист Владимир Зиновьев, который с ходу задал вопрос: «А вы хорошо подумали: с должности начальника отдела переводитесь инженером? Это же понижение». Однако Кравченко уже решил: будет строить дороги.
Спустя еще пять лет он снова начальник отдела, окончил политехнический институт. И новое приглашение – от заслуженного строителя Республики Беларусь Владимира Гапеева – возглавить ДСУ-17 в Гомеле. Немалые объемы работ и коллектив немаленький. «Вообще-то я механик по образованию, не строитель», – ответил на предложение Кравченко. На что услышал: «Ничего, разберешься».
Вот так в 32 стал директором крупного предприятия. В том же году женился. Знал бы он тогда, что не просто справится, а начнет перевыполнять программу за программой, выведет управление в передовые, проработает на посту 23 года.
В 1987-м награжден медалью «За трудовую доблесть». ДСУ-17 гремело на всю республику, дорожная сеть Гомеля преображалась. Появились большая объездная дорога, транспортные развязки в Урицком и Красном. Построен 50-километровый участок трассы Гомель – Минск в направлении Жлобина. И с развалом Союза развитие не остановилось. Была серьезно обновлена производственная база предприятия: ремонтные мастерские, административный корпус, склады, заправка. Появился ФОК, который ставили в пример в масштабах всей страны.
А в 2002 году раздался звонок от заместителя председателя облисполкома Александра Беляева: «У меня в кабинете губернатор (Александр Якобсон – прим. автора), приезжай, есть разговор». Как узнал позже, на должность генерального директора «Гомельоблдорстроя» претендовали шесть человек, но выбор пал именно на него.
Конечно, опасения были, признается Вадим Михайлович. Это же холдинг областного масштаба, в структуре более 20 организаций. Но колебания были отброшены. Коллектив принял с ходу, и со свойственной ему решимостью Кравченко взялся за дело. Если ранее «Гомельоблдорстрой» акцентировался больше на содержании дорог, то при нем активно взялись за строительство. Причем многое стали делать своими силами, отказываясь от сторонних подрядчиков.
Принимая предприятие, вспоминает Вадим Михайлович, понимал и настойчиво внушал коллегам мысль о том, что нельзя сидеть в ожидании дополнительного финансирования – нужно зарабатывать самим. Техперевооружение, внедрение технологий, тщательная проработка проектных решений, высокие требования к качеству дорог – всё это закрепило за «Гомельоблдорстроем» звание надежного подрядчика.
Им стали доверять строительство дорог I категории, основных улиц городов, сложных объектов дорожной инфраструктуры.
В 2007 году Вадиму Кравченко присвоили почетное звание «Заслуженный строитель Республики Беларусь».
– Скептики были всегда, – говорит юбиляр. – Одни рассказывали про износ техники, другие – про нехватку в области запасов песка и гравия. Но мы не боялись браться за большие объемы работ. Больше трудились и больше зарабатывали. Рад, что коллектив поддерживал меня в этом. Мы оказались правы.
Уважаемый Вадим Михайлович!
От лица всего трудового коллектива поздравляю Вас с 75-летием! Ваш творческий и организаторский талант послужил многим свершениям в дорожной отрасли. Выбранное направление развития предприятия позволило создать надежную материально-техническую базу и обеспечить хороший задел на будущее.
Коллектив «Гомельоблдорстроя» благодарен Вам за высокий профессионализм и многолетний труд на благо предприятия, Гомельщины и всей страны! Желаем крепкого здоровья, долголетия, материального достатка, счастья, мира и спокойствия в семье. С юбилеем!
Игорь Иванович КРАВЧЕНКО,
генеральный директор КПРСУП «Гомельоблдорстрой»
УНП 400080835