Гомельский клуб робототехники «Импульс» работает седьмой год. Начиналось все с небольшой студии в нескольких школах, а сейчас семейное дело разрослось до сети из четырнадцати филиалов по всему областному центру. Поговорили с директором образовательного бизнеса Андреем Гавриловым.
Андрей Гаврилов на соревнованиях переживает за воспитанников больше, чем они сами
Начали с кружка
История создания клуба очень простая, рассказывает руководитель Андрей Гаврилов:
– Это семейная история. Мой сын в четвертом классе захотел заниматься робототехникой. Тогда в городе работал только один клуб, далеко от нашего дома. У меня и до этого была идея заниматься подобным направлением. После просьбы сына в правильности такого решения убедился лишний раз.
На тот момент Андрей с супругой работали в школе. Решили начать с небольшой студии, первый расходный материал закупали на свои средства.
А стартовали в трех школах – 8-й, 30-й и 44-й, вспоминает руководитель клуба.
Начать «Импульс» решили с малышей, набрали группы из первых, вторых и третьих классов. Получилось объединить 22 ученика. Андрей стал первым тренером, вел занятия самостоятельно. Постепенно направление разрасталось, в прошлом году во всех четырнадцати филиалах занималось более 350 учеников. Сейчас есть отделение и в Центре инклюзивной культуры – оно работает третий год. Однако основные группы по-прежнему организованы в школах. Это удобно родителям, объясняет педагог:
– Дети провели учебный день, после пошли на продленку, во время которой побывали на робототехнике. Получается, дополнительно ни на какие кружки вести ребенка не нужно, после работы можно сразу ехать домой.
Без языковых барьеров
По образованию Андрей Гаврилов математик-программист. Однако так сложилось, что в программирование не пошел, стал больше заниматься педагогикой.
– По-моему, самая хорошая работа – та, которая делается с удовольствием. У меня именно так – семейный бизнес, мне максимально комфортно. Если честно, даже не думал о том, чтобы в какой-то момент променять все это на программирование, или о том, что мог что-то потерять в материальном смысле. К тому же робототехника – это тоже IT, сфера очень широкая.
Супруга Андрея – заместитель директора в клубе, курирует воспитательную деятельность, работает с тренерами и документацией. Тренеры – а их сейчас пять на все филиалы – не всегда педагоги, поскольку Гавриловы уверены: в робототехнике больше нужны технари, чем учителя. Люди, которые понимают специфику и могут доступно всё объяснить детям, в сфере на вес золота.
Начинают ребят тренировать в начальной школе. Это своего рода профориентация, в том числе и для родителей, чтобы они понимали, чем будет заниматься их ребенок.
– Те, кто целенаправленно приходит, чаще всего остаются. Люди, ожидавшие немного другого, обычно не задерживаются. Многие ученики из нашего первого набора сейчас в одиннадцатом классе, до сих пор занимаются в клубе.
Ситуации случаются разные. Например, один из воспитанников клуба – Антон Каранчук – так увлекся роботами, что заразил этим делом и отца.
– Его папа заинтересовался настолько, что на последние соревнования в Санкт-Петербурге они собирали робота вместе: отец рисовал чертеж, я переводил в 3D-макет и печатал, а сын собирал и программировал конкурсную модель. Антон собрал дома ринг, сам тренировался. То есть увлечение перерастает в семейное, самостоятельную подготовку. Результат всегда есть: в своей категории ученик занял первое место, – делится Андрей Гаврилов.
Весомые результаты и у клуба в целом: в прошлом году ребята из «Импульса» взяли кубок по образовательной робототехнике в Беларуси и получили возможность участвовать в международных соревнованиях в Томске, где заняли первое место среди 16 регионов России и 32 команд в своей возрастной категории, получили квоту в Китай.
– Robocup в Китае считается одним из самых престижных в мире конкурсов. Лучшие команды соберутся там, а мы будем впервые представлять Беларусь, – рассказывает руководитель клуба. – Попадаем в младшую категорию. Робот готов, программа написана. Ребятам остается побороть освещение, донастроить машину, чтобы ехала лучше. Волнуюсь только за языковой барьер: насколько ученики поймут и смогут выполнить задания. Тренер участвовать в процессе не может, подсказывать нельзя, с этим строго. Думаю, переживаю за них больше, чем они сами за себя.
Дополнение от автора: перед выходом статьи стало известно, что на Robocup в Китае клуб победил в своей возрастной категории.
Слово - детям
На занятии клуба нам удалось пообщаться с воспитанниками, которые в последние годы показывают высокие результаты на республиканских и международных соревнованиях. Ребята рассказали, как пришли в робототехнику и почему не собираются бросать это занятие.
Арсений ХАДАНОВИЧ, шестиклассник школы № 8 Гомеля:
– Занимаюсь в клубе «Импульс» пятый год. Началось все с того, что мама предложила попробовать сходить на занятие в соседней школе. Первые уроки понравились. Я стал старше и до сих пор хожу в клуб, только теперь уже в Центр инклюзивной культуры. Все недалеко от дома, в шаговой доступности, удобно. Постоянно участвуем в соревнованиях по робототехнике. В Томске хорошо выступили, заняли первое место, сейчас собираемся в Китай. Робот готов, моя напарница Полина собирала, я программировал, чтобы он бегал по линии, разворачивался, преодолевал препятствия. Представлять его будем вдвоем. В Беларуси на соревнованиях совсем не переживал, в Томске волновался, потому что не знал соперников. А в Китай ехать страшновато: другой язык, другие люди... Но верю в лучшее.
Диана ЧУМИЧКИНА, шестиклассница школы № 59 Гомеля:
– Благодаря «Импульсу» вошла в национальную сборную, так как победила на всемирной олимпиаде по робототехнике WRO. Занимаюсь пятый год. Увлекалась LEGO с детства, родители заметили это и предложили попробовать себя в робототехнике, и вот я здесь. Нравится процесс создания робота – люблю и собирать его, и программировать. Это сложно и интересно одновременно. А на соревнованиях помимо уже известных заданий дают дополнительные, о которых мы не знаем. Планирую и дальше заниматься в этом направлении, развиваться.