Моя коллекция – мое богатство. ФОТО АВТОРА
Однажды с моим приятелем зашел разговор про музыкальные пристрастия и носители звукозаписи.
– У тебя сколько кассет? – спрашивает он у меня.
– Ну, может… тридцать, – с гордостью отвечаю я.
– А у меня пятьсот! Это еще что, у моего друга их тысяча, новеньких, в упаковке.
Так я познакомился с Алексеем и его коллекцией.
Самое большое удивление вызывает то, что человек собирает предметы, которые уже не пользуются массовым спросом и не представляют интереса для большинства. Хотя мнение это ошибочно. Виниловые диски тоже, казалось, ушли в небытие. Ан нет, сегодня наблюдается ренессанс винила. Растет устойчивый спрос на этот вид носителя звука. В продаже уже появились проигрыватели пластинок. Если бы можно было свободно приобрести патефоны, нашелся бы спрос и на патефонные пластинки.
Так и с кассетами. По словам Андрея, мода на ушедшие технологии уже подтолкнула к производству кассет Maxell, а Sharp стал изготавливать магнитолы с современной начинкой.
Первые кассеты в жизни Алексея появились в начале 90-х, когда отец, большой любитель музыки, купил 11-летнему сыну импортный двухкассетный магнитофон и три корейские кассеты Gold Star. Первые записи были сделаны по просьбе мамы – дебютный и второй альбом Патрисии Каас. Музыка очень понравилась, а вот запись была просто ужасная. Начался поиск хорошей студии звукозаписи.
Стоит отметить тот факт, что в СССР с музыкальными записями было всегда не очень хорошо. Особенно с зарубежной популярной музыкой. Приходившие из-за бугра диски были катастрофически дорогими – стоили зарплаты. Их переписывали на бобинные, а позже кассетные магнитофоны и многократно тиражировали. Популярную музыку записывали и с телевизора, и с радио. В сетке радиовещания даже появилась передача «Запишите на ваши магнитофоны».
В 90-е в Гомеле открылись многочисленные студии звукозаписи. Самая авторитетная среди них – Audio Box. Там, рассказывает Алексей, за дополнительную плату можно было записать музыку так называемого повышенного качества. И, конечно, нужны были хорошие кассеты. Вместе со своим другом Олегом Курашовым отсматривал специализированные журналы с описанием сравнительного анализа массовых производителей. Выбирали мировых лидеров – TDK, Sony, Maxell. Кассеты покупали на рынке. Поначалу записывал техно, танцевальную. Сейчас музыкальный вкус Алексея очень расширился. Но по-прежнему слушает записи на кассетах, считая, что на пленке звук не хуже, чем на диске. Для прослушивания приобрел несколько хороших магнитофонов – дек.
Коллекционер вспоминает момент, когда вскрывать упаковку кассеты, такую красивую, стало просто жалко. Он восхищается работой дизайнеров, которые придумывают нечто новое и в упаковке, и в самом продукте.
– Разная форма окошка для обзора пленки: и короткая, и вытянутая, и эллиптическая. А вот барабан в виде золотой бобины. А здесь наклейки мультяшные на корпусе.
В каждой коробочке – бумажный вкладыш для записи исполнителя и названия композиций. И наклейки на корпус.
К 2000-м годам скопилось около 50 пустых кассет. Потом настала эра СD, и маленькая коллекция попалась на глаза лет через восемь. Тогда появился азарт приобрести все выпущенные модели одного ряда. С помощью интернет-аукционов это оказалось несложно. Кассеты были достаточно дешевы, их много продавалось. В линейке может быть от 5 до 15 единиц разного качества: бюджетные, стандартные, премиум, суперпремиум и так называемые Hi-End. Качество определяется не только пленкой (от оксида железа до напыления чистым металлом), но и корпусом. Самые лучшие – алюминиевые, обеспечивающие прочность и равномерное движение ленты.
До 2010 года кассеты можно было приобрести по 5–10 долларов. Потом они стали предметом коллекционирования, и сейчас цена доходит до 100, а на лимитированные серии – до 400 долларов за штуку. В последние годы коллекция пополняется мало. На поиск и приобретение новых экземпляров уходит много времени и денег. Количество собранных оригиналов Алексей не считал. Думает, что-то около 1000 штук. Всего заявлено в мировых каталогах 2600 кассет, но он считает, что их не менее 3500. Помимо топовых фирм-производителей из Японии, Кореи, Германии, существовали и массовые китайские подделки. Как ни странно, есть коллекционеры и таких.
Среди лимитированных серий Алексей отмечает кассеты для детей и с обтекаемыми, похожими на мыльницы, боксами для ношения в карманах. Интересны и специальные боксы-автоматы для прослушивания в автомагнитолах. Среди редких – 10-минутные кассеты с записью программ для компьютеров.
Чаще всего у нас продавались 90-минутные экземпляры. Скорее всего, это объясняется тем, что время записи на виниловом диске было около 45 минут и на кассете можно было записать два диска. Производители же кассет предлагали 12 форматов от 30 до 120 минут.
На вопрос, какие кассеты наиболее ценные в коллекции, Алексей показал серию из четырех штук National: Panasonic выпустил для внутреннего рынка Японии. Это статусные экземпляры, говорящие о серьезности собирателя. Помимо основного собрания, Алексей имеет около двухсот штук обменного фонда.
В коллекции есть с пяток советских кассет. Но они, по словам Алексея, очень плохого качества.
Для популяризации своего увлечения и пополнения собрания он создал сайт Tapetype.by. В Гомеле знает еще трех, а в Минске – 20 коллекционеров кассет.