Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Гомельскому театру кукол в этом году исполнилось пятьдесят лет

2463 0 03:02 / 19.10.2013
Гомельскому театру кукол в этом году исполнилось пятьдесят лет. Сорок из них актеры жили буквально на колесах. Многое изменилось, когда у труппы появился свой кукольный дом. Сегодня в репертуаре более полусотни постановок для детей и взрослых. Директор Дмитрий Горелик говорит: самое главное — удалось приучить зрителя к тому, что в нашем городе есть свой кукольный театр.

И смысл, и лазер с конфетти

За полвека на его постановках выросло не одно поколение гомельчан. Те, кто видел первые спектакли гомельских кукольников, приводят сюда уже своих внуков. Конечно, тогда все было гораздо скромнее, а куклы еще выступали за ширмой. Это вызывало огромный интерес у юного зрителя: как же там они за ней прыгают? А современных детей, кажется, уже ничем не удивишь. — Когда Волк съедает Красную Шапочку, не имеет значения, продвинутые шестилетние дети или непродвинутые на это смотрят. Для них в любом случае это трагедия, — рассказывает Дмитрий Горелик. — Другой вопрос — ребята постарше. Они уже понимают, что это сказка. Раньше в театр не рекомендовали приводить малышей до пяти лет, а сейчас юным театралом можно стать и в три, но не раньше. Дело в том, что крохи по-разному реагируют на представление — боятся кукол, не могут сосредоточиться. Детские постановки строго разграничиваются по возрасту. Приходится ли сегодня театру кукол конкурировать с популярными мультяшными персонажами, отвоевывать у них интерес маленького зрителя? — Все можно совместить и не потерять при этом свое лицо, — считает директор театра. — У нас есть постановки, в которых театральные и медийные персонажи даже встречаются. Например, Незнайка, Гарри Поттер, телепузики, Водяной, Осьминог вместе путешествуют, попадают в разные страны, подводное царство, русские сказки, к драконам. И это — целая песня. Редкий театр сегодня не использует видео- и мультимедийные примочки. Но когда это выпячивается ради показа технических возможностей и затмевается актерская игра, театр теряет самобытность. Дмитрий Горелик считает: если техника поможет спектаклю, пусть будут и дым, и лазер, и пушки с конфетти, и мыльная пена. В постановке «Осенние фантазии Ослика Иа» Винни-Пух, Ослик, Сова — каркасные проволочные куклы, которые сделаны в стиле детских каляк-маляк. Вначале планировалось, чтобы актриса карандашом рисовала их на листе, а потом куклы проектировались лазером на сцене. Но режиссер решил, если включит его, пропадет «воздух», и отказался от этой идеи. Более того, современных детей такими технологиями не удивишь. А спектакль и без спецэффектов получился легким и лиричным.

Танцуют, а потом взлетают

Кукольный театр больше ассоциируется с детскими спектаклями. Но сегодня это не так. Творческая группа активно ставит постановки для взрослых, на которые, к слову, очень сложно бывает купить билеты. Когда кукольники взялись за спектакль «Над пропастью во ржи», очень переживали, какая реакция будет у зрителя. Но два часа молодые люди, а это самая строгая категория, сидели как мышки и практически никто не ушел. — В последнее время люди потянулись к классическим произведениям, — отмечает Дмитрий Горелик. — Более того, театр кукол — не соска и не манная каша для детей. Это искусство, особый творческий жанр. Раньше считалось, что мы — это комедии, что-то легкое, а сегодня театр ставит всё. Взять «Собачье сердце». На мой взгляд, нет ничего гениальнее. Это материал, с которым можно работать бесконечно. Или же произведение Шолом-Алейхема, по которому Григорий Горин написал «Поминальную молитву». Ее играют во многих театрах, но первым в кукольном варианте ее поставил наш театр. Конечно, лучше Евгения Леонова Тевье-молочника не сыграет никто. Однако и наш актер Лохмаков исполняет эту роль очень хорошо. Правда, это уже другой персонаж со своими переживаниями и эмоциями, которые он передает не только пластикой и мимикой, но и через куклу. А это невероятно сложно. Более эффектно, чем в драматическом театре, мы можем показать и другие сцены. Например, искру влюбленности между Перчиком и его возлюбленной, когда они танцуют, взлетают, а потом повисают в воздухе, как на картине Шагала. Наш режиссер ввел еще одного персонажа, которого нет у Горина, — Бога. В ключевых сценах он показывает свое отношение к происходящему только мимикой и пластикой. Театр кукол, отмечает собеседник, развивается быстрее всех. Ведь он синтезирует драматическое искусство, скульптуру, живопись, музыку, балет, оперу. Приходят новые режиссеры, и они смотрят на произведения по-другому, приносят свою эстетику. «Над пропастью во ржи» поставила команда единомышленников под руководством выпускницы Белорусской академии искусств Натальи Слащевой. И это оказалось близким молодежи. — У нас где-нибудь идет «Тартюф»? — задается вопросом Дмитрий Горелик. — Нет, а тут кукольники обнаглели и поставили его, и поставили неплохо. Вообще же сегодня театр кукол авторский. Правда, есть большая проблема с кадрами. Актеры и режиссеры уходят из-за низкой зарплаты. А ведь кукольник — крайне дефицитная профессия.
Фото автора
Культура


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать