Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


"Если появляется какая-то лазейка, машины пулей пролетают дальше". Репортаж "ГП" с белорусско-российской границы

5733 0 00:31 / 14.11.2014
Обувь, скот и 5 тонн парафина
“Селище” сейчас — это клон среднестатистического евросоюзовского пункта пропуска: нет границ, паспортного контроля, но при этом миграционная служба может остановить любой автобус или автомобиль для проверки документов у пассажиров. После того как белорусско-российская граница осталась лишь на картах местности, в пункт пропуска “Селище” частенько заглядывают всевозможные службы, в том числе и налоговики. Ведь вслед за упрощением процедуры перемещения между двумя странами появилась проблема: нелегальная перевозка товаров.
DSC_1313.jpg
— Самое интересное начинается после обеда или рано утром, — говорит заместитель начальника отдела оперативных и контрольных мероприятий инспекции МНС по Советскому району Гомеля Александр Демуков. — Многие как раз в это время возвращаются из Москвы. Встречаем автобусы, легковые автомобили, фуры. Если выявляем нарушение, сразу же составляем протокол, описываем и оцениваем перевозимый товар. Чтобы водитель не успел сообщить об этом своим напарникам или придумать какую-нибудь замысловатую легенду. В некоторых случаях сопровождаем нарушителей в Добрушский РОВД для более детального разбирательства.
Сегодня у Александра Демукова смена началась в 9 утра и закончится лишь в 9 вечера. Все это время он работает в компании сотрудников взвода охраны территории радиоактивного загрязнения. Ребята в форме “выдергивают” тот или иной автомобиль из потока, просят показать содержимое багажника. Затем в дело вступает сотрудник налоговой инспекции: проверяет накладные, смотрит, чтобы товар был легальным, со всеми полагающимися контрольными знаками.DSC_1369.jpgDSC_1332.jpg
Границы здесь нет, но некое подобие пункта пропуска существует. Некоторые водители, когда их останавливают сотрудники милиции, начинают возмущаться: мол, это еще не территория Беларуси, права не имеете. Приходится объяснять: “Извините, но вы уже 12 километров по белорусской территории проехали”. Или показывать карту для пущей убедительности.DSC_1347.JPG
Иногда по маневрам водителей можно заподозрить неладное: кто-то крадется, дабы не привлекать к себе внимание, а кто-то может за 200 метров резко развернуться и умчать в обратном направлении. Все это напоминает игру в кошки-мышки.
— Ночью сюда частенько подъезжают машины, водители которых подолгу наблюдают за нашей работой, — признался Александр Демуков. — Эти наводчики регулярно сообщают своим людям на российской территории, что здесь происходит. И если вдруг появляется какая-то лазейка, машины пулей пролетают дальше в Беларусь. Вы бы посмотрели вечером, какая вереница авто стоит со стороны России от нулевого километра! Огромное количество! И все будут выжидать момент для маневра. Но и мы в свою очередь можем легко поменять дислокацию. Еще 3 — 4 года назад они бы пробивались сюда по лесным дорогам, но сейчас никто не хочет убивать машину даже ради недешевого груза.
DSC_1274.jpg
В последнее время россияне активно стали покупать в Гомеле мебель, а белорусы все чаще едут в Клинцы за бытовой техникой. Еще за дешевой рыбой, конфетами, печеньем. Некоторые везут товар с того предприятия, где работают вахтовым методом. Берут часть зарплаты рыбой, кукурузными палочками и возвращаются на родину. Однако прослеживается общая тенденция, которую отметил и собеседник: белорусы едут за ценой, а россияне — за качеством.
Не так давно у предпринимателей появилась новая фишка: они нанимают перевозчиков, которые могут закупить товар в России и привезти в Беларусь под видом обычного физического лица. За эту услугу, естественно, полагается вознаграждение. Белорусы в подобные авантюры ввязываются все реже, поэтому приходится просить россиян. К слову, транспортировка товара без документов грозит конфискацией товара плюс большим штрафом.DSC_1285.jpg
Недавно здесь задержали партию корма для животных. Документов на товар у водителя не оказалось. Сказал, что везет его дяде-предпринимателю. Корм потянул на 175 миллионов рублей. Материалы направили в экономический суд Гомельской области. Через несколько дней, правда, документы каким-то образом нашлись, но суд все равно рассматривает подобные ситуации как “незаконную транспортировку”.
Затем было 350 пар резиновой обуви. Водитель фуры поначалу уверял, что везет это богатство для личных нужд, но вскоре понял абсурд ситуации и признался: “Для реализации!” Из нестандарт­ного Александр Демуков вспомнил партию крупного рогатого скота без документов и 5 тонн парафина. Еще 20 тонн по горячим следам удалось обнаружить под Минском.DSC_1306.jpg

