Вчера 75-летие отметил заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Фейгин. В Гомельском областном драмтеатре он служит с 1978 года. Накануне юбилея журналист «Гомельскай праўды» пообщалась с мастером сцены о мечтах, преданных зрителях и критике со стороны.
ПОВЕРЬ В МЕЧТУ
Идеей быть актером Юрий Михайлович горел с самого детства: еще когда ходил в детский сад, устраивал уличные спектакли с куклами в собственном дворе. Сам придумывал сценарий, сам сочинял истории. Одним словом, фантазировал. Соседская ребятня смеялась, аплодировала – им нравились постановки маленького Юры. Даже билеты понарошку рисовали, чтобы сидеть в первых рядах:
– Я просто хотел быть на сцене с тех пор как увидел в качестве зрителя первый спектакль «Иван да Марья». Это было в Гомельском областном драматическом театре, нас привели из детского сада группой. Даже когда пошел в первый класс, еще пару лет бегал в садик, чтобы взять там кукол, которые надевались на палец, и устроить дома спектакль. Сейчас это кажется смешным, но тогда друзьям нравилось, было интересно.
Потом была детская и взрослая студия в ДК железнодорожников имени Ленина областного центра, вспомогательный состав в драмтеатре. Несмотря на природную стеснительность и небольшое заикание, мастер сцены добивался своей мечты, серьезно готовился к поступлению в Белорусский государственный театрально-художественный институт (сейчас – Белорусская государственная академия искусств). И поступил. Конкурс был сумасшедшим – 111 человек на место, поступали ребята со всего СССР. Но харизма и природная естественность помогли покорить преподавателей вуза.
Самые яркие воспоминания за годы учебы – встреча с именитыми педагогами Лидией Монаковой и Валерием Раевским:
– Они ставили дипломные спектакли с моим участием, меня как студента эти люди потрясли. Всему научился у них – любви к театру, пониманию, что такое театр и самоотдача на сцене.
До сих пор мастер сцены поддерживает отношения с товарищами по вузу. Друг и по совместительству народный артист Беларуси Александр Ткаченок служит в Национальном академическом драмтеатре имени Максима Горького в Минске, там же играет и народная артистка Ольга Клебанович. Директором этого театра работает Эдуард Герасимович, тоже университетский товарищ Фейгина. Друзья, пусть редко, но встречаются, периодически созваниваются. Вспоминают студенческие годы и делятся счастливыми моментами, радуются творческим успехам друг друга.
ИСКУССТВО – НЕ ПРО ДЕНЬГИ
После института Юрий Михайлович работал в театрах Севастополя, Смоленска, Пензы. И только потом вернулся в Гомель. Признается, что скучал по родному городу, ведь здесь друзья, педагоги, родственники:
– Как-то встретил Вячеслава Сергеевича Крючкова, он тогда был главным режиссером нашей облдрамы. Позвал меня в родные пенаты, дал понять, что разницы нет: в Пензе театр или в Гомеле. Я уже тогда осознал, что везде хорошо, где нас нет. Дом, конечно, всегда тянет, здесь все свое. Согласился и вернулся. Работал в областном театре, в независимом (позже – Молодежный), а потом снова вернулся в областной.
О другой профессии Юрий Михайлович и подумать не мог, особенно ради заработка. Хотя мама и была против театральной карьеры:
– Учился в школе очень хорошо, аттестат был практически отличным. Мама говорила: голову сломаешь, эта профессия – навсегда больные нервы, горы невыученного текста, масса переживаний. А взамен – ничего, это все за какие-то копейки. Она считала, что стоит стать врачом, ведь это всегда нужная и серьезная специальность. Или хотя бы инженером, как многие наши родственники. А театр – это так, временно и несерьезно.
Но нет ничего более постоянного, чем временное. Можно сказать, эта фраза стала девизом Юрия Фейгина. Ведь театр для него – вся жизнь, без преувеличения, он посвятил сцене всего себя. На кино распыляться не стал – считает, что игра не стоит свеч:
– Участвовал в нескольких проектах, снимался в российских телесериалах. Это неблагодарное занятие: сплошная суета, поездки, неудобства. Несерьезно. К слову, и оплачивается небольшими суммами. А здоровье нужно беречь, это я с годами понял.
В театре должны служить люди крепкие, уверен актер. Потому что на игру затрачивается много нервов и эмоций, это психологически тяжело. За годы работы волнение перед выходом на сцену остается, признался Юрий Михайлович. Немного притупляется, но все равно остается:
– Вообще за годы работы в театре часто и много переживал, нередко по пустякам – незначительные ошибки, немного забыл текст... А зритель, пока я переоденусь, выйду через служебный выход и обойду театр, уже забудет, люди будут щебетать о другом. Никто не оценит моих волнений. Поэтому со временем перестал сильно беспокоиться.
Вообще, замечает артист, за последние годы зритель изменился кардинально: меньше думает, часто приходит не по своей воле:
– К сожалению, поход в театр перестал быть таким значимым событием, каким был раньше. Теперь это один из видов мимолетных развлечений, а не место, где можно подумать. Должно быть иначе. Но я не верю, что ситуация как-то изменится. Театр не исчезнет и не умрет, но он станет совсем другим, он уже перестанет быть потребностью.
ЧУВСТВО ЮМОРА И ДОБРОТА
И все же преданные и благодарные зрители в театре остались – они подходят к Юрию Михайловичу в фойе, обсуждают с ним премьеры и делятся впечатлениями о новых постановках с участием любимого актера. Не забывают и про цветы. Это всегда приятно, не скрывает артист. И все же главным критиком он всегда считал свою супругу Софию Георгиевну. Вот чье мнение для него действительно важно:
– Похвала жены – главная радость для меня. Супруга часто делает замечания, я прислушиваюсь. Потому что жизнь показала: она всегда оказывается права. София для меня огромный авторитет. Чем старше мы становимся, тем более ее слово для меня ценно. Это всегда конструктивная критика. Никогда не обижался и никогда не был не согласен. Жена снайперски точна в своих наблюдениях и замечаниях. Даже детали в роли менял, если она советовала.
Конкурс в вуз был сумасшедшим – 111 человек на место, поступали ребята со всего СССР. Но харизма и природная естественность помогли покорить преподавателей
Не менее важно мнение друзей и соратников, с кем Юрий Михайлович давно работает. Прислушивается он к советам завтруппой Кристины Карако, худрука Сергея Лагутенко, которого зовет мастером импровизации. Важны замечания и соседа по гримерке Юрия Мартиновича. А вот сам мастер сцены поучать коллег не любит. Именно поэтому всегда избегал преподавания, несмотря на огромный опыт – чтобы не превратиться в назидателя. Даже входя в состав художественного совета театра, замечания старается делать крайне осторожно:
– Никогда не бываю категоричным. Это ответственность. Отношусь к своим советам внимательно, делать их стараюсь деликатно, чтобы никого не обидеть – максимум одно-два. И только если попросят.
Услышав наши рассуждения на эту тему, к разговору подключился актер Юрий Мартинович:
– Юрий Михайлович замечательный человек, очень добрый. Всегда поддерживает. К нему можно обратиться, когда есть трудности и проблемы. Главное – с ним можно шутить. В театре с актерами себе могу это редко позволить, но с Юрием Михайловичем не боюсь: другие воспринимают шутки достаточно остро, а он никогда не обижается. Его советы ценны для нас, ведь он знает гомельскую сцену досконально.
К слову, с молодежью Юрий Фейгин тоже ладит, он с ней как будто на одной волне.
Подрастающее поколение актеров и режиссеров называет толковым и просит обязательно отметить тех, с кем работает:
– Молодежь у нас интересная, талантливая. Мои напарники Виталия Тишкова и Мария Ходякова, Вера Грицкевич, Андрей Шидловский, Анастасия Задорина, режиссер Мария Матох – умнички. Пришла достойная молодежь. Мне с ними комфортно.
Тут же актер вспоминает лучших друзей по сцене, с которыми плечом к плечу трудится уже много лет: Евгению Конькову, Владислава Карако, Людмилу Корхову, Алексея Бычкова, Александра Лавриновича:
– Мы ведь с ними раньше на очень длительные гастроли ездили. Некоторые спектакли играли по триста-шестьсот раз. Особенно запомнились трехмесячные поездки по югу Украины, можно было и поработать, и отдохнуть у моря одновременно.
СОТНИ ВЫХОДОВ, ТЫСЯЧИ РОЛЕЙ
За время работы в театре Юрий Михайлович был задействован в огромном количестве спектаклей – счет идет на тысячи. Однако особенно гордится ролью самоубийцы в постановке Лидии Монаковой по пьесе Николая Эрдмана:
– Нравилась эта роль, играл ее с удовольствием. Тогда еще не было никаких международных фестивалей. Иначе бы ее оценили, не сомневаюсь.
Кстати, как только наших артистов начали приглашать на конкурсы в другие страны, талант Юрия Михайловича сразу отметили и суровые критики, и строгие члены жюри. О многом говорит его Гран-при Международного фестиваля «Славянские театральные встречи» за роль Мальволио в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру. И это при том, что роль была не главной.
Еще позже пришло всенародное признание. В 1999-м Юрий Михайлович получил Почетный знак Министерства культуры и высшую театральную награду Белорусского Союза театральных деятелей «Хрустальная звезда», нагрудный знак Министерства культуры «За уклад у развіццё культуры Беларусі». А в 2002 году ему присвоили звание «Заслуженный артист Республики Беларусь».
ПРИХОДИТЕ В ГОСТИ
Важными для себя актер называет главную роль в пьесе «Как вернуть мужа», с которой вышел на сцену более 600 раз, с ней же объездил всю Беларусь. Не менее значимой считает роль дьявола в спектакле «Святой и грешный» режиссера Валерия Бартосика, его тоже отыграл сотни раз:
– Конечно, иногда устаешь, но это никогда не приедается, ведь я люблю свое дело.
В день юбилея 29 апреля Юрий Михайлович вышел на сцену в роли Крисиппа в спектакле «Забыть? Герострата…». Символично, что его поставил Вячеслав Крючков, ведь именно он в свое время позвал актера в Гомельский областной драмтеатр:
– Было интересно встретиться спустя столько лет и поработать с ним. Роль вышла по драматургии необычной. Вообще в постановке мощный состав, заняты актеры, с которыми я много десятилетий служу на одной сцене.
После спектакля артиста поздравили коллеги и друзья, представители власти. Поблагодарили мастера сцены и разделили с ним юбилей и преданные зрители.