Обстоятельный разговор с кандидатом филологических наук Любовью Боженко о культуре речи, искусственном интеллекте и бесконечной любви к слову.
Культурный человек не может быть безграмотным, убеждена Любовь Николаевна
Любовь Николаевна 35 лет проработала на кафедре русского языка Мозырского педагогического университета имени И. П. Шамякина. Она говорит о сложных языковых процессах так, будто рассказывает увлекательную историю: ярко, интересно, доступно даже самому ленивому слушателю.
Находясь на заслуженном отдыхе, уважаемая мозырянка продолжает свое глубокое языковое исследование, с удовольствием знакомится с книгами талантливых авторов, общается с молодежью. А еще она убеждена в том, что развивать себя человек должен на протяжении всей жизни. И это познание – большая радость, на которую может рассчитывать каждый из нас.
Есть претензии к дикторам и ведущим ток-шоу
– Любовь Николаевна, обидно, когда говорят, что филологи ничем серьезным не занимаются, а «просто читают книжки»?
– Неграмотное представление как о филологии, так и о самих филологах. Мы говорим об одной из древнейших наук, которая возникла благодаря вниманию к слову как кирпичику духовной культуры. Это нашло отражение и в самом ее названии: филология в переводе с греческого языка – любовь к слову. Но слово – сложный объект, который реально существует в текстах. Поэтому его изучают разные, но взаимосвязанные науки, объединяющиеся в структуре филологии. Чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с перечнем дисциплин по программе обучения студентов на филологическом факультете.
– Признайтесь, что раздражает современного филолога?
– Филолог во все времена, прежде всего, специалист, стоящий на страже соблюдения языковых норм. Поэтому мы моментально реагируем на их нарушения и в зависимости от ситуации тактично стараемся исправить речевые ошибки. Однако считаю недопустимыми их в речи учителей-предметников, дикторов, журналистов, медийных персон, как сейчас говорят, которые сами «по долгу службы» должны быть проводниками речевой культуры. Если это диктор новостей, то сообщать их он должен без манерных и эмоциональных переливов в голосе, что уместно при чтении ролей в театре; если он ведущий ток-шоу даже в наше неспокойное время, то негативные эмоции, имеющие право на существование, не должны зашкаливать. Есть претензии к качеству текстов-объявлений и рекламы. Чем меньше текст по объему, тем сложнее его создать, а тем более грамотно разместить в пространстве. Здесь всё играет роль и имеет значение.
– Как вы думаете, язык может деградировать?
– На бытовом уровне не различают язык и речь, поэтому и появляются такие вопросы. Да, они взаимосвязаны, как две стороны одной медали, но это не одно и то же. Все, что происходит с нами в динамично развивающейся жизни, находит отражение в речи. Это множество иностранных слов, хотя есть русские синонимы; молодежные жаргонные слова, которые непонятны взрослым; новая лексика в связи со стремительным развитием науки и техники, а также многое другое. Войдет ли это в язык и будет ли зафиксировано в словарях? Не факт. В этом случае начинают работать внутренние законы развития языка, которые действуют как фильтры.
Нецензурная лексика и стресс
– Почему одни люди говорят хуже, а другие лучше? Зависит ли это от образования и воспитания?
– Богатый словарный запас, знание грамматических правил языка, владение нормами произношения и правописания – всему этому специально учат в школе. Но до школы ребенок начинает это постигать в семье, общаясь с близкими взрослыми. Для формирования развитой и грамотной речи необходимо постоянно говорить с детьми с самого малого возраста, не сюсюкая с ними, не коверкая слова, но объясняя их значение, исправляя грамматические ошибки. Поэтому, конечно, способность человека говорить ясно и грамотно зависит и от его образованности, и от воспитанности, которая тоже проявляется в речи. Кстати, именно по речи без-
ошибочно узнают в собеседнике учителя-филолога.
– Получается, бескультурье равно безграмотности?
– Эти понятия взаимосвязаны, но не тождественны. Первое, безусловно, шире и многограннее второго. Культурный человек не может быть безграмотным, равно как и наоборот.
– Какова функция у слов-паразитов, они же для чего-то нужны?
– Слова-паразиты практически не несут никакой информации или эмоциональной оценки. Это ненужные, лишние слова и даже конструкции, которые настойчиво повторяются в речи. Они по аналогии с паразитами, живущими в организме человека, появляются в нездоровой речевой среде говорящего в силу разных причин. Например, человек не может грамотно построить фразу в процессе общения, у него бедный словарный запас, он хочет привлечь к себе внимание или бездумно следует за собеседником. Уверена, от них нужно избавляться, тем более, если они настойчиво употребляются в учебной речи, например студентов, как это было в моей практике со словами как бы. Некоторые умудрялись их даже в определениях использовать, и получалось что-то вроде: «Существительные – это как бы слова…».
– Есть мнение, что мат влияет на здоровье человека. Как считаете, есть в этом логика?
– Нецензурная лексика находится за пределами литературного языка и неслучайно запрещена законом к употреблению в речи в общественных местах. Это справедливо, так как использование мата приводит к созданию нездоровой обстановки и нарушению общественного порядка. Но в стрессовых ситуациях для высвобождения негативной энергии и снижения уровня стресса даже воспитанный человек может использовать ругательное слово. Поэтому, как утверждают современные психологи, порой мат помогает избежать инфаркта, и в этом есть причинно-следственная связь.
Кодовое слово «огурцы»
– Зачем учиться грамотно писать, если сегодня искусственный интеллект может за человека написать любой текст?
– По той же логике можно спросить: зачем учить таблицу умножения, если у каждого есть калькулятор? Однако изучая таблицу умножения, как и создавая собственные тексты, человек развивает мозг, тренирует память, строит качественную жизнь и продлевает ее.
– Нужно ли выбирать свою вторую половину, в том числе обращая внимание на умение человека говорить?
– В этой ситуации умение грамотно писать и говорить для некоторых имеет значение. Известна история молодого человека, который порвал отношения с девушкой из-за того, что она писала слово огурцы с буквой и. Но, на мой взгляд, это не проблема, если стороны находят взаимопонимание по другим, жизненно важным вопросам. А как твой избранник говорит: зв’онит или звон’ит, ос’ужденный или осуждённый – это мелочь по сравнению с мировой революцией. Такая шутливая крылатая фраза была популярна среди образованной молодежи Советского Союза.
– Где-то читала, что в искусстве, в том числе и в литературе, «нужен собственный запах, первичный и неповторимый». У кого из современных писателей, по-вашему, есть этот самый неповторимый «запах» – слог, манера?
– Хрестоматийными признаками индивидуальной творческой манеры письма можно смело назвать поэтическую лесенку Владимира Маяковского, частое интонационное употребление тире в поэзии Марины Цветаевой. Если говорить о современных авторах, то творчество любимой мною Дины Рубиной я соотнесла бы с галереей очень ярких живописных полотен, настолько они красочны, выразительны, информативно и эмоционально насыщены и потому всегда притягательны.
Никакой халтуры в ежедневной работе
– Согласны ли вы с утверждением, что на хорошем филфаке учат быть хорошим человеком?
– К сожалению, ни одно, даже самое престижное образование в самом престижном вузе не может сформировать хорошего человека, если под ним понимать личность, с которой хочется общаться. Можно найти и другие определения хорошего человека, но мне на ум пришло это. Образованность и воспитанность, на мой взгляд, категории разноплановые и потому по отношению ко многим, даже выдающимся историческим личностям, взаимоисключающие. Как доказательство, «токсичный» микроклимат в некоторых педколлективах, где его не должно быть по умолчанию.
– Что самое важное в профессии педагога?
– Это сложный вопрос, над которым я думаю всю жизнь. Есть разные варианты ответов. Один из распространенных – любовь к детям. А еще – уважительное отношение к своему делу. Что это значит? Никакой халтуры в каждодневной работе, бережное отношение к ученикам, требовательное отношение к себе и коллегам. Думаю, проработав в педколлективе всю жизнь, я не нарушила этой профессиональной установки.
Топ-5 книжных открытий от филолога:
- Михаил Лабковский. «Люблю и понимаю: Как растить детей счастливыми (и не сойти с ума от беспокойства)»
- Пол Янг. «Хижина. Разговор с богом»
- Все книги Дины Рубиной
- Евгений Водолазкин. «Лавр»
- Януш Вишневский. «Бикини»