Издалека машина напоминает большую игрушку. Впрочем, и вблизи тоже. За рулём коренастого авто с трудом можно представить взрослого водителя. А вот худощавого человека невысокого роста – пожалуйста! Именно таким и оказался 49-летний хозяин красной двухместной мотоколяски.
– Эту машину я 15 лет назад перегнал из Гомеля от родственников. А вообще она была выпущена в 1991 году Серпуховским заводом двигателей, поэтому и называется СЗД. У меня уже заключительная модель этой марки. На похожей, только постарше, с брезентовым верхом, ездят герои Никулина, Вицина и Моргунова в фильме «Операция «Ы». Кстати, аналогичная, как в кино, машина есть в Жлобине – между прочим, одна на всю Гомельщину, – рассказывает рогачёвский охотник за чудо-техникой Александр Рабчаев. – На своём авто я частенько езжу на рабо-
ту – на аэродром «Миньков», где работаю сторожем. Для бездорожья это лучший вариант. Максимальная скорость машины – 65–70 километров в час. Тот случай, когда тише едешь – дальше будешь.
Уникальность мотоколяски СЗД не только в возрасте и ограниченности тиража (к тому же у нашего героя таких машин две).
– Во дворе дома на колодках в разобранном виде стоит зелёная мотоколяска, старшая «сестра» красной. Выпущена в 1986 году, – объясняет коллекционер.
Особенность этого железного детища Советского Союза заключается в необычной сборке. А создавалось оно по схеме «с миру по нитке».
– Специально для мотоколяски ничего не изобретали – взяли готовое и доработали. Так, двигатель у неё мотоциклетный от «ИЖ Планета», стартер с трактора «Беларусь», генератор жигулёвский, отопление как в «Запорожце», имеется дополнительный бензонасос, который используется на моторных лодках. Любую деталь машины можно без труда найти в другой технике – вот такая бессмертная старушка, – продолжает Александр Александрович. – Объём бензобака в СЗД составляет 18 литров – до Гомеля хватит доехать, если погода нежаркая: при высоких температурах расход топлива больше.
Мотоколяски из Серпухова – не единственные железные питомцы Александра Рабчаева. Видное место в его коллекции занимает мотоцикл ИЖ-49, который и положил начало любопытному увлечению.
– Этот мотоцикл принадлежал ещё моему деду Михаилу Григорьевичу. Помню, как в детстве только дед засыпал, мы с ребятами заводили ИЖ и катались. Потом получали нагоняй, – улыбается Александр Рабчаев. – Вообще интерес к технике у меня стал проявляться с малых лет. И дед, и отец неплохо разбирались в машинах. Видно, и мне передалось по наследству.
Свой первый личный автомобиль наш земляк приобрёл десять лет назад. Это ВАЗ-2108 «Спутник» 1984 года выпуска. Он тоже достиг того возраста, когда уже считается частью исторической коллекции.
– Если технике более 30 лет – это раритет, – убеждён знаток антикварных машин. И хотя исторического или «автомобильного» образования у Александра Рабчаева нет, это не мешает ему совершенствовать свои знания и уверенно чувствовать себя в мире старинной техники. Помогает ему в этом специальная литература: российский журнал «Мото», который он выписывает уже более 25 лет, давно стал источником идей нашего героя.
В копилке ретротехники рогачёвского коллекционера немало уникальных экземпляров, достойных отдельной статьи и даже целой выставки, организовать которую ему, кстати, уже предлагали. Но это не самоцель Александра Александровича. Он мыслит гораздо глубже.
– Было бы здорово найти единомышленников и провести в нашем районе мотосоревнования, как на аэродроме «Боровая». Чем наш хуже? – считает рогачёвский энтузиаст.
И это не единственная задумка Александра Рабчаева – ни в работе аэродрома, которому он посвятил почти 20 лет профессиональной жизни, ни в интересном хобби, где его ждёт ещё много открытий.
Из истории мотоколяски СЗД
Производилось это транспортное средство почти 30 лет – с 1970 по 1997 год. Для советских инвалидов оно было незаменимым средством передвижения: благодаря мотоколяске люди с повреждениями нижних конечностей могли вести полноценную жизнь и свободно перемещаться не только в городском потоке автомобилей, но и на грунтовых просёлочных дорогах. По сути, это был квадроцикл с прикреплённым кузовом. Конструкторы добились того, что ноги человека в мотоколяске могли полностью выпрямиться, а управлять движением можно было руками. Выдавалась машина СЗД бесплатно. Человек пользовался ею 2,5 года, затем выполнялся капитальный ремонт, причём тоже бесплатно. Обновлённая мотоколяска возвращалась инвалиду, и он мог ездить на ней ещё 2,5 года. Считалось, что через 5 лет моторесурс полностью вырабатываются, поэтому транспортное средство нужно было вернуть в органы социального обеспечения, после чего инвалиду выдавалась новая мотоколяска СЗД. Сегодня это транспортное средство занимает почётное место на любом показе ретроавтомобилей.