Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Работники транспортного цеха Мозырского НПЗ создают из списанных деталей и агрегатов шедевры

1500 0 19:11 / 17.02.2024
Голова — из корзины сцепления, глаза — шарики от подшипников, на месте ушей — шестеренки, а туловище собрано из пружин задней подвески. Это не голливудский трансформер (хотя и похож), а произведение искусства работников Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Объединившись на почве творчества, они мастерят уникальные скульптуры и целые композиции из отработавших свое деталей, сообщает sb.by.

653ebbe8ba82b3b0d617c0b661fef59b.jpg

Три умелых друга

Александр Кузьменко.

Коллекция уже насчитывает около двух десятков экспонатов различных тематики и габаритов. Доминирует техника. Аэроплан, боевой вертолет «Черная акула», советский комбайн «Колос», модели мотоциклов...

По идее, все это еще до «рождения» должно было отправиться на переплавку в виде металлолома. Так бы все и случилось, если б не спонтанно образовавшийся коллектив в составе трех работников транспортного цеха. У каждого из них по несколько десятилетий трудового стажа, умелые руки и неиссякаемое желание создавать прекрасное.

Андрей Конотоп и Владимир Кочановский.

Неформальный лидер — электрогазосварщик ­Александр Кузьменко. Два других участника — автослесарь Владимир Кочановский и слесарь по ремонту топливной аппаратуры Андрей Конотоп. Последнего в шутку называют смотрителем музея, поскольку все экспонаты находятся в его мастерской.

— У нас все, как… в му­зыкальной группе, что ли, — смеется Кузьменко. — Я, например, самый импульсивный, Володя гораздо сдержаннее, всегда уравновешивает, а Андрей — душа компании. Большую часть работ выполняем в свободное время в личных гаражах. А во время обеденных перерывов производится окончательная сборка.


Полет фантазии

Первым результатом сов­местного творчества стал паровоз, рождавшийся почти год. У начинающих «скульп­торов» отсутствовал не только опыт, но и нужные подшипники для колесных пар.

Сейчас в таких случаях бросается клич по всему цеху. Через некоторое время приходит кто‑то из коллег и приносит нужную деталь — уже негодную для эксплуатации по назначению, но способную послужить искусству.

Паровым котлом стал пневмогидроусилитель сцепления от автобуса МАЗ. Будку сварили из кусочков металла, а в примыкающий к ней бункер поместили настоящий уголь. В готовом виде на паровоз попал лишь «машинист», роль которого досталась солдатику из игрушечного набора. Со временем образовался целый состав, к которому присоединились платформа с танком и цистерна (бывший корпус огнетушителя).


— Идеи не приходят мгновенно — так, чтоб осенило и ты вдруг увидел готовый результат, — говорит Александр Кузьменко. — Это не озарение, а скорее полет фантазии, который может затянуться надолго. Что‑то может навеять, подсказать. Например, увидел паровоз по телевизору — тут же мысль: «А сможем его сделать?» Дальше уже ходишь, придумываешь, какие компоненты и для чего именно можно использовать.

Основной способ крепления деталей между собой — электросварка. Для маленьких элементов иногда используется клей‑герметик. А если нужно добиться внешнего блеска, скульптуру покрывают лаком.


Кешу всем покажут

Самая габаритная скульп­тура — Железный Дровосек из «Волшебника Изумрудного города» — изначально такой не замышлялась. Сперва была сделана лишь голова. Позже возникла идея создать сказочного персонажа целиком. Кстати, рассматривался вариант, что это будет автослесарь — как знак уважения всем коллегам по цеху. Однако получился все же дровосек весом под сотню килограммов.

А вот ежик‑гигант — почти двести отработанных свечей зажигания имитируют иглы. Каждую из них требовалось установить и закрепить под углом в определенной позиции, добиваясь симметричности.

Рядом высится стальной бык-красавец, собранный из блока коробки передач, поршневых шатунов, шестерен планетарных передач и множества подшипников.


— Голову делали в последнюю очередь, когда туловище уже было готово, — отмечает Владимир Кочановский. — Очень долго ничего не подходило — перебирали варианты.

Жемчужина коллекции — попугай Кеша на пальме. Его главная фишка — в умении спускаться по стволу, отбивая клювом громкий динамичный ритм, напоминающий игру на бубне.

— Чтобы добиться такого эффекта, перебрали с полдесятка пружин, пока не нашли подходящие, — рассказывает Кузьменко. — Требовалось с точностью до миллиметра выверить длину и пружины, и Кешкиного клюва, а также идеально рассчитать его массу. Пока все подгоняли, раз 20 «прихватывали» птичку сваркой и отрывали обратно.


Несмотря на свои выдающиеся способности, за пределами мастерской Иннокентий ими ни разу не блистал. Александр Евгеньевич обещает, что в скором времени этот недочет будет исправлен — талантливого попугая покажут публике. При этом его сценический образ дополнит в качестве украшения позолоченная серьга.

Душа в металле

Трио из ­транспортного цеха — постоянный участник фестиваля самодеятельности «Осенний аккорд», который проводится на МНПЗ ежегодно. При этом тематика работ меняется в зависимости от условий, которые обозначают организаторы.

К примеру, минувшей осенью была поставлена задача отобразить период Советского Союза. Поразмыслив, мастера пришли к выводу, что одним из ярчайших символов той эпохи стала Олимпиада‑80 и ее талисман — Мишка. Его и собрали, добавив в компанию фигурки боксера, лыжника и штангиста.


Мужчины признаются, что разногласия и жаркие споры в их творческом коллективе перио­дически возникают. Но так и должно быть! А на вопрос о самых значимых и дорогих экземплярах скульпторы по металлу отвечают, что любимчиков у них нет. Все работы одинаково дороги — ведь в каждую из них, помимо затраченных сил и времени, вложен кусочек души.


Фото Иван ЯРИВАНОВИЧ
Культура


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать