Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Неравнодушные пенсионеры из Калинковичей борются за увековечивание подвига павших

1698 0 10:01 / 21.09.2022
Имена Надежды и Леонтия Болсуновских знают далеко за пределами их любимого городка. Несколько лет назад они без преувеличения совершили подвиг, добившись появления в Калинковичах мемориала в память о погибших в годы Великой Отечественной войны земляках. На памятнике тогда оставили несколько пустых стел — чтобы продолжать работу по восстановлению имен героев. Но Болсуновские обеспокоены: время идет, а процесс почти не движется. Во многом, по их мнению, из-за недопустимого в Год исторической памяти формального подхода

29ab7aabc9709b4e43ae5a4733743a76.jpg
Надежда и Леонтий Болсуновские у памятника

Народный проект

Идея о создании памятника горожанам, приблизившим Победу, возникла еще полвека назад. С таким предложением выступило руководство комсомольской организации Калинковичей. Даже определили место и поставили памятный валун. Но реализация проекта неоднократно откладывалась, пока за дело не взялись Болсуновские. Надежда Игнатьевна не скрывает:

— Для нас это было не только общественно важным делом, но и личным долгом. У супруга Леонтия Захаровича отец погиб под Сталинградом. А мой папа Игнат Пасловский был подпольщиком и партизаном, а потом ушел на фронт. Погиб в 1944 году при освобождении Польши. И мы многие десятилетия не знали, где он похоронен. А когда удалось найти его последнее пристанище, задумались: сколько еще калинковичан вот так же лежат в чужой земле, отдав жизнь за нашу свободу, а у родных нет возможности посетить их могилу?

Супруги создали инициативную группу и начали обивать пороги и собирать деньги. Навстречу пошли и власти, и предприятия, и простые люди. Каждый давал сколько мог. На памятник выделили часть средств, заработанных на субботнике, проект бесплатно сделали студенты Белорусского государственного университета транспорта. Памятник получился по-настоящему народным.

Мемориал открыли в 2016‑м на перекрестке улиц Суркова и Советской. На центральных треугольных стелах — количество погибших мирных жителей, карта воинских захоронений района и проникновенные строки поэта Виктора Голайдо. На боковых — имена тех самых героев-калинковичан, которые воевали. Надежда Игнатьевна проводит дрожащими пальцами по фамилии своего отца:

— Для многих это стало очень важным событием: возможность «встретиться» со своими родными. Официальные списки павших не сохранились. Имена приходилось восстанавливать с помощью краеведов, книг, документов и даже по воспоминаниям местных жителей. Нашли более 500 человек. Часть стел осталась незаполненной. Это было сделано с расчетом на то, что работа по восстановлению имен продолжится.

Нельзя перестать искать

Сегодня у активистов Болсуновских болит душа оттого, как развивается ситуация. Долго они добивались размещения имени Виктора Голайдо под его поэтическими строками на памятнике. Первый вариант, криво написанный и потекший после дождя, привел супругов в ужас:

— Нам было стыдно смотреть на это безобразие, когда его дети 9 мая пришли к памятнику. А ведь он еще и автор гимна Калинковичей.

Сейчас краска нанесена уже ровнее, но все равно заметно выбивается из общей картины. Как и не выгравированные, а дописанные вручную фамилии павших. За шесть лет удалось найти всего шестерых человек. Сложность и масштаб такой исследовательской работы понятны. Может, больше и не удастся разыскать ни одной фамилии. Каждый новый факт из истории приходится восстанавливать по крупицам. И Болсуновские это осознают.

— Поэтому мы и предлагали другое решение, — говорит Леонтий Захарович. — Отступить от формального подхода и нанести на мемориальные плиты фамилии погибших бойцов из близлежащих деревень. Нам ответили, что населенных пунктов в районе очень много, стел на всех не хватит. Да и якобы памятник завершен и на оставшихся гранях наносить ничего не планировали. Но как не планировали, если еще во время открытия памятника речь шла о продолжении поисковой работы?!

Надежде Игнатьевне такой подход к увековечению памяти павших непонятен:

— Можно взять лишь те деревни, в которых нет своих мемориалов, да и вряд ли появятся, ведь жителей в них остается все меньше. Говорят, нужно официально менять концепцию! Сложно? Наверное, легче вычеркнуть формально неподходящую фамилию. Мы вносили в список Бененсона Берка Нисоновича, в книге «Память» информация о нем есть. Он работал на железной дороге в деревне Холодники. Добровольно ушел на фронт и не вернулся, оставив троих детей, которые, кстати, всю жизнь работали в Калинковичах и тоже внесли свой вклад в создание мемориала. Однако его фамилии на стелах нет. Мотивировали это тем, что призывался он из Холодников, а не Калинковичей.

Надежда Игнатьевна читает официальные ответы про целостность композиции, про четкие критерии для занесения фамилий на стелы, про то, что «на данный момент проблема пустых граней на памятнике не стоит». Читает, но согласиться не может:

— Сегодня наша страна на фоне международного беспамятства, на фоне возрождения нацизма и фашизма прилагает массу усилий по восстановлению исторической памяти и справедливости, чтобы не был забыт ни один солдат, отдавший свою жизнь за мир. Наш мемориал стал поистине святым местом, где звучат и не забудутся фамилии героев. А пустые стелы — немой укор нам, живущим.

Заместитель председателя Калинковичского райисполкома Валентин Васюта:

— Еще до воплощения идеи памятника в жизнь мы проводили общественные обсуждения, на которых рассмотрели и утвердили для занесения на памятный знак список жителей города Калинковичи, павших в боях за Родину. За основу взяли предлагаемый инициативной группой перечень из книги «Память», проверенный и откорректированный. Тогда же были четко определены критерии для занесения фамилий: это уроженцы и жители Калинковичей, погибшие на фронтах, призванные Калинковичским районным военным комиссариатом, проживавшие на административной территории города до начала Великой Отечественной войны. Было также решено включить в список для увековечения имена калинковчан, которые по каким-либо причинам призывались иными военными комиссариатами Советского Союза.

За шесть лет, которые прошли после установки мемориала, поступило несколько заявлений от граждан. Найдены сведения о шести новых героях-калинковчанах, их фамилии отражены на плитах. Также исправлена одна нанесенная ранее фамилия, так как найдены новые документы.

Реализовать предложение Надежды и Леонтия Болсуновских об изменении концепции памятника сложно. В нашем районе 130 населенных пунктов, и места для нанесения фамилий всех погибших его жителей будет недостаточно. А с установлением критериев отбора определенных деревень из общего количества тоже возникнут проблемы: как объяснить, почему фамилии одних героев здесь, а других — нет?

Вопросам увековечения и сохранения памяти о защитниках Отечества в нашем районе уделяется самое пристальное внимание. За памятным знаком в Калинковичах закреплены общественные объединения, трудовые коллективы, учреждения образования, что позволяет содержать его в надлежащем состоянии.

Фото Иван ЯРИВАНОВИЧ
Год исторической памяти
Горин_сайт.jpg

bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg