Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


В благополучном обществе нет предпосылок для разгула преступности

1218 0 23:15 / 24.01.2008
Какие факторы влияют на безопасность каждого из нас, на уровень преступности и криминальную обстановку? Какие шаги предпринимаются сегодня и запланированы на будущее, дабы и впредь обеспечивать соблюдение прав и свобод граждан?
Об этом и многом другом разговор с компетентным собеседником — начальником управления по координации деятельности административных органов и военно-мобилизационной работе облисполкома Григорием Фомичом ИВОНЧИКОМ.
— На криминальную обстановку влияет очень много факторов, поэтому ее оценка однозначной быть не может. Огромную роль в безопасности наших граждан, соблюдении их прав и свобод играет решение социально-экономических вопросов. Это и занятость населения, и улучшение материального положения, и регулярная выплата заработной платы, и организация досуга молодежи. Согласитесь, если у человека хорошие отношения в семье, если он регулярно получает зарплату, размер которой позволяет удовлетворить его потребительские нужды, то у него и нет необходимости кого-нибудь ограбить. В благополучном обществе не возникают предпосылки для разгула преступности.
По этим выше названным мною параметрам Гомельская область имеет значительные подвижки, поэтому и закономерно, что в нынешнем году отмечается снижение уровня преступности. Несмотря на то что на сегодняшний день зарегистрировано свыше 21 тысячи преступлений, анализ их структуры показывает, что сокращается количество тяжких и особо тяжких. Органы внутренних дел контролируют обстановку. Однако уповать только на работу людей в милицейских погонах неправильно. В этом процессе должны быть задействованы все: от общественных институтов и органов власти до простых граждан. Сегодня на уровне облисполкома уделяется много внимания тому, чтобы и морально, и материально помочь всему правоохранительному блоку, чтобы деятельность по противодействию преступности была максимально эффективной. Губернатор поддерживает органы внутренних дел во всех начинаниях, потому что наш регион имеет хорошие показатели социально-экономического развития, а различного рода негативные моменты, в том числе и проблемы в обеспечении общественной безопасности, не красят область. Сегодня вся милиция общественной безопасности финансируется из областного бюджета, много внимания уделяется таким подразделениям, как служба участковых инспекторов.
— Одна из проблем в этой службе достаточно серьезная — кадровая. Как ее планируется решать?
— На недавнем заседании облисполкома утверждена программа, отдельный раздел которой посвящен именно участковым инспекторам милиции. Необходимо укрепить кадровый потенциал этой службы, участковый должен быть не только высокопрофессиональным, грамотным сотрудником милиции, но и иметь подходы к работе с населением. Один из важных моментов: он должен проживать на территории своего участка, а в идеале — там родиться и вырасти, чтобы очень хорошо знать местных жителей, их характеры, особенности семейно-бытовых отношений. Задача государства — его выучить, а местной власти — предоставить современное жилье и создать нормальные условия для работы.
— Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Получается, что у участковых не будет возможности для профессионального роста?
— Эту возможность у них никто не отнимает. Наоборот, только начиная с низов, с работы на участке, возможно познать всю кухню профилактической работы. Думаю, в силах Министерства внутренних дел Республики Беларусь выстроить такую систему, которая позволит сотруднику милиции, служащему честно и добросовестно, обеспечить профессиональный рост.
— В настоящее время идет процесс активного возрождения добровольных дружин. Какую же действенную помощь могут оказать эти общественные формирования?
— Да, и правительство, и Президент Беларуси ставят задачу возрождения добровольных дружин, но в новом качестве. Исполкомы провели огромную работу по их созданию, в области зарегистрировано более 850 таких формирований. В то же время уже звучат мнения, что к работе охраны общественного порядка не стоит привлекать население, дескать, это задача милиции. Я тоже сторонник того, что не нужно сотруднику милиции вместе с десятком дружинников дружным строем ходить по улицам. Отделы внутренних дел в каждом конкретном случае должны определять, на каком объекте помощь общественного помощника окажется наиболее эффективной, должны организовать работу так, чтобы от дружин была полноценная отдача.
Есть другие формы профилактики преступности, в которых также могут быть задействованы простые граждане и даже пенсионеры. Проблема для всей области — кражи (в том числе квартирные), которые в структуре преступности занимают более 60 процентов. Что стоит активно поработать с пожилыми людьми тем же ЖЭСам? Ведь бабушки, которые проводят значительное время на скамейках у подъездов, замечают всех, кто заходит в подъезд, кто выходит, на какой машине подъезжает. Информационная связь с ними даст очень хороший эффект.
— В первом полугодии текущего года произошел рост убийств, особенно на семейно-бытовой почве. Подавляющее большинство из них совершаются, когда в состоянии алкогольного опьянения находится либо убийца, либо жертва, а то и оба. Очевидно, что меры, принимаемые в области по борьбе с пьянством, недостаточно эффективны. В чем же выход?
— Должен быть комплекс согласованных мероприятий. Запретительными мерами мы, конечно же, многого не добьемся. Хотя запрет на торговлю спиртным в ночное время дал результат. Возможностей пить круглые сутки у людей, зависимых от алкоголя и способных в этом состоянии совершить преступление, резко поубавилось. А нормальный человек, который ждет гостей на день рождения, всегда позаботится о праздничном столе заранее. В то же время считаю, что в борьбе с самогоноварением органы внутренних дел не дорабатывают. Для сравнения: в Брестской и Гродненской областях, которые по количеству населения гораздо малочисленнее нашей, выявляется до восьми тысяч фактов в год, на Гомельщине же — всего около четырех тысяч.
У нас сегодня практически стопроцентная раскрываемость тяжких преступлений, и убийств в том числе. В этом направлении к милиции упреков нет, но есть огромный вопрос по профилактике. Преступление на бытовой почве (особенно в сельской местности), как правило, происходит на глазах у многих: соседей, председателя сельского Совета, участкового и общественности. Все прекрасно знают особенности неблагополучной семьи, в которой постоянно происходят скандалы, но не бьют тревогу, предпочитая не вмешиваться в “чужое дело”. Увы, общественность к этой проблеме пока остается глуха.
— Может быть, сельским Советам нужно быть более активными?
— При сельсоветах, и это заложено в принятой облисполкомом программе, должны круглосуточно функционировать пункты охраны общественного порядка, комиссия по борьбе с пьянством. Однако Советы при своей минимальной численности перегружены другой работой и поручениями, так что на решение вопросов профилактики у них банально не хватает ни времени, ни сил. Думаю, что ситуация все же изменится, так как программой предусмотрено создание в каждом агрогородке опорного пункта милиции, а у каждого участкового милиционера должен появиться помощник.
— Перешли ли медвытрезвители на полную самоокупаемость?
— Действительно, такое поручение было дано Президентом около двух лет тому назад. Для того чтобы этого достичь, нужно было вложить деньги. Для медвытрезвителей области мы закупили десять автомобилей, потребовали привести эти учреждения в нормальный современный вид. Ведь если посетители, попадающие в вы-трезвители по различным причинам, за свое пребывание должны платить по две базовые величины, то они имеют право на нормальные уход и условия. Были поставлены четкие требования по численности аппарата этих учреждений, по повышению культурного уровня сотрудников, а также по взысканию оплаты за услуги. Прошел год, и мы видим, что находимся на правильном пути. В 2004 году затраты медвытрезвителей области составили около одного миллиарда 290 миллионов рублей, половина этой суммы была потеряна из-за недостаточной взыскаемости. В прошлом же году учреждения вышли на рентабельность 87 процентов.
— Не произошло ли это за счет помещения в вытрезвители тех людей, которых, по большому счету, можно было туда и не доставлять?
— Не исключаю какой-то, причем минимальный, процент подобных ситуаций. Однако в 99,9 процента случаев помещение граждан в вы-трезвитель — это правильный шаг, когда государство в лице работников милиции берет на себя ответственность за сохранность жизни человека, который самостоятельно о себе позаботиться не может. Сколько людей таким образом спасены от замерзания на улице, от преступных посягательств грабителей. Пока, к сожалению, без этих учреждений обойтись нельзя.
— В последние годы в нашей области пресечена деятельность нескольких крупных организованных преступных групп. Известно, что “свято место пусто не бывает”, не придут ли на смену одним группировкам другие?
— Давайте вспомним 90-е годы прошлого столетия. Хаос в экономике, разброд в умах, протекционизм в решении любых вопросов сыграли свою определенную роль, позволили создать почву для буйного расцвета преступности. Сегодня белорусское общество находится на совершенно другом уровне развития, существуют иные подходы и требования органов прокуратуры в вопросах проведения следствия, дознания, нынче абсолютно другая обстановка в стране. На Гомельщине нет явных предпосылок для деятельности бандитских группировок, тем более в таком масштабе, как это было. Тем не менее, все мы знаем, что преступность многонациональна, не знает границ, что преступный мир сегодня изучает законодательство, стараясь под него подстраиваться, ищет новые виды обмана и наживы. Так, совершаются преступления в банковской системе, в сфере высоких технологий. Однако среди сотрудников органов внутренних дел есть немало профессионалов, способных разоблачить самых изощренных злоумышленников.
— Какие условия необходимы для того, чтобы искоренить взяточничество и коррупцию? Или это порочное, пожалуй, для любого государства явление непобедимо?
— Я считаю, что многое зависит от культуры человека и условий, в которые он попадает. Значительная часть руководителей совершает должностные преступления в силу своей юридической безграмотности. Иногда необходимость упрощенного решения вопросов, желание добиться результата легким путем толкают одних людей на дачу взятки, а других — на соблазн ее принять. Возможно, иногда этому способствует несовершенство законодательства. Ведь если человеку за решением какого-то вопроса приходится обходить 10 — 15 кабинетов, а вопрос в итоге повисает в воздухе, то он готов идти на все, порой и на нарушение закона.
В июле текущего года Президент Беларуси подписал Закон “О борьбе с коррупцией”. Его реализация — уже значительный шаг к искоренению этого явления. Законом расширен перечень граждан, которые в своей деятельности могут допустить коррупционные правонарушения, определены составы правонарушений, создающих условия для коррупции. Так что со вступлением в силу закона борьба с этим порочным явлением должна стать более системной, настойчивой и целенаправленной.
Елена АЛЕНЧЕНКО

ЧП и криминал
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg