Великолепные залы дворца
(Продолжение) Проходя по дворцовым залам, представим, скольких людей видели эти стены за более чем 200 лет. У парадного подъезда останавливались кортежи великих князей и российских императоров, кареты родственников и друзей хозяев дворца, которые вели активный светский образ жизни. Вестибюль в гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Во дворец Паскевичей также гостеприимно допускались исследователи. Сюда, как и в парк, стремились попасть горожане и путешественники, чтобы насладиться духом сохранившейся старины, полюбоваться произведениями искусства. Ведь в княжеском собрании соседствовали семейные реликвии, художественные, исторические и книжные коллекции. Самые представительные помещения центральной части дворцового сооружения, предназначавшиеся для приемов, впечатляли богатством убранства стен и потолков. Колонный зал был инкрустирован крупной мозаикой бело-красного искусственного мрамора. Белая гостиная поражала обилием выпуклых фигур, золотая столовая — обоями под тисненую кожу в золоченых рамах, сложным рельефным узором потолка и лепными орнаментами над дверями. Полы в залах были «паркетные мозаиковые, набранные из разноцветных дерев лучшего рисунка». Роскошными были и комнаты, где часто проводили время владельцы: малый кабинет и спальня князя, красная гостиная, «кабинетик» и спальня княгини. Интерьер княжеской спальни в гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Как же были обустроены княжеские апартаменты? В описях дворца, которые педантично составлялись дворецким в каждом помещении, читаем о спальне княгини: «кровать с инкрустацией двуспальная с гербом и балдахином, с двумя тюфяками, одним валиком и покрывалом голубого дома; столик ночной с инкрустацией — 2; столики с инкрустацией герба — 2; комод с инкрустацией и гербом со стеклами; бюро с гербом с инкрустацией; моленная с гербом с инкрустацией». По такому описанию можно только догадываться, какой необыкновенной была обстановка этой спальни. Но у нас есть удачный случай рассмотреть некоторые из предметов и места их размещения на фотоснимке 1860-х годов. Он был сделан петербургским фотографом Джованни Бианки вскоре после того, как Федор Иванович Паскевич унаследовал гомельскую усадьбу и перестроил на свой вкус главный усадебный дом. Тогда же и другие дворцовые интерьеры попали на фотографии, хранящиеся сегодня в фондах Государственного Эрмитажа. Внимательно рассмотрите их и полюбуйтесь той роскошью, которая в буквальном смысле царила в залах гомельского дворца того времени. Канделябр из золоченой бронзы с изображением Сатира. Середина XIX в. Франция. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля.
Столик нумизматический. Середина XIX в. Европа. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
Часы каминные со скульптурной группой Венеры и Галатеи.
Середина XIX в. Франция, Париж. Музей Гомельского дворцово-паркового ансамбля
По всему ощущается стремление хозяев наряду с уютом и комфортом создать атмосферу приподнятого настроения и парадности. Этому помогали изысканная меблировка и множество самых различных предметов, среди которых редкие произведения искусства и ценные подарки монархов. Их демонстрировали с особым благоговением, торжественно размещая на самых видных местах, порой в специальных витринах и на подиумах, как в настоящем музее. К ним относились и огромные фарфоровые вазы, которые находились в большом кабинете в башне, в золотой столовой, колонном зале и белой гостиной. На фотоснимке гостиной перед нашим взором отчетливо предстают три такие вазы, а также напольные канделябры из хрустального и рубинового стекла, подаренные Николаем I фельдмаршалу Паскевичу. Бесконечно жаль, что эти изумительные осветительные приборы и единственные в своем роде образцы художественного фарфора не пережили послереволюционных лихолетий. Колонный зал в гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Не дошли также до наших дней и изображенные на фото Белой гостиной мягкая мебель для сидения в яркой цветастой обивке, и круглый стол, покрытый скатертью. Давайте присмотримся внимательно, что стоит на столе? Мы узнаем бронзовый канделябр с фигуркой Сатира , один из четырех, находящихся сегодня в нашей музейной экспозиции. При пристальном рассмотрении снимка находим среди мебели еще три оригинальных нумизматических столика из бронзы , а на каминной полке перед зеркалом поблескивают бронзовые часы с фигурами Венеры и Галатеи, сохранившиеся в нашем музее. Интерьер Белой гостиной в гомельском дворце. Фотограф Джованни Бианки. 1860-е. Государственный Эрмитаж
Татьяна ЛИТВИНОВА, кандидат искусствоведения, заведующая художественным отделом дворцово-паркового ансамбля. (Продолжение следует) Фото из Государственного Эрмитажа публикуются впервые
Культура