Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


“Так жаль, они были моими друзьями…”

1689 0 23:15 / 24.01.2008
Рецидивист, в течение трех недель убивший в Рогачеве троих человек, приговорен к исключительной мере наказания — смертной казни.
Утром 5 февраля прошлого года к Сергею и Ольге Герасимовым (фамилии потерпевших по этическим соображениям изменены) зашла соседка и сказала, что из квартиры, в которой живет отец Сергея, слышен очень неприятный запах. Ольга взяла ключи, и встревоженные женщины пошли выяснять, что же случилось. Оказавшись в квартире, они включили свет в спальне и увидели Михаила Константиновича лежащим на диване и укрытым почему-то с головой. Отвернув одеяло, женщины ахнули: голова мужчины была вся в крови.
У Ольги не осталось сомнений — тесть мертв. В то же мгновение она услышала из ванной звук льющейся воды. Заглянув туда, женщина испытала очередной шок: как ни в чем не бывало, водные процедуры принимал незнакомый мужчина, все тело которого было синим от наколок. Ольга крикнула соседке: “Вызывайте милицию!” и, выбежав из квартиры, закрыла дверь на замок, а сама помчалась за мужем.
Прибывшие сотрудники милиции в квартире убитого Герасимова задержали 55-летнего Виктора Тихих, у него был обнаружен нож, бельевая веревка, ключи от квартиры и ампула с каким-то химическим веществом (как позже рассказывал убийца, он якобы пытался покончить с собой). На столе лежал аккуратно вымытый молоток. Однако, несмотря на, казалось бы, очевидность произошедшего, Тихих наотрез отказывался от своей причастности к убийству, он, дескать, вообще не знал о том, что хозяин квартиры, у которого он находился в гостях, мертв.
Но слова гостя с богатым криминальным прошлым у следственно-оперативной группы вызывали огромные сомнения. Виктор Тихих, несмотря на свою достаточно мирную фамилию, уже давно был признан особо опасным рецидивистом. Будучи девять раз судимым за совершение различных преступлений, в том числе и тяжких, он большую часть своей сознательной жизни провел в заключении. Вышел на свободу после очередной отсидки Тихих буквально три недели тому назад. Поэтому и поверить в то, что отъявленный рецидивист непричастен к убийству человека, в квартире которого он был обнаружен, оперативники не могли. Очень скоро и сам Тихих во всем признался.
С Михаилом Герасимовым он познакомился возле магазина. Тот, не так давно вернувшийся из ЛТП, жил один. Первые стаканы “за знакомство” опустошили еще возле торговой точки, а затем Михаил Константинович пригласил своего нового приятеля к себе домой переночевать. Но Тихих выпроводить из квартиры оказалось не так-то и просто, он решил обосноваться у Герасимова надолго. Ссоры начались сразу же и выматывали как хозяина квартиры, так и его загостившегося приятеля. В конце концов Тихих решил от надоедливого Михаила Константиновича избавиться. Тем более, как выяснится позже, опыт решения проблем с помощью нескольких ударов молотка у него уже был. Момент приближения своего конца Герасимов, похоже, и не почувствовал, так как спал глубоким сном. Тихих же наносил удар за ударом молотком по голове, пока не убедился, что тот мертв. А после накрыл окровавленное тело одеялом и заснул…
Виктор Тихих уже больше двух недель находился в следственном изоляторе, когда из мест лишения свободы вышел Сергей Мотыльков. Он сразу же отправился к матери, однако дверь никто не открыл. Мужчина переночевал у знакомых, а на следующий день снова пришел домой, но и на этот раз из квартиры не послышалось ни звука. Присмотревшись внимательно, Сергей заметил, что на двери очень много паутины, и понял, что ее очень давно не открывали. Решение выломать дверь пришло мгновенно, и через минуту Мотыльков уже стоял перед безжизненными телами матери и ее родного брата. Прибывшие в составе оперативно-следственной группы эксперты помимо того, что трупы пролежали в квартире больше месяца, определили и причину смерти мужчины и женщины: многочисленные удары молотком по голове. Почерк этого убийства был схож с тем, как находящийся под стражей Тихих расправился со своей жертвой.
Вначале Виктор все отрицал, хотя и признавал, что убитых брата и сестру Мотыльковых знал, но никогда якобы в их квартире не был. Очень скоро розыском был установлен свидетель, который видел Тихих у убитых дома. Да и в квартире был обнаружен обгоревший клочок бумаги — справки об освобождении из СИЗО, где Виктор и отбывал свое последнее наказание. Так что отпираться было бессмысленно, и он все рассказал.
12 января, освободившись после отбытия очередного наказания, он вернулся в Рогачев, где до этого жил. Первым делом он направился к своей бывшей сожительнице, которая, как он считал, и упекла его за решетку. Тихих был осужден за то, что угрожал ее убить. Женщина знала дату освобождения своего бывшего сожителя и понимала, что на этот раз он ее не пожалеет. Она попросила у знакомых защиты, и когда Виктор позвонил в дверь, была во всеоружии и дверь не открыла, не отвечала и на телефонные звонки.
Поняв, что от сожительницы ничего не добиться, а Тихих интересовали исключительно деньги, он пошел к Мотыльковым, которых знал еще до отсидки. Как освободившему из мест лишения свободы, ему была положена выплата так называемых “подъемных”. На 24 тысячи рублей, полученных в райисполкоме, был накрыт стол. Пьянка затянулась до глубокой ночи, хозяйка квартиры предложила Тихих остаться переночевать, но ее брат с таким вариантом продолжения застолья был категорически не согласен и попросил гостя убраться. Дальнейшее случилось в считанные минуты. Сначала Тихих с помощью молотка расправился с мужчиной, а затем с женщиной, и спокойно лег спать. Позже он признается, что ему было очень жаль своих жертв, ведь они были хорошими людьми, практически его друзьями.
Утром убийца вымыл молоток, сжег на кухне справку об освобождении и ушел. Спустя 17 дней он с такой же легкостью расправится с очередной жертвой.
В ходе следствия прокуратурой было направлено представление начальнику РОВД Рогачевского райисполкома, в котором указывалось на то, что никакого профилактического надзора за освободившимся особо опасным рецидивистом со стороны милиции не осуществлялось. Тихих проживал у разных граждан, на работу не устраивался, пил, что не могло не привести к очередной трагедии. Да и его задержание стало возможным лишь благодаря бдительности граждан.
Судебная коллегия по уголовным делам областного суда, тщательно исследовав все собранные доказательства, признала Виктора Тихих виновным в убийстве трех человек. По заключению судебно-психиатрической экспертизы, мужчина никаким психическим заболеванием, слабо-умием или временным расстройством психики не страдал, в момент совершения преступлений был абсолютно вменяем. Суд пришел к выводу, что Тихих не может быть исправлен и перевоспитан даже в условиях длительного содержания в местах лишения свободы, и вынес приговор: назначить исключительную меру наказания. Приговор пока не приведен в исполнение — у Тихих, как и у всех “смертников”, есть право на прошение о помиловании.

