Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Институт механики металлополимерных систем имени В. А. Белого Национальной академии наук Беларуси в этом году занесен на три Доски почета: областную, республиканскую и академическую

3007 0 19:25 / 18.05.2021
Успех коллективу обеспечили высокая результативность в научной, научно-технической и инновационной деятельности. Выполняя госпрограммы и хозяйственные договоры, институт внес вклад в развитие машиностроения, нефтедобывающей промышленности, строительства, приборостроения, коммунального хозяйства. Помогал предприятиям реализовывать инновационные проекты, внедрять импортозамещающие материалы, создавать новую продукцию. Исследования ученых института по разработке цифровых двойников механических систем вошли в десятку наиболее значимых результатов Академии наук в области фундаментальных и прикладных исследований за 2020 год. Многие сотрудники удостоены персональных наград и поощрений. Радуют успехами и молодые ученые: в копилке их достижений – стипендия и грант Президента, грант Академии наук, победа в финале конкурса инновационных проектов «100 идей для Беларуси». 

Наука и экономика 

Мировое производство полимеров в метрах кубических превышает выпуск всех металлов вместе взятых. Можно сказать, что железный век закончился. Уже сегодня современная авиакосмическая техника на 75 процентов состоит из полимерных композитов. 

IMG_2760а.JPG
Директор Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого, профессор Андрей Григорьев: наука превратилась в отрасль экономики и оказывает на нее значительное влияние. Фото автора

В чистом виде полимеры из-за довольно низких исходных свойств используются редко – только в виде смесей с различными модификаторами. Взаимодействием полимерной матрицы с модификаторами можно управлять, точно настраи­вая материал под конкретные задачи, стойкость к агрессивным средам. Задача ученых – улучшать функциональность материалов, достигать необходимой прочности и других физических свойств, которые в том числе могли бы заменить металл, потому что более технологичны, легче и проще утилизируются. 

– Стоит отметить, что в нашей стране производство и переработка полимерных материалов является крупной отраслью промышленности, – говорит директор Института механики металлополимерных систем имени В. А. Белого, профессор Андрей Григорьев. – А наука превратилась в отрасль экономики и оказывает на нее значительное влияние. Наши производственная и научная деятельность находятся в плотном взаимодействии. И это кропотливая и продолжительная работа. К примеру, разработка принципиально нового подхода к созданию материала может занимать 7–10 лет. 

Сначала проводятся лабораторные эксперименты, потом отлаживается производство технологии, выпускаются небольшие партии продукции – у института есть небольшая, но мощная производственная площадка. К слову, в этом году приобрели уникальное оборудование для изготовления трехметрового полимерного листа. 

Есть проблемы, но есть и решения!

Все достижения института сложно перечислить, остановимся лишь на некоторых. Гомельские ученые могут делать полимерные материалы менее токсичными, огнестойкими и бездымными, шумоизоляционными, менять их свойства в широких пределах и тем самым заменять более дефицитные материалы. 

На базе материалов, которые выпускаются в нашей стране, сотрудники института создали аналоги импортных изделий, но с улучшенными характеристиками. Это полимерные пневматические трубки, которые используются в тракторах МТЗ, элементы топливной системы из полимеров, которые в том числе закупает завод ВАЗ. Институт выпускает материалы для тормозных систем. Одна из последних разработок связана с управлением подъемом и опусканием оборудования весом до 250 тонн на буровых вышках. В тормозах лебедок бурильного оборудования раньше использовали итальянские накладки, а сейчас – наши. 

В условиях ограничений, связанных с ковидом, Беларусь столкнулась с дефицитом ресурсов – базовых компонентов, из которых изготавливают композиционные материалы. Институту удалось решить эту проблему путем импортозамещения, что позволило нарастить объемы хозяйственной деятельности. 

Главные партнеры – предприятия концерна «Белнефтехим». Плотное сотрудничество налажено с БМЗ, группой компаний «Салео». По поручению Президента продолжаются работы по организации производства пластиковых лыж. Реализованы проекты с Белорусской железной дорогой: разработан уникальный материал для верхнего строения железнодорожных путей скоростных трасс. 
Экспортные поставки полимерных композиционных материалов и изделий из них осуществлялись на предприятия России, реализованы контракты с Китаем. 

Вторичная переработка 

Говоря о полимерах, нельзя не остановиться на вопросах экологии. В институте есть отдел, который занимается изучением проблем их вторичной переработки. Как известно, полимерные материалы химически стойкие: тот же полиэтилен разрушится через сто лет. Почти половина полимеров используется в качестве упаковки, а значит срок их службы довольно короткий. При этом полимеры очень трудно разделить по типам и переработать, как металлолом. Многие полимеры нельзя смешивать, и они трудноотличимы по внешнему виду. 

– Но выход найден, и в этом году одна из перспективных разработок института связна с темой мусора, – рассказывает Андрей Григорьев. – Мы создали технологию, которая позволяет, не сортируя полимерные отходы и не отмывая, перерабатывать их определенным образом и получать изделия – георешетки или быстросменную плитку. Она довольно прочная и универсальная: подойдет для обустройства дорог, животноводческих комплексов и ферм, дач. Мы уже начали производство этих плит, и они пользуются спросом. 

Перспективное и важное направление – зеленые технологии. Гомельские ученые создали несколько составов смазочных материалов, которые могут использоваться как более экологичные аналоги индустриальных масел и применяться в частности на железной дороге. 

Лаборатория в подарок

Институт широко сотрудничает с научным сообществом многих европейских и азиатских стран. В 2019 году на конференцию в Гомель приезжали представители 17 стран, в том числе и Японии. Понятно, что сейчас встречи перешли в онлайн-формат. 

– У нас обширные научные связи. Мы входим в международные организации, которые занимаются конкретной проблематикой, например, в Международный совет по трибологии, Международную федерацию по машинам и механизмам, Международный форум по исследованию перспективных полимерных материалов. Кроме того, издаем два международных журнала, один из которых – «Трение и износ», присутствует во всех мировых базах цитирования, – рассказал директор института. 

К слову, после реализации контракта с Китаем, специалисты из Поднебесной были настолько впечатлены сотрудничеством с гомельскими учеными, что выделили средства на организацию в институте совместной лаборатории. Ее планируют открыть в конце года. 

На Земле и в космосе 

Можно сказать, что институт оставил свой след не только на нашей планете, но и в космосе. Начнем с того, что процессы трения и износа в космическом пространстве, на спутниках, международных космических станциях кардинально отличаются от того, что происходит на Земле. Тот материал, который отлично проявляет себя здесь, на орбите может поменять свойства на противоположные. К примеру, узел трения, находящийся в вакууме, просто заклинивает. С трением в вакууме связано немало проблем, и над поиском решений работают ученые из многих стран. 

В 2008 году Роскосмос начал работы по увеличению ресурса космических аппаратов на орбите до 15 лет. Институт механики металлополимерных систем также привлекли к этой теме, так как белорусская школа по изучению процессов трения – одна из самых сильных. 

В рамках программы Союзного государства, наряду с четырьмя белорусскими организациями, гомельские ученые разработали прибор, предназначенный для исследования материалов трения и износа в открытом космосе. Помимо всех остальных уникальных свойств, он работает в диапазоне температур от -140 °С до +200 °С. В 2014 году неудачный старт ракеты приостановил этот проект. Но в этом году в июне в космическое пространство отправится модуль «Наука», и на его борту будет наш прибор – результат работы гомельских ученых.

УНП 400084698
Экономика
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg