Это была одна из богатейших республик СССР, не обделенная ни природным потенциалом, ни климатом. Промышленные районы, крупнейшие предприятия тяжелой промышленности Украины создавались в ХХ веке при активном участии представителей разных народов огромной страны, в том числе белорусов. Точно так же восстанавливалось пострадавшее от войны народное хозяйство.
Скульптура "Родина-мать" открыта в 1981 году
В тот период тысячи людей связали свою жизнь с Украиной, как частью СССР.
В республику приезжали работать учителя, строители, врачи… Русский язык в Советском Союзе был языком межнационального общения, благодаря чему все понимали друг друга без проблем. Украинец таджика, армянин белоруса, литовец русского.
А это ведь так важно – понимать друг друга. Вспомним предание о Вавилонской башне, когда Господь лишил людей возможности говорить на одном языке, а значит, понимать друг друга в большом и малом. Использование в СССР русского языка как языка межнационального общения не было препятствием для развития в каждой республике национальных культур, и никто не лишал права этнических жителей Украины говорить на украинском.
Уже ряд лет в соседней стране проводится политика искоренения русского языка на государственном уровне, вводятся запреты на его использование на работе, в общественных местах и даже быту. При этом не раз доводилось слышать речь самих украинских политиков на русском языке уже после его запрета. Уверена, что и думают они на русском. Многие из них родились и получили образование в СССР. Их публичности способствовали разные факторы, в том числе регулярное мелькание с телеэкрана в любимом миллионами советских людей Клубе веселых и находчивых. Язык – это душа человека, и никто не давал права посягать на духовную жизнь миллионов людей. К сожалению, в ХХI веке на Украине «вдруг появился» особый вид политиков, не способных анализировать факты, которые стали достоянием истории.
Про таких политиков метко сказано: «временщики».
А как мы со школьных лет восхищались красавцем-Киевом, побывать в котором мечтали многие! Когда речь заходила о Киеве, на ум сразу приходила фраза: «Мать городов русских…». Впервые я приехала в столицу советской Украины в 1979 году. В этом городе жили тогда два родных брата моей бабушки – Павел и Юрий. Со слов бабушки знала, что Павел был строителем, восстанавливал Киев после войны, Юрий состоялся как хороший хирург, участвовал в Великой Отечественной войне, был капитаном медицинской службы. Впечатления от знакомства с городом остались в моей памяти навсегда. Киево-Печерская лавра, знаменитый Крещатик, музеи… Тогда, в 1979 году, даже в голову не могло прийти, что со временем этот город станет для нас закрытым и будет вызывать иные ассоциации. Конечно, не сам город, а, как принято говорить, «официальный Киев».
В 2003 году мы с коллегами находились в Киеве в служебной командировке. В планах было посещение Национального музея истории Великой Отечественной войны и экспозиции «Трагедия и доблесть Афганистана». Переезжая знаменитый мост Патона через Днепр, издалека увидели грандиозную скульптуру «Родина-мать», возвышающуюся над зданием музея. Прошло уже двадцать лет, но в своей душе я храню память об эмоциональном потрясении, которые испытала в мемориальном комплексе на берегу Днепра. Музейная экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне, вмещала 15 залов с тысячами артефактов. Они доставлены в Киев из разных уголков СССР. Мы впервые увидели детскую одежду из концлагеря Майданек, перчатки из человеческой кожи, гильотину, машину для дробления костей. Человеческих костей. Тела узников нацистские изуверы сжигали, потом дробили в подобных приспособлениях, а пепел смешивали с грунтом. Использовали как удобрение. Как можно такое забыть? Как предать память о тех, кто умирал мученической смертью?
Остаюсь при убеждении, что этот музей о событиях Великой Отечественной войны был одним из лучших в СССР, а позже и на постсоветском пространстве. Простые художественные решения в подаче материала просто потрясали. В 14-м зале, Зале памяти, к горлу подступил комок, слезы из глаз потекли ручьем. Горел приглушенный свет, звучала песня «Журавли» в исполнении Марка Бернеса. Слева на Стене памяти – тысячи фотографий погибших на войне. Молодых, красивых мужчин. На противоположной стороне разместилась экспозиция «Вдовы». Экскурсовод поведала реальную историю: из одной деревни, что под Киевом, все мужчины ушли на фронт, с войны никто не вернулся. Так деревня стала деревней вдов. Сотрудники музея привезли оттуда интересные материалы, в том числе извещения о гибели сельчан. А еще – ситцевые женские платки, которые использовали при создании композиции из летящих над поминальным столом «журавлей» в центре зала. На столе походные кружки, граненые стаканы, сотни извещений-похоронок… И всё вместе это Зал памяти, Памяти, которую, как нам тогда казалось, предать невозможно.
В 1979 году даже в голову не могло прийти, что со временем Киев станет для нас закрытым и будет вызывать иные ассоциации. Конечно, не сам город, а, как принято говорить, "официальный Киев".
Музейная экспозиция в Киеве была посвящена не только событиям военного времени на Украине, там были представлены важные вехи войны от Бреста до Берлина. Дух единства советского народа нашел отражение в Зале Победы. Около 12 тысяч имен Героев Советского Союза, представителей многих национальностей, начертаны золотыми буквами на овальных стенах зала, устремлены ввысь, теперь уже в вечность…
С 2015 года музей называется Национальным музеем истории Украины во Второй мировой войне. Странное название, если вдуматься в смысл. Советская социалистическая республика Украина никогда не позиционировала себя во Второй мировой войне как отдельно взятая страна, только как одна из республик СССР. Человек, чей дед был фронтовиком и который ежегодно праздновал со всей страной День Победы 9 мая, подписал указ о переносе и переименовании праздника. Он называется сейчас Днем памяти и победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939–1945 годов.
30 июля 2023 года добрались и до величественной скульптуры над зданием музея, демонтировав советский герб с монумента «Родина-мать». И название придумали новое – «Украина-мать». Предав однажды, предадут снова. Невольно вспоминается гениальный роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), где рассказана история о манкуртах. Молодой кочевник Жоламан попал в плен к монгольскому племени жуаньжуанов, которые сделали его манкуртом. Когда хозяин приказал Жоламану убить собственную мать, тот без малейших сомнений сделал это. «Манкурт не знал, кто он, какого он роду-племени, не ведал своего имени, не помнил детства, отца и матери – одним словом, манкурт не осознавал себя человеческим существом…».
Такое отношение к истории своей страны принять и понять невозможно. Миллионам здравомыслящих людей не понять. Не о такой судьбе Украины мечтали тысячи украинцев, погибших на войне. При освобождении Гомельской земли 29 августа 1944 года был убит уроженец Харьковской области Юрий Хабачев. В одном из писем матери он писал: «…Душа горит нетерпением и сердце страстно зовет: скорей рассчитаться с проклятым врагом и вернуться к тебе, моя любимая, трудиться изо всех сил и построить, пусть на развалинах, новую счастливую жизнь... Это письмо я пишу тебе из Белоруссии, Днепр далеко позади… Немцы, отступая, жгут села и минируют дороги. Ничто не спасет гадов...». Юра погиб, сражаясь за Советскую Родину. При освобождении Украины навеки осталось в земле более 3,5 миллиона красноармейцев. Это были люди разных национальностей, отдавшие за Победу самое дорогое – жизнь. Сотни фронтовых писем защитников Отечества, которые были преданы ему до конца, хранятся и в музее в Киеве.
История прошлая питает настоящее. Отречение от прошлого, в котором навсегда остались наши предки, называется предательством. Как говорится в Библии, это один из самых страшных грехов человеческих.