На семейном фронте без перемен
50 процентов убийств совершаются на бытовой почве, подавляющее большинство из них — в условиях очевидности. Сотрудникам милиции сразу известно, кто совершил преступление, а также почему. Убийству предшествуют длительные конфликты, обычно хорошо известные окружающим, которые остаются безразличными к внутренним проблемам чужой семьи. Мол, милые бранятся — только тешатся. В роли жертвы и злодея часто выступают самые близкие люди, кровные родственники. Причины скандалов различны: от нехватки денег до жилищных проблем, а зачастую встречаются сразу несколько факторов. Всем известно, к примеру, что значительная часть бывших супругов проживает вместе в той же квартире, что и до развода. И рады бы разъехаться, да материальное положение не позволяет. Печаль из-за распавшегося брака топят в вине. Достаточно малейшего повода, чтобы на общей кухне разгорелся скандал, а через несколько дней — следующий. Постепенно страсти накаляются до предела, и случается беда. Это лишь один из наиболее распространенных сценариев семейных драм, а их множество.
В начале июня в деревне Малые Автюки Калинковичского района 47-летний хозяин дома устроил скандал. Наряд милиции был вынужден изолировать дебошира до его протрезвления. Мужчина пришел в себя и был отпущен восвояси. Домой он вернулся ранним утром и вновь устроил разборки с женой и тещей. Топор в руках разбушевавшегося главы семьи стал весомым аргументом. 72-летняя пенсионерка и ее дочь с многочисленными ранениями были доставлены в больницу, где через некоторое время пожилая женщина умерла. Сам же скандалист решил покончить жизнь самоубийством, но попытка суицида закончилась неудачей.
Кто сталкивается лицом к лицу с семейными скандалами, известно давно — участковый инспектор милиции, к которому не сразу, но рано или поздно приходят пострадавшие. Нередко вместо родителей тревогу бьют дети. По словам заместителя начальника управления профилактики УВД облисполкома Анатолия Васильева, участковые делают все возможное по привлечению к административной ответственности скандалистов. Однако статистика не радует: в этом году уже зафиксировано около 10000 бытовых конфликтов и разборок.

А трагедий могло не случиться
Каждый раз писать об убийстве, будь то краткое сообщение из оперативной сводки или рассказ о преступлении после вынесенного судом приговора, непросто. Потому что за каждым таким жутким фактом стоит не только оборванная жизнь человека, но и судьбы его близких людей. Нелегко оттого, что, описывая обстоятельства совершения убийства, заставляешь себя абстрагироваться, не принимать все близко к сердцу (иначе и до психологического срыва недалеко). Правда, получается это слабо. Невозможно справиться с горечью оттого, что практически в каждом случае убийства трагедии могло бы и не быть. Если бы не случилось роковое знакомство, если бы жертва не сказала каких-то резких слов, если бы не было выпито несколько лишних рюмок водки, и еще много-много других “если”.
Именно такой, роковой, стала встреча двух молодых девушек из Буда-Кошелевского района с жителем деревни Красное в июне прошлого года. Подруги приехали в Гомель, чтобы отдохнуть и прогуляться, ночью они оказались на объездной дороге недалеко от Красного. Здесь их и встретил Ш., он также отдыхал весь день и был изрядно пьян. Молодой человек, которого дома ждали жена и дочь, попытался познакомиться с девушками, однако те постарались его “отшить”. В адрес друг друга посыпались оскорбления. Когда же словесные аргументы закончились, Ш. достал из брюк рыбацкий нож, который частенько носил с собой, и ударил им сначала одну подругу, затем другую. Незачем подробно описывать, с какой яростью убийца за считанные минуты лишил жизни двоих человек, а точнее, сам того не зная, троих: одна из девушек носила под сердцем ребенка. Трупы Ш. оттащил в лес и забросал ветками.
Нужно отдать должное профессионализму сотрудников уголовного розыска и прокуратуры, которые смогли, после случайного обнаружения тел погибших, в течение суток установить убийцу. В настоящее время Ш. осужден и приговорен к пожизненному заключению.
В текущем году на территории области наблюдается резкий рост убийств, их уже зарегистрировано более ста (для сравнения: за весь 2005 год — 167). Половина их совершена в Гомеле и крупных районных центрах, остальные — в сельской местности.
— Анализ социальных характеристик лиц, совершивших убийства в последние годы, показывает, что большинство преступников нигде не работали и не учились, — рассказывает начальник отдела по надзору за расследованием уголовных дел в органах прокуратуры прокуратуры области Анатолий Кондак. — К каждому третьему убийству причастны граждане, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности. Причем причины рецидивной преступности очевидны: недостатки в деятельности правоохранительных органов при назначении и исполнении наказания, проблемы социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Вместе с тем с каждым годом растет процент раскрываемости тяжких преступлений, в настоящее время не раскрытым остается одно убийство. И это один из самых лучших показателей в республике. Благодаря тесному сотрудничеству сотрудников уголовного розыска и прокуратуры, сокращению сроков проведения судебно-медицинских экспертиз, что помогает оперативно установить обстоятельства совершения преступлений, удалось добиться такого результата. Так что принцип неотвратимости наказания за самые тяжкие преступления на Гомельщине налицо. Однако эффекта в виде снижения количества убийств он пока, к сожалению, не дает.
Особую озабоченность вызывают убийства, совершаемые на бытовой почве. Значительная часть таких преступлений могла быть предупреждена, если бы лица, их совершившие, своевременно были привлечены к ответственности за прошлые противоправные поступки и попали в поле профилактического воздействия правоохранительных органов.
Однако усилий одних лишь сотрудников милиции все же недостаточно. Серьезную помощь в этом вопросе могут и должны оказывать местные органы власти, сельские Советы, трудовые коллективы. Ведь текучесть кадров в службе участковых инспекторов милиции пока остается высокой, вопрос закрепления сельских “шерифов” на обслуживаемом участке путем выделения жилья еще решается. В то же время в сельских Советах работают люди, которые очень хорошо знают каждого местного жителя, каждую неблагополучную семью, каждую хату, в которой торгуют самогоном, каждого спившегося и опустившегося человека. В их силах бить тревогу. Необходима также и активная гражданская позиция рядовых граждан, неравнодушных людей.

Смерть на дне бутылки
Владимир Ким, начальник отдела по раскрытию преступлений против личности управления уголовного розыска УВД облисполкома, убежден: виной всему повальное пьянство. “Большинство убийств совершается именно на этой почве, — рассказывает Владимир Антонович. — В момент совершения преступлений в алкогольном опьянении находятся либо жертва, либо убийца, а чаще — и тот, и другой. Это очень серьезная социальная проблема. Рядом с ней стоит незанятость населения, отсутствие интересного организованного досуга”.
Пока же меры по профилактике пьянства, при всем их многообразии, дают слабые результаты. Хронических алкоголиков по решению суда отправляют на принудительное лечение в лечебно-трудовой профилакторий. В настоящее время таким образом изолировано около 250 мужчин и около сорока женщин. Но специальные заведения не могут быть панацеей от алкоголизма. Не случайно лечение в условиях ЛТП не всегда достигает своей цели: покидая стены профилактория, бывшие пациенты снова тянутся к бутылке.
В целях профилактики бытовой преступности чаще проводятся выездные судебные заседания по изоляции в ЛТП закоренелых пьяниц, особенно в сельской местности. Правоохранительные органы надеются, что прилюдное порицание послужит уроком для других односельчан, которые находятся в одном шаге от скамьи подсудимых.
Большая надежда возлагается на принятое облисполкомом решение о запрете продажи спиртных напитков в ночное время. Прежде возле круглосуточных магазинов часто совершались преступления, происходили драки, завязывались пьяные знакомства, которые позже трагически завершались. И статистика уже доказывает, что количество таких уличных преступлений сократилось. К тому же, запретив доступ к спиртному в ночное время, падкие на алкоголь люди лишены возможности круглосуточного употребления дешевого “допинга”, так легко дурманящего слабые рассудком головы.
Елена АЛЕНЧЕНКО
ЧП и криминал
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg