Вверх
Сказки старого Самовара
Премьера рубрики «Музеи Гомельщины»
Благодаря неустанному кропотливому труду собирателей, коллекционеров, ученых, мы имеем то, что называется Историей. Увлечение коллекционированием может привести к созданию целого музея, такого, например, как Ветковский музей народного творчества. Заглянуть в потайные уголки хранилищ, приоткрыть неизвестные страницы истории поможет новая рубрика “Гомельскай праўды” — “Музеи Гомельщины”.
Ну, что же вы стоите в дверях? Не стесняйтесь, заходите! Присаживайтесь у нашего стола. Будем знакомиться. Да и чай скоро будет готов. Зовут меня Самовар Самогарыч. Отчество мудреное? Самогарами называли нас в Ярославской губернии, в Курской — самокипцами, а в Вятской — самогреями. Дедушка мой, Сбитенщик, долгое время служил русским для приготовления сбитня — любимого еще с древности напитка из воды, меда и пряностей. Дедушка был похож на пузатый чайник, внутри которого был припаян кувшин для углей, а снизу — поддувало. А вот мой дружок закадычный — чай, с которым мы познакомились еще в XVII веке. Прибыл он к нам из далекого Китая. А знаете, почему лист этого куста называется у нас чаем, а в Англии tea? К нам заварка доставлялась из северных провинций, где называлась “ча”, а на туманный Альбион — с юга, и звучала как “те”. И, скажу вам по секрету, чай на Руси гораздо вкуснее, чем в Англии, потому что доставлялся он караванами по суше, а в Европу — по океану, и очень страдал от морской болезни. Первый чай был очень дорогой, и использовался в царских и королевских семьях как лекарство при недомоганиях. Больше столетия напиток оставался привилегией знати, и только с увеличением торговли с Востоком стал популярен сначала в купеческой среде, мещанской, а в начале ХХ века стал общенациональным напитком. До конца ХIХ века чай поставлялся из Китая в обмен на сукно, лен, кожу и меха. Чайной столицей России была, безусловно, Москва, а самоварной — Тула. Первые фабричные самовары появились в Туле в 1778 году. В свободное время оружейных дел мастер Федор Лисицын в своей домашней мастерской упражнялся в работах с медью. Дело отца продолжили его сыновья, превратив производство в доходный бизнес. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок. Вслед за Лисицыными самоварные фабрики открывались одна за другой — Морозова, Попова, Медведева, Курашева, Черникова, Киселева. Появились даже самоварные короли — Ломовы, Баташевы, Тейле, Ваныкины, Воронцовы, Шемарины. А где короли, там и особые знаки отличия. Медали, полученные на выставках, клеймили на корпусе самовара. Если в 1850 году их было выпущено около 120 тысяч штук, то к 1912 году только в Туле производство самоваров достигло 660 тысяч. Названия говорили о форме самовара: “банка”, “рюмка”, “ваза”, “желудь”, “дуля”, “репка”. Наряду с массовым производством создавались самовары и для богатых — серебряные, мельхиоровые, никелированные… Самогарыч разгорячился, закипел и стал готовиться к самому главному. Заварку засыпали в разогретый чайник. Повернув красивую резную ручку крана, залили на одну треть кипятком и оставили настаиваться. Потом воды долили до верха и стали разливать. — Вам в стакан налить аль в чашку?— спрашивает хозяйка дома. Только ей доверяется разливать чай и руководить церемонией. — Почаистее, то есть до краев, или по этикету, не доливая? Сахар класть в чай или будете вприкуску? Может быть, варенья, рому, пенок? Возьмите баранку или крендель. — Раньше сахар продавали в больших спрессованных головках, или колотым в кусках, — продолжал свой рассказ Самогарыч. — На столе всегда стоял сахарник со щипцами для колки на мелкие кусочки. Сахар-песок в чай не клали, говорят, он делал его мутным. Зато когда пили вприкуску, сахар не перебивал, а оттенял вкус напитка. Чаепитие на Руси, скажу я вам, стало неотъемлемой частью жизни народа. В этом процессе отразилось стремление русской души к дружескому общению, доброй беседе, проявлению лучших качеств человека. С чаепития начинался день и им заканчивался. Традиция эта близка была и в императорской гостиной, и в рабочем бараке, и в крестьянской избе. Самовар-миротворец собирал вокруг себя людей всех поколений. Грея душу и тело, давал повод для неспешного повествования, осмысления человеческого бытия на земле. А помните, у Александра Сергеевича: Смеркалось, на столе блистая Шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар.
А Самогарыч все вспоминал и вспоминал. И создавалось ощущение, что весь мир уютно расположился вокруг этого стола, освещенного светом лампы в матерчатом абажуре, и тепло нагретых боков урчащего пузана навевало сонную негу, в которой грезились далекие шатры заснеженных Гималаев. Не будем прерывать этой сказки. А те, кто мечтает прикоснуться к старинной традиции, милости просим в филиал Ветковского музея народного творчества, который располагается в гомельском парке за собором. Фото автора
Культура