Первым был тугрик
— Увлечение нумизматикой началось вот с этой монетки, — в раскрытой ладони Виктора Васильевича лежит довольно крупный кругляшок с изображением всадника на лошади. — Монгольский тугрик попал ко мне в студенческие годы совершенно случайно. Как будущий географ тогда подумал: было бы здорово собрать деньги всех стран мира, и загорелся этой идеей.
С тех пор прошло тридцать лет, а задумка все еще в процессе исполнения. Конечно, реализовать ее можно было и быстрее, но такой цели Виктор Жигало не ставил. Процесс, который порой бывает интереснее результата, растянулся еще и потому, что в коллекции практически нет ни одной купленной денежки, все они пришли путем обмена или подарены знающими про увлечение друзьями и знакомыми. Например, афганские монетки в качестве сувенира ему презентовали ребята, выполнявшие интернациональный долг, а вьетнамскими донгами разжился у студентов своего пединститута, где иностранцев учили русскому языку.
Вообще-то достать новый экземпляр в советское время было непросто, потому что страна находилась за железным занавесом. Зато сейчас мир открыт и люди свободно путешествуют. Возвращаясь из поездок, многие не забывают прихватить мелочь и для наставника. Пополняют коллекцию и нынешние его ученики из житковичской средней школы № 1, и выпускники.
В собрании географа есть монеты со всех континентов земного шара. Наилучшим образом, понятно, представлена Европа, но вместе с ней присутствуют и дальние края. Имеются
австралийские доллары, даласи из африканской Гамбии, индийские рупии и японские йены, гондурасские лемпиры и венесуэльские боливары. Всего в коллекции Виктора Васильевича монеты более чем из 70 стран. Правда, значительную часть этих государств уже не найти на политической карте, во многих прошла не одна денежная реформа. Но тем и интересна нумизматика, признается учитель. Ведь за каждой монеткой — свое увлекательное приключение. Кто держал ее в руках? Может, бедняк, а может, королева?
Раритеты — свидетели эпохи
Это звенящее богатство не устанешь рассматривать часами, прослеживая через него не только географию стран, но и их политику, историю и даже искусство. Деньги, разложенные на учительском столе, имеют самую разную форму — кроме традиционной круглой, есть квадратные, с отверстиями, волнообразные. Отличаются по номиналам и годам чеканки, весу, цвету, размерам и толщине.
Внешне больше всего Виктору Васильевичу нравится денежка из Саудовской Аравии — серебристый халал, похожий на многогранную пуговицу без дырочек, с изображением пальмы. А самым тяжелым будет, пожалуй, советский полтинник 1926 года выпуска, на его ребре, или правильнее — гурте, выбито «9 грамм чистого серебра». К слову, почти все самые давние экземпляры — отечественные. Вот этот потемневший и затертый «блинчик» с орлом — денга (именно так, без мягкого знака) 1750 года, а на медной монетке 1841-го начертано (не верь глазам своим) «5 копеек серебром»: в казне в те времена была серьезная прореха, вот и чеканили из чего придется.
Забавно, но есть в коллекции и раритеты, найденные в прямом смысле под ногами. Бывая каждое лето дома, на Витебщине, нумизмат не раз натыкался в огородной земле на «презренный» металл. Случалось привозить интересную денежку и с практик, на которые студенты-географы регулярно ездили по союзным республикам.
Червонцы и рубли
Кроме «интернациональной» разменки, собирает учитель и родные купюры. Их набралось несколько десятков — от царских банкнот до советских. На скромном, слегка поблеклом рубле 1938 года — фигура легендарного труженика, шахтера Стаханова. За красивую 25-рублевую «бумажку» с вензелями 1909 года, рассказывает хозяин коллекции, можно было купить целую корову. Приличное состояние представляет и полный набор серпастых дензнаков эпохи СССР вместе с мелочью — от единички до 50 копеек. Также в пластиковых файлах бережно хранится весь номинал первых белорусских денег, следом за подзабытыми «зайчиками» расположились сменившие их миллионные купюры.
На следующих страницах еще одни материальные артефакты нашей истории — купоны начала 90-х годов прошлого века, которые в то время ценились не меньше самих денег. Среди неотоваренных сахара, вина и сигарет замечаю бумажку, дающую право на покупку сапог — обувь, как, впрочем, и другие товары, была тогда в большом дефиците.
— Нумизматика — очень увлекательное занятие, — подчеркивает Виктор Васильевич. — Мне оно помогает и в работе. Часто приношу монеты на уроки и факультативы, использую в подготовке к олимпиадам. Дети тогда лучше усваивают материал, он получается более познавательным и разнообразным.
Безусловно, коллекция учителя — вещь ценная. Прежде всего с исторической точки зрения, но и как финансовая инвестиция, наверное, тоже. Правда, сын и дочь к увлечению отца проявляют скромный интерес. Может быть, внуки в будущем заинтересуются, надеется педагог. А пока в его ближайших планах систематизировать и подробно описать каждую монету. Вот только время для этого занятия, пожалуй, найдется лишь на пенсии. Вопреки поговорке, что деньги любят счет, точного количества своего богатства его хозяин не знает.
Из учительского конспекта
Самой тяжелой монетой считается миллион долларов, вес которой составляет 100 кг. Выпущена она банком Канады.
Самая необычная — 5 франков государства Конго. Деревянная, с изображением гориллы.
Первые монеты появились в Китае в Х — VIII вв. до нашей эры.
На копейке чеканили всадника с копьем, отсюда и пошло наименование монеты, а рубль стали так называть потому, что в Древней Руси его приходилось отрубать от куска серебра.