Журналист «Гомельскай праўды» прониклась неповторимой атмосферой праздника.
Театр уж полон
Хотя этот день пока не отмечен красным цветом в календаре, но 8 декабря 1999 года в истории народов Беларуси и России стал днем огромной значимости. Четверть века назад наши страны, подписав Договор о создании Союзного государства, избрали уникальный путь совместного развития в формате, аналогов которому нет в мировой практике.
Большой театр встречал гостей праздничной атрибутикой, живой музыкой, теплыми улыбками. Не каждый день можно встретить одновременно столько медийных лиц: министры, политики, деятели культуры, журналисты… На память приходит пушкинское: «Театр уж полон, ложи блещут…» В зале – высшие должностные лица нашей страны, руководители государственных органов и организаций Беларуси и России, депутаты, представители общественных организаций.
По случаю 25-летия подписания Договора о Союзном государстве свои обращения к народам Беларуси и России направили Александр Лукашенко и Владимир Путин. От имени глав государств их зачитали премьер-министр Беларуси Роман Головченко и Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации Борис Грызлов.
Белорусский лидер отметил, что союзный договор открыл новый горизонт в отношениях двух братских народов. Мы строим общий союзный дом на основе исторической, духовной и культурной общности, уважения суверенитета и национальной идентичности. Союзное государство демонстрирует успешность этого уникального межгосударственного объединения. Российский президент подчеркнул эффективную координацию во внешней и оборонной политике – востребованную в нынешних непростых международных условиях, когда Москва и Минск сталкиваются с беспрецедентным внешним давлением.
– Товарищи! Друзья! Дорогой Минск! Родные и любимые Беларусь и Россия! – так начал свое выступление Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев. По его словам, день 8 декабря – это повод взглянуть на многовековую совместную историю белорусского и российского народов, оценить наши успехи, победы, совместное движение вперед, переосмыслить сложные страницы истории и понять, что мы по-настоящему нужны друг другу.
Бурными аплодисментами встретил зал Валерия Гергиева – Героя Труда, народного артиста России, трехкратного лауреата Государственной премии РФ, художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра и с 2023 года генерального директора Большого театра.
– Для меня огромная и высокая честь выступать в Минске. Скажу по секрету, это мое возвращение в Минск, – признался Валерий Абисалович. И рассказал, как еще студентом был участником всесоюзных и международных музыкальных конкурсов и в январе 1978 года выступал в белорусской столице со своим первым концертом. Одно из первых приглашений он получил именно от директора минской филармонии, о чем дирижер с мировым именем помнит всегда.
В честь юбилейных торжеств на сцене Большого театра Беларуси Мариинский театр представил оперу «Хованщина» великого русского композитора Модеста Мусоргского. Говоря про выбор этого произведения, Валерий Гергиев отметил, что, по его мнению, «в огромном пространстве мировой музыки, в океане гениальных творений разных столетий опера «Хованщина» – едва ли не самое значимое произведение. Это величайшая опера, которая вызывает у публики не просто желание похлопать, а задуматься о том, в каком мире мы живем». По словам дирижера, этой оперой восторгались зрители пяти континентов.
И ноет грудь, и сердце зябнет
Уже с первых нот стало понятно, что зрителя ожидает необыкновенное действо. Волшебное вступление к опере, названное композитором «Рассвет на Москве-реке» – словно акварель в музыке, нежнейшая живописная зарисовка, проникающая в самое сердце. Одновременно это и символ утра России, которую предстоит преобразовать будущему Петру Великому.
Далее широко разворачивается народная музыкальная драма, как окрестил жанр своей оперы сам Мусоргский. Патриархальная старина, боярская смута начала правления Петра, борьба за верховенство царской власти с патриархом Никоном, гонения на старообрядцев, их самосожжение… Словно эпическое полотно, опера в деталях рассказывает о том, как уходила старая Русь, как на смену ей шла новая петровская Россия.
Роль Шакловитого – пожалуй, самого противоречивого персонажа «Хованщины» – исполнил белорус, солист Мариинки Владислав Сулимский. Именно роль, а не просто оперную партию. Уроженца Молодечно по праву называют певцом шаляпинской традиции, он не только великолепный баритон, но и очень выразительный актер. Мне посчастливилось видеть и слышать Сулимского в Санкт-Петербурге в «Мазепе», «Царской невесте». Три года назад он пел в нашем Большом вместе с Ниной Шарубиной в «Макбете». Всегда в отличной форме, всегда эмоционален и убедителен, точен в акцентах – таким был Владислав Сулимский и в этот раз. Безупречно исполненная им ария-молитва Шакловитого на несколько секунд остановила музыку, когда зал восторженно закричал «браво!»
Весь состав исполнителей «Хованщины» держал высокую планку от первой до последней ноты. По-другому и быть не может: коллектив Мариинского театра славится на весь мир непревзойденным мастерством. Прекрасны были Юлия Маточкина, Михаил Петренко, Станислав Трофимов, Сергей Скороходов, Евгений Акимов. Великолепные декорации менялись с каждым действием и были молчаливыми героями сюжета: панорамный вид Москвы, кремлевские стены, раскольничий скит, храм Василия Блаженного… Легли на душу народные песни. Они словно перекликались с арией Досифея: «И ноет грудь, и сердце зябнет…».
Весь вечер на сцене безраздельно властвовала невероятно выразительная, завораживающая русская музыка. Почти пять часов пролетели незаметно. «Хованщина» действительно могучее произведение, национальная святыня! Браво, маэстро Гергиев!
И еще. Валерий Гергиев назвал Большой театр в Москве, Мариинский в Петербурге и Большой в Минске тремя опорными театрами Союзного государства, вместе они могут много сделать, чтобы наша жизнь стала богаче. «Это веление времени и наше огромное желание. Мы унаследовали огромный славянский мир и должны беречь его как зеницу ока».