В Россию за спиртом
Перед тем как появиться на полках магазина конфиската, товар проходит ряд необходимых экспертиз. Конечно, селедку в трехлитровых банках никто не станет выставлять на продажу: ее попросту утилизируют на свалке. Спирт поступит на переработку на гидролизный завод, а товар отличного качества могут даже отправить в Минск: так было, к примеру, с партией импортных телевизоров.
— Очень много проблем нам доставляет ларек по продаже спирта на российской территории, — сказал собеседник и указал рукой в ту сторону. — Женщина продает дешевый спирт. Сколько мы ни делали экспертиз, ниже 96,6 градуса я еще не видел. Если на руки налить, то запах, как у хорошего парфюма, будет держаться сутки-двое. Так вот, покупателей своих продавец там всегда предупреждает: мол, все излишки прячьте, на белорусской стороне сейчас налоговая работает.
Белорусы там частые гости накануне всевозможных застолий, будь то юбилей или похороны: “Помню, остановили машину, а из салона вышла беременная девушка, месяце на восьмом. Говорит, решила закупиться для большого торжества по случаю рождения ребенка. Из чего эта жидкость состоит, непонятно: мы ведь проводим экспертизу на содержание спирта, а не эфирных масел”.
Везли как-то азербайджанцы лук: “Остановили машину, открыли кузов, а лук стал подозрительно высыпаться. Оказалось, что за мешками было спрятано 13 тысяч бутылок водки. Но продукция была ужасного качества: даже в стандартных бутылках выглядела непрезентабельно. Этикетки приклеены косо, все протекает, а экспертиза показала, что в водке не хватает градусов. Всю партию признали непригодной к употреблению и отправили на Бобруйский гидролизный завод”.
В зябкую погоду дежурить здесь — занятие не из приятных. Место хорошо продувается с двух сторон: летом вполне комфортно, а вот зимой подмораживает. От дождя тоже спрятаться негде, поэтому для работы с документами в непогоду приходится перебираться в близлежащее кафе. Там можно выпить и чашку горячего чая. Ночью пункт пропуска практически не освещается, что доставляет вполне объяснимые неудобства в работе.
DSC_1362.jpg
DSC_1373.jpg
Действовать требуется оперативно. Сотрудник налоговой инспекции в случае необходимости может и ночью выехать на место. Также несложно проверить, является ли водитель физическим лицом или перевозит груз как индивидуальный предприниматель. Один звонок, несколько минут — и серфинг по базе данных даст ответ на этот вопрос.
Многие водители встречают проверку с улыбкой: просто потому, что далеко не первый раз проезжают через этот пункт пропуска и сотрудников милиции, налогового инспектора знают чуть ли не по именам. В любом автобусе, который будет идти вечером, скажут: “А мы вас знаем!” Хотя случаи бывают разные. Вот мужчина вышел из легкового авто и начал возмущаться, почему тормознули его, а не микроавтобус, ехавший впереди.
— Остановили как-то рейсовый автобус и начали осматривать багаж, — вспомнил Александр Демуков. — Нашли коробку с товаром, не промаркированным акцизными знаками. “Чье?” — спрашиваем. Молчание. Из пассажиров никто не признался, водитель уверял, что не в курсе. Направили коробку в суд, но за ней потом никто, естественно, не явился. А под Новый год выгрузили технику на 900 миллионов рублей. Когда спросили, чье это, мужчина, уходя от ответственности, сказал: “Не мое! По ошибке загрузили”. Ну раз не ваше, значит, арестовываем.
DSC_1327.jpg
Иногда, если человек перевозит, к примеру, партию обуви, есть смысл проверить на вес несколько коробок: туда могут запихнуть мобильники и другие дорогостоящие гаджеты. Часто налоговому инспектору приходится слышать фразу “А я не знал!”.
— Ну, извините, нужно было заранее выяснять все правила перевозки товаров, — разъяснил Александр Демуков. — Вы же, когда на Украину едете, по нескольку раз уточняете, что можно перевозить, а что нет. А я не могу каждый раз проводить политинформацию на эту тему. В процессе оформления материалов скажу, каких документов у вас нет и чем это чревато. А на руки выдам протокол, где все написано. Может быть, жестковато, но по-другому нельзя…


Фото автора
ЧП и криминал
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg