Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Бойся риелторов, лишающих крова

1261 0 12:00 / 01.03.2008
Призрачный домик в деревне
Еще в начале прошлого века литературный классик утверждал, что жилищный вопрос испортил граждан. А уже в наше время, после того как в стране началась приватизация и квартиры стали переходить в собственность граждан, рынок жилья оказался особенно привлекательным для разного рода махинаторов. Больше года — с сентября 2005-го по ноябрь 2006-го — в Мозыре небезуспешно работала группа “черных” маклеров. Не имея лицензии, они оказывали гражданам услуги на рынке недвижимости. Жертвами становились как благополучные, так и малоимущие люди, имеющие задолженности по оплате квартиры. Одним маклеры просто помогали совершить и оформить сделку, получая на этом неплохой гонорар. Другие клиенты оказывались менее везучими. Обещая людям погасить все их долги по квартплате и еще выплатить дополнительно крупную сумму в качестве компенсации за неравноценный обмен, их, в лучшем случае, переселяли на ПМЖ в деревню, в худшем — они оставались без жилья и без денег, а их благоустроенные квартиры продавались другим клиентам.
Одной из первых жертв “черных” маклеров оказался некий гражданин Абибок, проживавший в доме № 182 по улице Интернациональной. Человек пьющий, нигде не работающий, он задолжал почти два миллиона рублей квартплаты. Иногда ему помогала сердобольная соседка: то поесть даст, то денег одолжит. После она же и предложила: “Зачем ждать, когда у тебя квартиру отберут за неуплату. Лучше продай ее и купи недорого домик в деревне. Еще и деньги на жизнь останутся. Дело, конечно, хлопотное, но я знаю парней, которые все за тебя сделают сами”. Вскоре состоялось и знакомство с деловыми ребятами, пообещавшими, что у мужчины будет собственный домик в деревне Добрынь Ельского района (почему-то именно в этой деревне чаще всего предлагалось жилье незадачливым клиентам, согласившимся сменить городскую прописку на сельскую).
Когда от такой перспективы у клиента ум за разум заходил, и он пытался привести мысли в порядок рюмкой-другой водки, ребята-риелторы, словно няньки, вежливо, но настойчиво уговаривали его потерпеть. Чтобы сохранял товарный вид при посещении различных учреждений и твердость руки при подписании документов. Они, как и обещали, быстро оформили необходимые документы, а потом и сделку купли-продажи. Но в итоге клиент остался без дома и без денег.
Бизнес лже-риелторов процветал до тех пор, пока ими вплотную не заинтересовались сотрудники Мозырского отдела управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля. Поводом для проверки послужила оперативная информация о незаконной деятельности группы лиц, не один месяц, а возможно, и не один год оказывавшей населению риелторские услуги. Для многих мозырян эти услуги оказались медвежьими, а их последствия — печальными. По результатам проверки были возбуждены уголовные дела, после объединенные в одно и переданные для дальнейшего расследования в прокуратуру. Фигуранты дела — жители Мозыря — И. Столяренко, В. Дамбовский и В. Отчик. Первые двое прежде вполне легально работали в агентстве недвижимости. Дамбовский даже был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель в этой сфере и ранее уже был судим за незаконное предпринимательство.
Первый серьезный шаг в борьбе за чистоту риелторских рядов в нашей стране был сделан в январе 2005 года, когда вступил в силу Указ Президента № 15 “О риелторской деятельности в Республике Беларусь”. Помимо обязательного лицензирования этого вида деятельности, заниматься ею могли только юридические лица. Более прозрачные условия для работы на рынке недвижимости партнеры посчитали для себя невыгодными и предпочли уйти в тень, “на вольные хлеба”. Рассудили, что с их опытом и связями в нужных учреждениях они не пропадут.

Ваш шанс стать обманутым
Сегодня спрос на жилье, равно как и предложение, немалый, и этим пользуются риелторы. В чем заключается их работа? Найти недвижимость, свести продавца и потенциального покупателя, оформить сделку купли-продажи на основе закона и получить полагающийся гонорар. Это в идеале. На практике бывает по-другому.
В городах, к сожалению, достаточно пьяниц и опустившихся на дно жизни людей, имеющих благоустроенное жилье. Вот эти клиенты и вызывают повышенный интерес “черных” риелторов. Правдами и неправдами они добывают нужные адреса. Нередко для этого и усилий особых прилагать не требуется. Три товарища нужную им информацию черпали из местной рекламной газеты и сами помещали в ней объявления. Одно время фамилии жильцов — злостных неплательщиков коммунальных платежей — печатались на счетах: может, стыдно станет. Но тем это было как с гуся вода, а риелторам — прямая наводка на потенциальных клиентов.
Иногда диалоги партнеров проходили под бульканье водки и при заверениях в уважении. Но бывало, что в ход шли и угрозы, чтобы сделать жертву более сговорчивой. Так было с потерпевшим Агальцом, тоже задолжавшим немалую сумму квартплаты. И его крепко взяли в оборот риелторы. Узнав из объявления в газете, что тот хочет поменять свою трехкомнатную квартиру на двухкомнатную, наведывались несколько раз, настойчиво предлагали обменять квартиру на дом в деревне Слобода Мозырского района, а вдобавок еще и доплату — десять тысяч долларов. Дом, хотя и недостроенный, будущему хозяину понравился. Имелись при нем баня и теплица. “Пусть тебя не смущают недоделки, — успокаивали его. — Не волнуйся, к моменту переезда устраним их”. В какой-то момент Агалец засомневался и забрал из исполкома уже поданные на обмен документы, но подействовала угроза: “Не согласен на обмен по-хорошему, отберем квартиру!” Наконец все формальности остались позади. Помощники честь по чести доставили семейство с вещами на новое место жительства. И тут глазам новоселов открылась совсем иная картина. От бани остался один фундамент, а теплица и вовсе исчезла. На вопрос нового хозяина, куда, мол, все подевалось, было отвечено, что это ему не принадлежит. Пришлось распрощаться и с надеждой получить обещанные десять тысяч долларов доплаты, не говоря уже о том, что жить семейство осталось в недостроенном доме. Городскую квартиру Агальца сын Столяренко вскоре приватизировал и продал за 25600 долларов.
Попался на удочку мошенников и А. Петрович, продав с их помощью свою “малосемейку”, чтобы потом улучшить жилищные условия. Оставалось только оформить у нотариуса покупку квартиры площадью побольше. Будущий владелец уже завершал ремонт в ней, когда на пороге в изумлении появился настоящий хозяин, который и не собирался продавать квартиру. Лишь после того, как обманутый Петрович пригрозил, что обратится в милицию, 16300 долларов за проданную малосемейку ему были возвращены. А вот потраченных на ремонт денег никто не вернул.
Во всех случаях махинаторы создавали видимость легитимности сделки, убеждали клиентов, что работают исключительно в рамках закона. Каждую сделку планировали тщательно, чтобы запутать ее следы, оформ­ляли доверенности на других участ­ников преступной группировки, нередко представляли клиентов как своих родственников. Впрочем, случалось, что и настоящие родственники становились их жертвами. В одном из множества эпизодов преступной деятельности группировки пострадавшей оказалась двоюродная сестра Отчика. Приняв решение продать дом, она наивно надеялась, что с этой непростой задачей, а заодно и с множеством бюрократических заморочек ей поможет справиться родственник. Однако родственных чувств у того, похоже, и в помине не осталось. И не только к двоюродной сестре. Отчик отбывал уголовное наказание как злостный неплательщик алиментов. При его-то заработках! Что же касается сестринского дома, то он давно был продан, а его бывшей хозяйке все обещали вернуть причитавшийся 21 миллион рублей. Когда деятельностью группировки подробно заинтересовались правоохранительные органы, благодетели нашли клиентку, братец вручил ей тысячу долларов и в очередной раз клятвенно пообещал, что очень скоро отдадут и оставшуюся сумму. Уговорили женщину написать расписку о том, что деньги она якобы получила сполна — 21 миллион. Та написала, но, когда получит остальные деньги, неизвестно...

Жадность сгубила
Маклеры, попавшие в разработку к правоохранительным органам, пострадали из-за собственной алчности. На следствии и в суде они признавали свою вину лишь частично. Так, мол, сложились обстоятельства, а они искренне хотели помочь гражданам в решении их жилищных проблем. Судьи, естественно, такому альтруизму не поверили, ведь к тому времени уже было известно много чего интересного о теневой стороне деятельности агентов по продаже недвижимости. Документально подтверждается факт получения ими 167 миллионов рублей дохода от незаконной деятельности. Это доход от десятка сделок, о которых стало известно правоохранительным органам. Но не исключено, что таких сделок, равно как и потерпевших, было гораздо больше. Из собственных показаний обвиняемых, а также показаний свидетелей очевидно, что у преступников были хорошие знакомые в БТИ, которые вольно или невольно оказывали им услуги, иногда направляя потенциальных клиентов. Правда, прямая причастность сотрудников этого ведомства к незаконной риелторской деятельности не доказана.
Черные маклеры, однако, оказались стреляными воробьями — от обороны они переходили к нападению. Во время следствия посыпались жалобы на произвол сотрудников прокуратуры, незаконные методы ведение следствия, на то, что показания от них якобы были получены под давлением. Жалобы эти, конечно, не нашли подтверждения. Безуспешными оказались и попытки ввести следствие в заблуждение. Лидер группы Столяренко, уже предвидя, что их деятельность будет раскрыта, спешно перевел 60 миллионов рублей, заработанных незаконным способом, со своего банковского счета на счет дочери. Впоследствии суд принял решение: деньги, добытые преступным путем, обратить в доход государства. Достаточно серьезным оказался и приговор черным маклерам. Столяренко и Дамбовскому предстоит провести по два с половиной года в колонии усиленного режима, Отчику — два года и восемь месяцев. Каждому — с конфискацией имущества, а после отбытия наказания — еще и лишение права заниматься предпринимательской деятельностью сроком на три года. Суд признал также обоснованными исковые требования потерпевших С. Абибока и Е. Отчика о взыскании в их пользу с осужденных соответственно 4,5 и 15 миллионов рублей плюс по 1 миллиону рублей за моральный ущерб.
Несмотря на то, что в Мозыре функционирует несколько агентств недвижимости, поле деятельности для вольных риелторов достаточно широкое. Поэтому помощник прокурора С. В. Гуд советует при покупке жилья быть предельно внимательным и осторожным: “Лучше не прибегать к услугам сомнительных контор, свободных маклеров и многообещающих фирм. Какими бы привлекательными условиями сделки они вас не соблазняли. Гражданам, коль они решили осуществить какие-то сделки с недвижимостью, следует обращаться за помощью в государственные организации.
Любовь ЛОБАН
ЧП и криминал
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg