Владимир Витальевич Муляк дважды входил в разные нефтяные реки. Начинал трудовой путь в Речице и Гомеле, позже работал в Сибири. С 1997 по 2001 год руководил ПО «Белоруснефть». Затем вновь Россия: генеральный директор «Лукойл-Коми», вице-президент «Лукойла»… Этот путь, от буровых вышек до высоких кабинетов, охватывает целую эпоху – эпоху становления отрасли.
Владимир Муляк: в 1990-е мы работали, чтобы жить, а не наоборот
Было у кого учиться
Родился в деревне Бохан Иркутской области. Отец – геолог-поисковик, мать – учитель истории. В 1955-м, когда он появился на свет, месторождения черного золота в Западной Сибири еще не открыли. Перспективы отрасли целиком зависели от геологов, прочесывающих тайгу, и золотом нефть никто не называл. Работа советских нефтяников тяжелая, во всех смыслах черная, оплачивалась более чем скромно вплоть до 1990-х. Мощный потенциал этих ископаемых, нефти и газа, конечно, секретом не был. Но люди вгрызались в недра и наращивали добычу больше за идею, на чистых энтузиазме и патриотизме.
Белорусом стал считать себя рано. Вырос в Гомеле, куда отца перевели в трест «Белнефтегазразведка». Их дом был первой большой многоэтажкой на Старом аэродроме. Окончил СШ № 26.
Помнит разговор с отцом, они шли по Советской мимо нынешнего университета имени Ф. Скорины. Виталий Стахович сказал примерно так: «Окончишь исторический – дороги открыты: райком, обком… Повезет меньше – в органы или учителем. Решать тебе». И свой ответ: «Тогда пойду в геологи».
Вуз выбрал неординарный – Московский институт нефтехимической и газовой промышленности имени И. М. Губкина. Окончил в 1977 году. Работал в Светлогорском, затем в Речицком районах – в нефтегазодобывающем управлении «Речицанефть». Был мастером по подземному ремонту скважин, старшим инженером, мастером по добыче, старшим технологом. Рос и в научном плане: в 1985-м стал кандидатом геолого-минералогических наук, диссертацию защитил в НИИ нефти в Москве (ныне – доктор технических наук). К началу перестройки уже большой начальник – возглавлял центральную инженерно-технологическую службу в НГДУ «Речицанефть», затем такую же службу в объединении «Белоруснефть».
Незадолго до развала страны в Западной Сибири начались проблемы, добыча резко упала. Решали привлечением лучших кадров. Ему предложили – он согласился. В какой-то степени, признается, захотелось романтики. Сибирские объемы, понятно, не чета нашим, но именно белорусскую нефтяную школу почитает выше всего, называет уникальной в масштабах СССР. Весь цвет Союза был здесь, все яркие личности: было у кого и чему учиться. Именно в Сибири он ощущал универсальную надежность этой школы, инженерную полноценность всех белорусских специалистов.
Выдавали объемы и социальные проекты
Советский колосс рухнул, но нефтяная отрасль набирала обороты. К середине 1990-х Владимир Муляк возглавил НГДУ «Ласьеганнефть» ПО «Лангепаснефтегаз». Территориальный формат выводил даже по сибирским меркам на гигантские объемы. Если в Беларуси сегодня несколько сот скважин, то там в одном управлении было свыше 3,5 тысячи. Удержаться без потерь на плаву при тотальном переустройстве страны, экономическом и социальном, помогала та самая школа, присущие белорусам расчетливость, профессиональный запас прочности.
А в Гомель, конечно, тянуло. В один из редких приездов состоялась судьбоносная, как потом оказалось, встреча. Совершенно случайно увидел, как по улице Юбилейной идет его старший коллега Валерий Кокорев (бывший генеральный директор «Белоруснефти», на тот момент – вице-премьер Республики Беларусь – прим. автора). Разговорились.
Не хочешь опять к нам, мелькнул вопрос. И ответ: только в качестве генерального директора. «Ну ты и наглец», – сказал Кокорев.
Но ведь как в воду глядел. В 1996-м принимает предложение и становится сначала замом генерального по производству, затем исполняющим обязанности и, наконец, полноценным главой ПО «Белоруснефть». Время непростое, ответственное, вспоминает Владимир Витальевич, но данное Президенту Беларуси Александру Лукашенко обещание сконцентрировать ресурсы и стабилизировать добычу в стране на уровне не менее 1,8 миллиона тонн в год было выполнено.
Помимо планов и объемов были не менее важные темы. Все же, по его словам, они работали, чтобы жить, а не наоборот. К примеру, окончательно решили вопрос с жильем для работников. Некоторые стояли в очереди на квартиры с начала 1980-х. Люди сомневались, мол, где он деньги найдет. Тогда баррель стоил девять долларов, а не сто, как сейчас. Однако к 1999 году все очередники стали новоселами.
А можете себе представить, спрашивает Муляк, что до 1997 года у «Белоруснефти» не было ни одной автозаправки? Нынче они повсюду.
Он застал те времена, когда нефтяники зарабатывали как обычные слесари на обычных заводах. За всю жизнь нефти хлебнул сполна, белорусской и сибирской
Конечно, предприятие не могло оставаться в стороне от социальных задач. Сегодня, по словам Владимира Муляка, в Гомеле широкие, продуманные улицы, автомагистрали, удобные для водителей, безопасные для пешеходов. Но с чего все начиналось? Многим, к примеру, не нравился неудобный перекресток на пересечении улиц Кирова и Рогачевской (да-да, где возвышается главный офис компании). Желание обустроить здесь кольцевую развязку Владимир Муляк озвучил в беседе с тогдашним губернатором Александром Якобсоном. И эта развязка появилась. А позже кольца стали трендом дорожной сети города.
А футбольный клуб «Гомель»? Будем откровенны, идея взять его под патронаж компании не принадлежала. Скажем проще: навязали. С другой стороны, этот вид спорта занимает особое место в сердцах большинства мужчин. Проектом всерьез загорелись. Владимир Витальевич помнит, как сыграв в Кубке Интертото УЕФА с финским клубом ХИК, гомельские футболисты привезли фото современного стадиона, удачно вписанного в центр Хельсинки. Что-то подобное захотелось реализовать и в Гомеле, не на окраине, а именно в центре. Результат этого замысла – стадион «Центральный» на площади Восстания.
Также была построена тренировочная база в Новобелице. Пресечены попытки навязывания отыгравших в российских клубах ветеранов, сделали ставку на свою молодежь. Не прогадали. Золотые страницы в истории клуба – победы в Кубке Беларуси (дважды) и Суперкубке, участие в престижных международных турнирах. В 2003 году ФК «Гомель» стал чемпионом Беларуси.
Поучаствовали и в реконструкции Свято-Никольского мужского монастыря в Гомеле. Основанный в 1904-м на средства железнодорожников православный храм к рубежу веков был далеко не в лучшей форме. Теперь же являет собой жемчужину храмовой архитектуры Гомельщины.
С поста главы компании Владимир Витальевич ушел в 2001 году. По семейным обстоятельствам. Уехал в Усинск, это в 80 километрах от полярного круга. Возглавлял ООО «Лукойл-Коми», с 2007-го – вице-президент ОАО «Лукойл». Он благодарен всем людям, с кем довелось трудиться, пересекаться по работе, в бизнесе, политике. Пройдено много дорог, испытаний и, оглядываясь назад, можно смело признать: жизнь прожита не зря. В активе Муляка немало государственных наград Республики Беларусь и Российской Федерации. Но высшей считает именно эту. Его пригласили на юбилей «Белоруснефти» в 2004-м. В какой-то момент вызвали на сцену, и зал начал аплодировать. Прошла минута, другая, аплодисменты не стихали. Тогда Муляк не смог сдержать слез. Эта награда – признание коллектива – превыше всех.
Льется музыка в душе
Сам давно москвич, но в Гомель наведывается часто. Раньше навещал родителей, Виталия Стаховича и Анастасию Ивановну, теперь навещает их могилы на Рандовском кладбище. В этом году у него целый ряд поводов приехать в город над Сожем. Это 100 лет со дня рождения папы и мамы. А еще 50 лет со дня выпуска в 26-й школе. Класс соберется в мае, ждут выпускников из разных городов и стран.
Приезжает обычно на своем автомобиле. Уже проехав Брянск, приближаясь к границе, он чувствует, как на него накатывает тепло. Светлое, доброе чувство не отпускает до самого Гомеля. Беларусь всегда была и будет в его сердце. Удивительно, но все четверо его детей родились здесь, хотя он подолгу находился в России. Родились в Светлогорске, Речице, а четвертый сын Иван – в Гомеле. В Иване, прямо скажем, души не чает. Парень не так давно окончил МГИМО, мог стать дипломатом, но стал… музыкантом. Вверг отца в шок.
Юноша – мультиинструменталист, вокалист, основатель и лидер группы «Вишневый десант» (Cherry troopers). Муляк, к слову, разбирается в музыке, сам играет на рояле. Конечно, говорит, его оценка может показаться субъективной, но он верит в успех сына и рад оказать поддержку начинающим музыкантам.
Где бы вы думали, «Вишневый десант» даст первый серьезный концерт? Правильно: в Гомеле. Событие запланировано на май. Для Владимира Витальевича еще один повод приехать. Хотя зачем искать поводы, когда этот город, эти места, эти люди и так всегда с ним. В его душе.