Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель истории Владимир Гимбут работает в образовании около 30 лет.
Благодаря стараниям Владимира Гимбута патриотизм для учащихся СШ № 16 не просто слово, а глубокое, искреннее чувство
Талантливый педагог старается не только научить подростков строевой выправке и умению метко стрелять. Его задача намного шире нормативов по физподготовке: воспитать и укрепить в детях духовное начало.
Для Владимира Викторовича тема Великой Отечественной войны всегда была приоритетной. Его трепетное отношение и научный интерес к событиям 80-летней давности вылились в важные начинания, успешные исследовательские проекты. Среди них – военно-патриотический кружок «Поиск», музейная комната боевой славы, видеофильмы c учителями, учащимися и их родителями в главных ролях.
Рассказывая о методах своей работы, Гимбут признается, что сформировать у ребят патриотическое сознание не так просто, как может показаться.
– В первую очередь настоящий педагог, математик он или военрук, должен искренне любить детей и всегда внедрять в свою практику новые формы работы. Можно формально показать классу тематический фильм. А можно после его просмотра сформулировать проблему, обсудить ее, побудить детей высказаться. К каждому учащемуся – индивидуальный подход, который разрабатывается с учетом его способностей и увлечений. По-другому не воспитать ответственных, любящих Родину граждан, – отмечает Владимир Викторович.
Он старается разнообразить занятия по военно-патриотическому воспитанию, практически ежемесячно предлагая детям что-то новое. Например, школьники вместе с военруком уже несколько раз посещали отделение травматологии Мозырской городской больницы, приняли участие в мастер-классе по тактической медицине. Оказывается, за минуту можно наложить три-четыре повязки. Тут уже точно не до любимых гаджетов!
Владимир Гимбут уверен, что многие дети проводят все свободное время в телефонах из-за равнодушия взрослых. Скучные поучительные монологи не трогают молодежь. Упор надо делать на личностный контакт. Важно, чтобы у каждого школьника было доверительное общение с родителями. Ждать какого-то особого случая для того, чтобы вместе провести время, не нужно. Взрослых и детей могут объединить старые добрые походы и экскурсии, прогулки по городу, во время которых можно обсудить любую волнующую ребенка тему.
– Патриотизм всегда начинается с любви и уважения к своим родителям. Не случайно ведь слово «отечество» произошло от латинского слова pater – отец. А Родину называют матерью. Поэтому там, где ярко выражено семейное начало, где между членами семьи царят взаимопонимание и уважение, растут настоящие патриоты. В такой атмосфере у ребенка легко формируется уважение к старшим, им обязательно уступят место в автобусе, помогут перейти дорогу, поддержат добрым словом. Следующим этапом станет уважение к своему дому, улице, школе, а потом и к городу, стране. Задача школы – поддержать и развить все то хорошее, что было сформировано в семье, – делится Владимир Гимбут.
Лучший школьный военрук делает акцент на том, что ребенок должен понимать преимущества белорусского общества. Белорусы никогда не были агрессорами, инициаторами конфликтов. Военная доктрина нашего государства – оборонительная. Воспитанный в такой идеологии человек возьмет в руки оружие не для нападения, а для защиты. Идеи нацизма никогда не приживутся в белорусском обществе, где юное поколение учат любить Родину, уважая при этом другие государства, их представителей, достижения и культуру.
Педагог отмечает, что деятельность школьных военруков также направлена на взаимодействие с органами внутренних дел, воинскими подразделениями, МЧС.
– Проводится профориентационная работа. Стандартных рецептов для решения таких задач нет. В любом случае не нужно давить на ребенка. Вместо этого необходимо пробудить интерес к воинской службе, донести информацию так, чтобы она тронула сердце подростка. Военрук должен стать примером настоящего патриота, с которым хотелось бы общаться, которому можно было бы доверять. К этому и будем стремиться, – подчеркнул мозырянин.