Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Из Серпухова в Рогачёв, или Как местный коллекционер ездит на работу на ретроавтомобиле

3798 0 01:27 / 05.08.2017
Рогачёвец Александр Рабчаев – не историк и не миллионер. Однако у него есть такая ценность, которая расскажет о прошлом родного края лучше любых школьных учебников, – завидная коллекция раритетной техники и старинных вещей. Собственно, один из антиквариатов Александра Александровича и привлёк наше внимание, послужив поводом для знакомства с героем этого материала. Речь пойдёт о его ретроавтомобиле – мотоколяске СЗД.

Издалека машина напоминает большую игрушку. Впрочем, и вблизи тоже. За рулём коренастого авто с трудом можно представить взрослого водителя. А вот худощавого человека невысокого роста – пожалуйста! Именно таким и оказался 49-летний хозяин красной двухместной мотоколяски.
– Эту машину я 15 лет назад перегнал из Гомеля от родственников. А вообще она была выпущена в 1991 году Серпуховским заводом двигателей, поэтому и называется СЗД. У меня уже заключительная модель этой марки. На похожей, только постарше, с брезентовым верхом, ездят герои Никулина, Вицина и Моргунова в фильме «Операция «Ы». Кстати, аналогичная, как в кино, машина есть в Жлобине – между прочим, одна на всю Гомельщину, – рассказывает рогачёвский охотник за чудо-техникой Александр Рабчаев. – На своём авто я частенько езжу на рабо-
ту – на аэродром «Миньков», где работаю сторожем. Для бездорожья это лучший вариант. Максимальная скорость машины – 65–70 километров в час. Тот случай, когда тише едешь – дальше будешь.


Уникальность мотоколяски СЗД не только в возрасте и ограниченности тиража (к тому же у нашего героя таких машин две).
– Во дворе дома на колодках в разобранном виде стоит зелёная мотоколяска, старшая «сестра» красной. Выпущена в 1986 году, – объясняет коллекционер.
Особенность этого железного детища Советского Союза заключается в необычной сборке. А создавалось оно по схеме «с миру по нитке».
– Специально для мотоколяски ничего не изобретали – взяли готовое и доработали. Так, двигатель у неё мотоциклетный от «ИЖ Планета», стартер с трактора «Беларусь», генератор жигулёвский, отопление как в «Запорожце», имеется дополнительный бензонасос, который используется на моторных лодках. Любую деталь машины можно без труда найти в другой технике – вот такая бессмертная старушка, – продолжает Александр Александрович. – Объём бензобака в СЗД составляет 18 литров – до Гомеля хватит доехать, если погода нежаркая: при высоких температурах расход топлива больше.
Мотоколяски из Серпухова – не единственные железные питомцы Александра Рабчаева. Видное место в его коллекции занимает мотоцикл ИЖ-49, который и положил начало любопытному увлечению.


– Этот мотоцикл принадлежал ещё моему деду Михаилу Григорьевичу. Помню, как в детстве только дед засыпал, мы с ребятами заводили ИЖ и катались. Потом получали нагоняй, – улыбается Александр Рабчаев. – Вообще интерес к технике у меня стал проявляться с малых лет. И дед, и отец неплохо разбирались в машинах. Видно, и мне передалось по наследству.
Свой первый личный автомобиль наш земляк приобрёл десять лет назад. Это ВАЗ-2108 «Спутник» 1984 года выпуска. Он тоже достиг того возраста, когда уже считается частью исторической коллекции.
– Если технике более 30 лет – это раритет, – убеждён знаток антикварных машин. И хотя исторического или «автомобильного» образования у Александра Рабчаева нет, это не мешает ему совершенствовать свои знания и уверенно чувствовать себя в мире старинной техники. Помогает ему в этом специальная литература: российский журнал «Мото», который он выписывает уже более 25 лет, давно стал источником идей нашего героя.
В копилке ретротехники рогачёвского коллекционера немало уникальных экземпляров, достойных отдельной статьи и даже целой выставки, организовать которую ему, кстати, уже предлагали. Но это не самоцель Александра Александровича. Он мыслит гораздо глубже.
– Было бы здорово найти единомышленников и провести в нашем районе мотосоревнования, как на аэродроме «Боровая». Чем наш хуже? – считает рогачёвский энтузиаст.
И это не единственная задумка Александра Рабчаева – ни в работе аэродрома, которому он посвятил почти 20 лет профессиональной жизни, ни в интересном хобби, где его ждёт ещё много открытий.
Из истории мотоколяски СЗД
Производилось это транспортное средство почти 30 лет – с 1970 по 1997 год. Для советских инвалидов оно было незаменимым средством передвижения: благодаря мотоколяске люди с повреждениями нижних конечностей могли вести полноценную жизнь и свободно перемещаться не только в городском потоке автомобилей, но и на грунтовых просёлочных дорогах. По сути, это был квадроцикл с прикреплённым кузовом. Конструкторы добились того, что ноги человека в мотоколяске могли полностью выпрямиться, а управлять движением можно было руками. Выдавалась машина СЗД бесплатно. Человек пользовался ею 2,5 года, затем выполнялся капитальный ремонт, причём тоже бесплатно. Обновлённая мотоколяска возвращалась инвалиду, и он мог ездить на ней ещё 2,5 года. Считалось, что через 5 лет моторесурс полностью вырабатываются, поэтому транспортное средство нужно было вернуть в органы социального обеспечения, после чего инвалиду выдавалась новая мотоколяска СЗД. Сегодня это транспортное средство занимает почётное место на любом показе ретроавтомобилей.






slova.by

Фото Виктория РОГОЖНИКОВА
Транспорт


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать