Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Жизни нашей ключ

1845 1 20:06 / 24.02.2011
В 1945 году поэт Леонид Мартынов написал стихотворение “Ключ”, в котором есть такие строки:
…Склонясь над наковальней, ключ для очей, для уст и для сердец я выковал. Мерцал он как хрустальный, Хоть был стальным, — та сталь была чиста, И на кольце твое стояло имя. Тебе я первой отомкну уста! И я пришел и отомкнул уста. Но тотчас их связала немота — Так тесно сблизились они с моими…
Такое трепетное отношение к ключу имеет давнюю историческую традицию. В древнеримской мифологии был специальный бог входов-выходов, дверей, ключей и всякого начала — Янус. При обращении к богам его имя называлось первым. Янус изображался с ключами и двумя смотрящими в разные стороны лицами, что символизировало взгляд одновременно по разные стороны двери (входа). В Гомеле хранится медаль Франции с изображением Януса. Это — деталь памятника Янусу, установленного на форуме Юлии в городе Фреюс. От этого города начинается 14-километровый тоннель в Альпийских горах между Францией и Италией. В военном деле ключом обороны назывался важный рубеж, за обладание которым велась борьба. В 480 году до н. э. персидский царь Ксеркс с огромным войском вторгся в Грецию. Ключом обороны греков стало горное ущелье Фермопилы. Спартанский царь Леонид с небольшим отрядом геройски сражался здесь, прикрывая отступление основной части греческого войска. Только измена позволила захватчикам победить героев. Кстати, Великая Китайская стена как гигантский ключ обороны древнего Китая никогда не была взята врагами штурмом. Только измена позволила захватчикам пройти за стену. В христианской традиции ключу также отведено почетное место. Около 2000 лет назад написано Евангелие от Матфея. В нем приведены слова Иисуса апостолу Петру: “Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем ко мне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…” Сцена вручения ключей изображена на памятной медали Италии 1869 года, вверху надпись на латинском языке: “Тебе ключи Царства Небесного”. В 1917 году сюжет вдохновил Анну Ахматову на следующие стихи (из неоконченной поэмы):
В городе райского ключаря, В городе мертвого царя Майские зори красны и желты, Церкви белы, высоки мосты…
Здесь райский ключарь — апостол Петр, мертвый царь — Петр I. В жизни Российского государства показательна история города Орешка. В 1323 году при истоке реки Невы из Ладожского озера была построена крепость Орешек, она защищала северо-западные границы Руси. В 1348 году крепость осадили шведские войска. Орешек защищал наместник Наримант (сын литовского князя Гедимина). После шести недель осады крепость сдалась, но дальнейшее продвижение шведов было остановлено новгородцами в битве на реке Ижоре. В 1349 году новгородцы отбили крепость. После этого она была защищена каменными стенами и более 100 лет не подвергалась нападениям. Летом — осенью 1555 года шведы снова подступили к Орешку. Крепость выдержала артиллерийский удар, гарнизон стойко защищался. Шведы отступили.
В 1582 году шведское войско опять подошло к Орешку, захватчикам удалось даже ворваться в крепость, но все они были перебиты. В ходе шведской интервенции 1610 — 1617 годов в феврале 1611 года шведы возобновили попытку захвата крепости. Получив сокрушительный отпор, захватчики решили взять Орешек блокадой. После 8-месячной обороны из-за голода, болезней и потерь защитников крепость пала. Россия уступила Орешек шведам, захватчики переименовали его в Нотебург. В ходе Северной войны Петр I вернул крепость России и дал городу название Шлиссельбург (ключ-город). С 1944 года город называется Петрокрепостью. В течение многих лет символом сдачи города неприятелю был акт передачи ключей от ворот города победителю. К этому настолько привыкли, что в 1812 году перед вступлением в Москву Наполеон долго стоял на Поклонной горе в ожидании ключей от города. Не дождался. Важное место отводилось ключу в жизни императорских дворов. В XVIII веке Екатериной II в России было введено придворное звание — камергер. Первоначально это было должностное лицо, ведавшее определенной отраслью дворцового управления. С этим связана принятая во многих странах регалия камергера — золотой ключ на голубой ленте. С 1836 года к званию камергера представлялись в России только дворяне, состоявшие на государственной службе и имевшие чин не ниже действительного статского советника. В комедии Александра Грибоедова “Горе от ума” Фамусов хвалит Кузьму Петровича:
…Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить…
В дворянских поместьях России существовала должность ключника. Ее занимали особо доверенные лица, ведавшие хозяйственными и продуктовыми запасами и их расходом. Не обходилось без измены и здесь (слишком часто измена вторгается в нашу жизнь!). В конце XVII века на Руси была распространена баллада о князе Волконском и его ключнике. На основе этого фольклорного источника в 1861 году Всеволод Крестовский написал стихотворение “Ванька-ключник”. В нем есть такие строки:
Ванька-ключник, злой разлучник, разлучил князя с женой!.. — Ай да сказка!.. Видно хвата! Исполать, за то люблю! Вы повесьте-ко, ребята, Да шелковую петлю!..
Конец этой истории был печален:
…Ветер Ванюшку качает, что былинку на меже, А княгиня умирает во светлице на ноже.
Работа с объемными литературными источниками облегчается использованием ключа. Так, поиски нужного материла в “Истории государства Российского” Николая Карамзина стали гораздо легче, когда появился “Ключ, или Алфавитный указатель”, составленный Павлом Строевым.
Почетное место отводилось ключу в геральдике. Полное собрание законов Российской империи содержит описание восьми городских гербов с изображением ключей. Для Лифляндской губернии в 1788 году высочайше утверждены три таких герба: губернский город Рига — “…на стене две башни с золотыми флюгерами, между которых положены крестообразно два железных ключа…”; уездный город Дерпт (Юрьев) — “в серебряном поле городская стена с двумя башнями… между башнями скрещенные меч и ключ…”; уездный город Пернов — “в голубом поле выходящая из облаков рука, держащая золотой крест, а в левой стороне щита виден золотой ключ”. В Таврической губернии имели ключи два герба: уездный город Перекоп — “в красном поле золотой ключ полуострова Крыма, означающий вход в оный…”; крепость Керчь — “в золотом поле черный скачущий грифон… внизу ключ, означающий вход из Черного моря в Азовское”. Ключи в своих гербах имели также уездный город Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии, уездный город Петровск Саратовской губернии и местечко Городище Киевской губернии.
Культура
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Владимир 01/01/1970 03:00
“Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем ко мне я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного…”

Это новая редакция евангелия или корректор в отпуске?

Евангелие от Матфея 16 глава 18-19 стихи: "…и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного..."
Цитировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg