Областной центр оперативного управления – это круглосуточная служба МЧС, которая принимает, обобщает информацию о чрезвычайных ситуациях на Гомельщине, затем направляет ее в вышестоящие органы. Как работают дежурные ЦОУ, узнала корреспондент «Гомельскай праўды».
В центре оперативного управления решают, нужно ли направлять дополнительные силы для ликвидации той или иной чрезвычайной ситуации
Здесь всегда помогут
Целый этаж в областном управлении МЧС выделен под центр оперативного управления. Восемь человек заступают на дежурство в девять утра и контролируют ситуацию в регионе целые сутки. Главный оперативный дежурный – старший по смене, вместе с ним службу несут помощник, заместитель начальника штаба, диспетчеры. В распоряжении – большой кабинет с интерактивной картой и две оперативные машины, которые выезжают на ЧС в случае необходимости.
– На линию 101 в Гомеле и райцентрах поступают сообщения различного характера. Наша задача – аккумулировать их и передавать тем, кто может с этим справиться. Если ситуация требует вмешательства, штаб выезжает на место и контролирует решение вопросов: тушение пожара, ликвидацию последствий урагана и других, – вводит в курс дела главный оперативный дежурный ЦОУ Сергей Тимошков.
Бывает, поступают звонки, которые МЧС вообще не касаются. Например, прорвало трубу в квартире, не работает домофон. Спасатели этим не занимаются, но четко знают, кому информацию перенаправить. В любом случае либо сами помогут, либо найдут тех, кто сможет решить проблему.
И все-таки первостепенная задача спасателей – тушение пожаров, бытовых и природных. В кабинете большой экран, на который выведена карта области. Как только на ней появляется значок в виде огня, на место возгорания направляется подразделение МЧС. Бывает, что это костер в лесу или даже на приусадебном участке в частном доме. Случается, что и реальный лесной пожар. Отработать должны каждый сигнал. Для оперативности иногда связываются с лесохозяйственными организациями, которые находятся поблизости. Особенно напряженное время в пожароопасный сезон.
При ЦОУ есть телефон доверия. Работает и сектор мониторинга «Молния», куда поступает информация о срабатывании пожарной сигнализации. После получения сигнала диспетчер звонит на предприятие и уточняет, нужна ли помощь спасателей.
Никакой паники
Однако не только о пожарах сообщают в МЧС. Стихия, которая настигла Гомельскую область 14 июля, принесла немало хлопот. Ликвидацию последствий координировали в центре оперативного управления. Можно сказать, что ЦОУ стал мозгом для решения чрезвычайной ситуации.
– Четырнадцатого было нелегко. Да и весь последующий месяц тоже. Хотя экстраординарной ситуацию назвать сложно. Отключение электроэнергии, обрывы проводов, порывы теплоснабжения и водопроводов происходят регулярно. Просто увеличился масштаб. Все службы знают, что делать, обязанности четко разделены. Мы ввели усиленный режим. Поэтому нужно было больше внимания, постарались направить все силы на ликвидацию чрезвычайной ситуации, увеличили количество людей, работавших круглосуточно. Аккумулировали информацию, готовили доклады министру, в облисполком, – вспоминает летний график Сергей Тимошков.
Работники МЧС выезжали на предприятия и сельхозобъекты для оценки масштабов стихии, делали фото и видео, функционировали совместно со службами взаимодействия, чтобы в ЦОУ собрать всю информацию и увидеть реальную картину по всей области.
Обращаются на 101 и по поводу подтоплений, и если кольцо не снимается с пальца, и когда котенок застрял на дереве. А еще когда нужна дезинсекция от ос. Все сообщения из Гомеля и райцентров поступают в ЦОУ, здесь в соответствии с планом привлечения решают, нужна ли тому или иному району подмога: дополнительная техника, ресурсы, спасатели. Для этого рассчитан километраж, поэтому соседние районы, как правило, помогают друг другу.
Обо всех занятиях, тактико-специальных учениях в центре тоже узнают первыми. Штабные работники проверяют подразделения региона и их боеготовность, проводят незапланированные выезды. А чтобы самим не растерять навыки, выезжают на реальные пожары в закрепленный район, разворачивают там штаб и руководят ликвидацией возгорания.
Для работников в центре есть комнаты отдыха и приема пищи, стиральные машины – одним словом, все, что нужно для круглосуточного дежурства. В спокойное время допускается четырехчасовой сон ночью по очереди. В случае экстренной ситуации никто не спит. А вот личное оружие никому передавать нельзя, поэтому спасатели даже отдыхают с ним.
Мечта быть в погонах
Мы пообщались с работниками центра оперативного управления и выяснили, кого берут в спасатели.
Александр АКСЕНЧИКОВ, старший инспектор:
– В МЧС уже восемь лет. Работал и в части, и старшим инспектором боеготовности подразделения. В центр шел целенаправленно. Мне очень нравится здесь. У нас прекрасный коллектив, созданы все условия для несения службы. Иногда даже получается потренироваться во время отдыха. Мне терять форму нельзя – состою в областной команде спасателей по многоборью.
Татьяна БОВСУН, диспетчер:
– Всю жизнь мечтала работать в МЧС. И вообще, хотела служить в погонах. Долго к этому шла. Путь начался с гражданской должности диспетчера службы 101. Сейчас уже старший прапорщик, я здесь пять лет. Работать в центре непросто. Но когда о чем-то мечтаешь и достигаешь желаемого – никакие преграды не пугают. Мне действительно нравится моя служба, и я ею горжусь.
Илья КАЗАК, молодой специалист:
– Еще летом я был профессиональным футболистом. Отдыхал на даче, когда меня разбудила девушка и сказала, что в соседнем водоеме тонет подросток. Не задумываясь нырнул за ним, затем проводил реанимационные действия. К сожалению, парня спасти не удалось. Но тогда понял, что хотел бы стать спасателем. Обстоятельства сложились так, что меня посчитали перспективным и взяли на службу. Очень рад, теперь я в команде МЧС.