Стаж Александра Воробьева в ювелирном деле тринадцать лет. За это время он обработал, отремонтировал и создал несколько сотен украшений. Зачастую люди приходят с необычными и креативными пожеланиями. Истории создания типичных и уникальных изделий – в материале «Гомельскай праўды».
За тринадцать лет Александр Воробьев сделал сотни украшений, многие из которых уникальны
Работа ради улыбки
Карьеру ювелира Александр Воробьев начинал на заводе «Кристалл», куда устроился учеником. После шести месяцев обучения стал мастером участка закрепки камней. Сейчас работает в частной мастерской.
Александр может сделать украшение от начала до конца. Создавать изделие сложно, но интересно, говорит мастер.
В такой кропотливой работе важны внимательность и усидчивость, нужно следить за каждой деталью, чтобы ничего не упустить. Ювелир признается, что к концу трудового дня часто болят глаза от напряжения. Но это стоит того, чтобы видеть довольные и даже счастливые лица клиентов, не скрывает Александр Воробьев:
– Вот перед вами отдавал молодой паре кольцо после гравировки. Девушка была счастлива, ушла с хорошим настроением. А значит, доволен и я.
Время, которое приходится тратить на одно изделие, зависит от объема работ и степени их сложности. При средней степени сложности за день мастер может выполнить около десяти заказов.
Запросы у клиентов самые разные, Александр с двумя напарниками берется практически за любой. Типичные – увеличить или уменьшить размер кольца, приделать новую застежку к подвеске, отремонтировать цепочку. С мелким ремонтом приходят каждый день, мастера набирают таких заказов сразу несколько, чтобы за час-два все вернуть готовым. Но даже здесь есть свои нюансы и тонкости, рассказывает собеседник:
– При изменении размера обручального кольца важно не повредить пробу, клиент обязательно обратит на это внимание. Несмотря на то что металл – материал эластичный, нужно быть осторожным. При наличии камня на кольце изменить его размер можно только путем вырезки или вставки кусочка золота, это тоже требует определенного уровня мастерства.
К слову, кольцо можно изменить на пять-шесть размеров. Вспоминает ювелир и случай, когда приходилось сжимать изделие с 22-го до тринадцатого размера. Все получилось. Позиция Александра – риск всегда есть, но повреждение или деформацию можно отремонтировать:
– Клиент этого даже может не заметить. Но я изначально стараюсь делать все аккуратно, чтобы не тратить свое время и не краснеть перед людьми. Это не в моих интересах.
В тренде
Поговорили с Александром о новых тенденциях в его драгоценном деле. Как и в других сферах, многие виды работ автоматизированы. Гравировка теперь лазерная – это новая методика, раньше гравировали вручную специальным инструментом – штихелем. Сейчас станок облегчает работу, добавляет аккуратности и точности линиям. На металле можно написать не только текст, но и нарисовать портрет.
– Точность лазера позволяет сделать портрет супруга на обратной стороне обручального кольца. Правда, пока таких заказов не было, – замечает ювелир. – А вот на золотых пластинах фотографии гравировали, услуга достаточно популярна. Это хороший вариант для подарка.
Можно напечатать украшение на 3D-принтере. Художник принимает заказ любой сложности, создает на принтере восковую модель, на основании которой изготавливаются кольца, сережки, подвески. Мастер говорит, что это гораздо проще, чем сделать все вручную. Однако скептически относится к моему рассуждению о том, что скоро человека заменят машины:
– Это скорее помощь нам, а не замена. Ручной труд все равно останется в цене. При hand made лучше получается выразить свою индивидуальность и сделать что-то уникальное, более качественное.
В последнее время набирает популярность создание фамильных драгоценностей. Чаще всего это кольца-печатки с авторским гербом семьи. Такой заказ обычно делают мужчины, которые хотят передать кольцо детям по наследству.
– Вещь останется будущим поколениям, поэтому заказчики придают им особое значение. Разработкой герба некоторые занимаются тщательно, к выбору элементов и деталей подходят с особым вниманием. Иногда прямо в студии решают доработать, а мы им помогаем с дизайном украшения. Каждый вкладывает свой смысл. Есть и те, с кем работаем над подобным заказом более трех месяцев. Если человек настроен решительно, его не переубедить и не остановить, только он знает, чего хочет и что ему нужно, – раскрывает подробности Александр.
А вот изделия в технике гальванопластики сейчас неактуальны, хотя все необходимые материалы для их изготовления в студии есть. За украшениями с нуля сейчас приходят с картинкой из интернета, их около 80% – это или что-то редкое, или реплика известного бренда. На такое изделие уходит от месяца до двух, на более сложные – до четырех месяцев. И тут тоже есть свой алгоритм, подчеркивает ювелир:
– Набираем заказы на авторские изделия, в течение месяца изготавливаем, затем везем в Минск на клеймение. Там проверяют соответствие материала и его качества, ставят пробу. Затем дорабатываем изделие и выдаем клиенту. Работаем с материалами заказчика.
В семье Александра вопрос с подарками не стоит: супруге своими руками уже сделал несколько авторских украшений, которые она с удовольствием носит.
Золотая каска и потерянная сережка
Хотя конкуренция на ювелирном рынке нешуточная, с нагрузкой на студию ювелиры не всегда справляются. В последнее время люди не хотят покупать массмаркет из свободного доступа, а стремятся сделать свое. Обращаются не только женщины, но и мужчины: заказывают цепи, браслеты, подарки. Ажиотаж, как правило, накануне праздников – перед Новым годом и 8 Марта, много заказов и летом.
Появились и свои клиенты. Ювелир делится, что у каждого мастера собственный стиль, почерк: он всегда отличит свою работу от чужой и узнает изделие коллег. Особенно это видно в плетении цепочек:
– Даже за долгое время ты все равно не приходишь к шаблону. Одно и то же изделие можно создать по-разному. Иногда даже не можешь вспомнить, как ты делал ту или иную деталь, начинаешь делать иначе, вырабатываешь технику. Рука каждого мастера по-своему плетет, паяет, обрабатывает.
Сталкиваются в ювелирном деле и с трудностями. Например, сложнее изготовить копию сережки вместо утерянной из пары, чем две новые с нуля. Поскольку все делается вручную, лекала нет. С украшения снимаются параметры, подбираются нужные камни, материал. В студии есть и своя коллекция камней.
Был необычный заказ и совсем недавно – Александру принесли золотую каску, для которой необходимо было сделать что-то вроде лейбла:
– Коллектив подготовил такой подарок начальнику. Не уверен, что каска целиком из чистого золота, но выглядит презентабельно. Сделали на нее табличку, клиент остался доволен.
Сразу возникает вопрос сохранности таких изделий. Мастер успокаивает:
– Вопросы безопасности у нас решены. Есть тревожная кнопка, сейф, все под охраной. Люди могут не переживать, их украшения не пропадут.