«Пристегните ремни, входим в зону турбулентности» — обычно при этом сообщении командира экипажа по всему салону самолета начинается тревожное шевеление, раздаются щелчки замков. А по проходу тем временем идет улыбающийся бортпроводник, проверяя, все ли выполнили просьбу. И страх сразу отпускает: если человек столь невозмутим, значит, никакой опасности нет. Чего же боятся сами бортпроводники и каким пассажирам они рады? Спросили у опытной сотрудницы «Белавиа» Екатерины Карваш, сообщает sb.by.
Мысль о небе
Вот уже 14 лет с небольшим перерывом на декретный отпуск жизнь Екатерины — это сплошные полеты.
— В детстве я, как и многие девочки, мечтала быть учителем, доктором, — вспоминает она. — Никто из родных не имел к авиации никакого отношения. Мама — педагог, папа — «батяня комбат». Он служил в Забайкальском военном округе, и в отпуск на малую родину в Беларусь мы добирались долгих семь дней на поезде. А однажды, когда мне было лет 10 — 11, возвращались на самолете. Как сейчас помню, Чита не приняла нас по погодным условиям, самолет отправили в Иркутск, мы кружили в ожидании посадки. Мне было очень плохо! Тогда я сказала родителям, что больше никогда и ни за что не буду летать.
Девушка оканчивала учебу в Международном гуманитарно-экономическом институте по специальности «международные отношения», раздумывая о будущем, когда в голову внезапно пришла мысль о небе, и отпустить ее Екатерина уже не смогла. Пройдя врачебную летно-экспертную комиссию, обязательную для летного состава, она принялась ловить информацию о кастинге. И все получилось с первой попытки.
— Я работаю по специальности, — уточняет смеясь Екатерина, — ведь ежедневно общаюсь с большим количеством людей, среди которых много иностранцев. С начала обучения поняла, что сделала правильный выбор. В нашей работе очень важно быть на своем месте, чтобы не случилось эмоционального выгорания. Это с виду все красиво и романтично, а на самом деле работа бортпроводника очень тяжелая. В авиации не может быть случайных людей.
Декрет — всего 9 месяцев
Все заботы и проблемы следует оставлять дома, убеждена Екатерина:
— Первые, кого видят пассажиры, поднимаясь на борт самолета, — это мы. Бортпроводники — лицо не только авиакомпании, но и страны. Оно не имеет права быть мрачным.
А еще профессия бортпроводника — это постоянная учеба, повышение квалификации с тестами и экзаменами, уточняет девушка:
— Регулярно мы проходим курсы подготовки на базе МЧС в Борисове. Тушим пожары, прыгаем в ледяную воду в бассейне, отрабатываем эвакуацию пассажиров на суше и в воде, действия при разгерметизации салона и других аварийных ситуациях. Пассажиры и не догадываются, что любой из нас может потушить пожар, разбить обшивку салона, угомонить дебошира.
При таком ритме жизни сложно стать идеальной хозяйкой, матерью, женой. С этим приходится мириться близким. Екатерина вышла из отпуска по уходу за ребенком, когда ее малышке было девять месяцев:
— Это сложно объяснить, но в небо действительно тянет. Когда не летаю, мне снятся сны о нем. Как только захожу в самолет, как рукой снимает и неважное самочувствие, и плохое настроение.
К слову, никто и никогда не видел бортпроводника в интересном положении. Это потому, что как только будущая мама узнает о грядущем статусе, ее сразу «списывают» на землю.
Бывает ли профессионалам страшно в самолете? Екатерина не задумывается:
— Скорее, сложно морально. Когда кому-то из пассажиров становится плохо. Мы, конечно, обучены оказывать первую медицинскую помощь и даже проводить реанимационные действия. Но все же мы не врачи. Однажды летели чартером в Анталию, у одной из пассажирок, как потом выяснилось, случился инсульт. По громкой связи попросили отозваться врача, но его на борту не оказалось. Мы делали все что могли. Самолет совершил промежуточную посадку, пассажирку отправили в больницу… Этот случай никак не забудется.
Бортпроводники очень признательны, когда пассажиры сообщают им на ушко об имеющихся проблемах со здоровьем или боязни летать. И еще один совет от опытного работника:
— Если нужно куда-то лететь, а у вас насморк, следует знать: заложенность носа усиливает давление на барабанные перепонки, может стать очень больно. То, что кажется пустяком на земле, в небе порой оборачивается ощутимой проблемой.
О различных ситуациях, которые в полете случаются нередко, Екатерина готова рассказывать долго, ведь каждый рейс — это маленькая жизнь:
— Из Туркменбаши летела мама с ребенком около двух лет. Весь полет малыш то жевал пирожок, то запивал его грудным молоком. Умилительная картинка — улыбала очень сильно.
Оставаться на высоте
Доводилось слышать, что пилоты не любят, когда пассажиры перед вылетом фотографируются на трапе, аплодируют при посадке. Екатерина развенчивает мифы:
— Единственное, нам не очень нравится, когда пассажиры, заходя в салон, снимают нас на видео. Приходится останавливать: правилами авиакомпании запрещено снимать бортпроводников без их согласия. Что касается аплодисментов во время приземления, то это традиция для пассажиров всего мира. А пилоты аплодисменты все равно не слышат…
Кстати, к самолету бортпроводники относятся как к живому другу, поэтому верный способ их обидеть — критически высказаться в адрес «ласточки».
— Приходите к нам в хорошем настроении. Не ссорьтесь с теми, кто рядом, будьте добрее друг к другу. Не нужно уносить из самолета инструкции, бортовое оборудование, пледы и подушки, клеить в карманы кресел жвачки — мы всегда дадим вам салфетку, — обращается к пассажирам Екатерина. — И не расстраивайтесь из-за задержек рейсов. Смотрите на жизнь философски: если вы куда-то не успели, значит, так должно быть. Что ни делается, все к лучшему.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Игорь Голуб, директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:
— Количество пассажиров, перевезенных авиатранспортом, выросло за январь — сентябрь на 11,9 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Зимой запланировано выполнение регулярных рейсов из Национального аэропорта Минск, аэропортов Гомеля и Бреста в 19 аэропортов десяти государств — России, стран Кавказского региона, Средней Азии и Ближнего Востока. С 16 декабря открывается первый рейс по маршруту Минск — Урумчи (Китай) — Минск. Увеличилась интенсивность полетов через Беларусь авиакомпаний других стран: Китая — в 10 раз, Казахстана — почти в 4 раза, ОАЭ — в 2 раза, Узбекистана и России — в 1,5 раза, Турции — практически в 1,3 раза. Возобновили полеты через белорусское воздушное пространство авиакомпании Азербайджана и Египта.
ФАКТЫ
Рейсы в Национальный аэропорт Минск выполняют 10 авиаперевозчиков. В числе наиболее популярных направлений — Москва, Санкт-Петербург, Дубай, Стамбул и Тбилиси.