Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Традицию изготовления припятских челнов бережно сохраняют в Житковичском районе

979 0 16:47 / 19.05.2024
В 2022 году статус историко-культурной ценности Республики Беларусь получила традиция изготовления припятских челнов. Ее бережно сохраняют в деревне Переров Житковичского района Гомельской области, сообщает sb.by.

ae17a4be6ba63157443c12e5a500ad63.jpg

Деревянные лодки-долбленки издавна были одним из основных видов транспорта в Беларуси. В отсутствие нормальных дорог для болотистой местности с обилием рек и озер лучшее средство передвижения сложно придумать. Тем более что во время весенних разливов и осенних затяжных дождей где-нибудь на Припятском Полесье челн (в белорусской традиции — «човен») являлся вообще единственно возможным способом куда-либо добраться.

Изготовление лодок было очень востребованным ремеслом, но в то же время и уникальным, поскольку давалось не каждому. Во-первых, нужно было уметь выбрать материал (осину, липу, вербу или дуб), подготовить и обработать его. Присматривали дерево за несколько лет до того, как оно созреет, чтобы превратиться в «човен», — прямоствольное, без дефектов, трещин и крупных сучьев. Кроме того, достаточно толстое в обхвате, поскольку от этого зависело водоизмещение будущей лодки. Любопытный момент: это непременно должно было быть дерево, в которое никогда не попадала молния.

Во-вторых, челн нужно было идеально сбалансировать. Малейшая ошибка грозила тем, что он бы переворачивался при любом неосторожном движении — такие часто называли «душегубками».

Поскольку конструкция долбленки отличается от современных лодок (она как минимум не имеет киля и к тому же, как венецианская гондола, управляется одним веслом), чтобы изготовить ее устойчивой и надежной, мастер должен нутром чувствовать дерево и обладать, если так можно выразиться, интуитивным знанием законов физики. Согласитесь, такие качества присущи далеко не каждому. На совесть сделанный челн, хоть и сработан из тяжелого древесного ствола, буквально скользит над водой, послушен любому движению человека. Именно поэтому для управления им нужна сноровка. А вот в подпитии «за руль» садиться ни в коем случае нельзя — внеплановое купание гарантировано.

Челны в Беларуси изготавливались и широко использовались вплоть до середины XX века, в конце концов трансформировавшись в лодки из деревянных досок. Тем не менее долбленки делают и сегодня, но исключительно на заказ. Правда, мастеров осталось совсем немного.

Дубовая закалка

В разных уголках Беларуси формы челнов и их размеры существенно разнились в зависимости от местных традиций. Назывались они тоже по-разному: комельники — выдолбленные из комеля, толстой части ствола над корнем; камяги — лодки, к бортам которых приделывали деревянные брусья на уровне воды, для устойчивости. В зависимости от вида древесины лодки именовались незатейливо, но информативно: «осиновка», «липовка», «вербовка» и так далее. Дубовые челны — широкие и тяжелые — могли превышать 10 метров в длину. Их использовали для перевозки грузов и в качестве паромов. Дуб в Беларуси вообще считался идеальным лодочным материалом, что достаточно нехарактерно. Но очень практично: чем дольше такая лодка находится в воде, тем крепче становится. Косвенным подтверждением тому стала сенсационная находка археологов, сделанная осенью 2018 года.

Около деревни Николаево Ивьевского района Гродненской области со дна Немана подняли дубовый «човен» длиной почти 8,5 метра. На основе данных дендрохронологического датирования специалисты НАН Беларуси определили, что сделан он в 1500—1510 годах. Причем из дерева, которому на тот момент было 300 лет. Несмотря на почтенный (и это еще мягко сказано) возраст, челн прекрасно сохранился.
Культура
3_НПЗ.jpg

Гаврилов_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg