50 лет назад на большой советский экран вышел художественный фильм режиссера Василия Шукшина «Калина красная». Роль Куделихи, матери главного героя, сыграла простая деревенская женщина, которая никакого отношения к миру кино не имела.
Вспоминая Василия Шукшина. Юрий Рыбчинский, 1975 год
Съемки фильма стали для Василия Шукшина последней режиссерской работой и «вынужденной мерой». Он хотел снять картину о Степане Разине, однако чиновники Госкино поставили условие: перед тем как работать над историческим сюжетом, режиссер должен создать фильм о советской действительности. И Шукшин выбрал свою повесть «Калина красная» основой для сценария, который написал за две недели.
Сложности начались еще на этапе утверждения сценария. Василию Макаровичу предлагали заменить главного героя – мол, уголовник не может быть в центре сюжета, да и получался он положительным героем, вызывающим симпатии зрителей. Лучше сделать его законопослушным гражданином. Но режиссеру удалось отстоять своего персонажа, без которого фильм бы вообще не состоялся.
Когда Шукшин готовился к съемкам, он отсмотрел массу архивных киноматериалов, и в одной кинохронике увидел, как заключенный поет песню на стихи Сергея Есенина «Ты жива еще, моя старушка...». Это так впечатлило режиссера, что он решил включить похожий эпизод в фильм: «Вот где душа живая тоскует!»
Киногруппа работала в Вологодской области, в городе Белозерске, многие сцены снимали в деревне Мериново. Мать главного героя должна была сыграть актриса Вера Марецкая, но в последний момент народная артистка СССР отказалась от роли – не захотела играть старуху: «Я и сама сегодня такая же. Не могу! Не хочу…» Тут и подсказали сельчане оператору Анатолию Заболоцкому, что живет на краю деревни женщина схожей судьбы с Куделихой. Шукшин решил встретиться с Ефимьей (по паспорту Офимьей) Быстровой. Когда Василий Макарович пообщался со старушкой, понял: это настоящий подарок судьбы – никакая народная артистка так не сыграет.
Женщина просто рассказывала Василию Макаровичу историю собственной жизни. О том, как поднимала сыновей, как погибли они на войне и осталась одна на старости лет: «У меня сыновей теперь один...» Восемнадцать лет искала она своего ребенка. Подавала в розыск, рассылала запросы до тех пор, пока не сказали ей в сельсовете: если жив да здоров, сам откликнется, а если нет, так и ничего не сделаешь. Оператор Заболоцкий снимал исповедь на камеру через окошко, без постановочного света. С первого дубля, практически без купюр эта сцена вошла в картину «Калина красная» и получилась одной из самых эмоциональных. Ведь произносила Ефимья Ефимовна не текст, написанный для актрисы, а говорила про свою историю. И про пенсию в 21 рубль, урезанную до 17 из-за якобы большой усадьбы, и про слезы свои…
Завершив дела, режиссер собственноручно починил избу, привез дров и продуктов на зиму, оставил денег. Василий Шукшин посылал Ефимье нехитрую помощь даже после того, как вернулся в Москву. Куделиха сердцем прикипела к Макарычу и, поверив своей выдумке, говорила всем, что это пропавший сыночек. Фото Шукшина повесила на стену в избе.
2 октября 1974 года во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался. Фотограф Юрий Рыбчинский, который работал в журнале «Советский Союз» и много колесил по стране, в 1975-м заехал в вологодскую деревеньку Мериново, чтобы рассказать Быстровой про смерть режиссера. Она так горько расплакалась и долго не могла успокоиться, ведь действительно всем сердцем полюбила Василия и была ему благодарна. Но больше всего оплакивала вновь потерянного сына, ведь Шукшина она считала родным ребенком. Юрию Александровичу удалось увековечить этот момент, когда несчастная старушка узнает о смерти любимого сына Василия.